Если в Мордовии произнести : «Николай Иванович», - то любой вам скажет, что речь идет о Главе республики Николае Меркушкине. Заменой этому заклинанию могут быть: Коль-Ваныч, Коля-Ваня, и т.п. Но это уже от «народной любви». 5 февраля 2011 года этому человеку исполняется 60-лет. Самое время окунуться в биографию «героя».
Начало
Родился Николай в селе Новые Верхизы Инсарского района Мордовии в 1951 году. Ему слегка подфартило с самого детства. Он явился на свет в семье председателя колхоза. По тем временам, этой должностью обозначался фактический хозяин села. Дядя будущего руководителя Мордовии Григорий Меркушкин успешно прошёл разные ступени партийно-хозяйственной карьеры и укоренился на месте ректора мордовского университета. Так что о слишком тяжёлом детстве, непростой юности говорить не приходится.
Перед Николаем сразу открылись неплохие перспективы, и он ими не преминул воспользоваться.
Комсомол, КПСС
В 1968 году Меркушкин поступает в университет, руководимый дядей. Он избирает престижную по тем временам специальность инженера электронной техники. Но глаз его повернулся в другую сторону. В сторону политической будущности. Парень, видимо, понимал, что без этого «путь в люди» будет малоперспективным. Была, правда, возможность выбрать тропу удобной и относительно сытой жизни советского учёного.
Но наш герой ступил на более беспокойную, но и более перспективную стезю партийной карьеры. На первом курсе Николай становится старостой группы. На третьем курсе он начальник штаба «Комсомольского прожектора» университета. А после пятого курса Меркушкин остаётся в университете на освобождённой комсомольской должности секретаря комсомольской организации ВУЗа. Эту должность он поучил уже после не очень приятной отставки дяди с поста ректора университета. Но бойкий юноша сумел понравиться новому ректору Александру Сухареву. И тот решил его поддержать. Надо признать, что Николай добра не забыл и впоследствии сам помог Сухареву после громкой отставки того с поста ректора. И тот почти до самой кончины восседал в президиумах рядом с бывшим подопечным.
Тем временем, Николай Меркушкин в 1977 году переводится в Обком комсомола республики, а через пять лет становится его первым секретарём. Понятно, что он уже член КПСС со стажем. Этот период знаменателен тем, что Меркушкин выдумал новый и совсем неожиданный «почин». Назывался он: «Всем классом на ферму». Выпускникам предлагали идти гуртом в животноводческие бригады. Взамен им обещали через год внеконкурсное поступление в ВУЗ. Все это выглядит на нынешний взгляд диковато. Но тогда эта инициатива «по зову комсомола и велению сердца» принесла Николаю некоторую известность даже в масштабах страны. Не оттуда ли пошла небескорыстная страсть к участию во всех новых начинаниях и выдумке региональных починов?
И партийная карьера шла своим чередом. В1986 году бывшего комсомольского лидера направили на работу первым секретарем Теньгушевского района. Работа в низовом звене партийной цепочки была необходимым этапом успешного движения по карьерной лестнице. Меркушкин занялся «подъемом района». Стали вводить модный в то время «арендный подряд» и прочие почины. Честолюбивый первый секретарь упорно пробивался наверх. Но грянули перемены.
В мутной воде
К 1990 году вследствие внезапно явившейся «перестройки» вся сложившаяся система сильно расшаталась. Молодые коммунисты Мордовии решили ее подправить и одновременно двинутся по карьерной лестнице. Тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Анатолия Березина по-тихому свергли. Но настоящая власть от партии уже ушла. Всем заправлял Верховный Совет. Меркушкин это почувствовал и снял свою кандидатуру с выборов первого секретаря обкома. Им стал Виктор Скобцов. Меркушкин же, оставив за собой пост второго секретаря, попытался избраться руководителем Верховного Совета. Но проиграл Николаю Бирюкову. После августовского путча 1991 года КПСС и вовсе разогнали. Правда взамен нее появилась КПРФ, но наш герой в коммунисты уже не вернулся. В новых условиях он начал мостить новую карьеру.
Но складывалась она поначалу не очень удачно. Меркушкин сначала проиграл выборы на пост Президента Мордовии в 1991 году. В них он даже не вышел во второй тур. Но зато уже в январе 1992 года он был назначен Председателем Фонда имущества Мордовии и стал, образно говоря, мордовским «Чубайсом». Этот малозаметный по тем временам пост дал нашему герою возможность бывать в Москве и обзавестись там некоторыми связями. Тогда же, как считают многие, начался и период первичного накопления капитала семейства Меркушкиных.
Николай Иванович на удивление быстро ухватил все тонкости и перспективы рыночной экономики вообще, и приватизации в частности. По роду своей деятельности ему пришлось столкнуться и с руководителями крупных предприятий, и с новорожденным малым бизнесом, и откровенным криминалом. Но Николай Иванович умудрился поладить со всеми.
В 1993 году Меркушкин пытается пройти в Совет федерации и снова проигрывает. Надо заметить, что до 1996 года выборы в Мордовии были относительно честными. К этому времени противостояние Верховного Совета во главе с Николаем Бирюковым и тогдашнего Президента Мордовии Василия Гуслянникова завело республику в тупик. Все это происходило на фоне всеобщего спада экономики, как в стране, так и в республике. Более умудрённый в подковёрных играх Бирюков с помощью Верховного совета и наспех собранного Конституционного суда Мордовии ликвидировал должность Президента Мордовии. В республике воцарилось «власть советов» здорово смахивающая на безвластие. Москва республиканских перипетий не одобряла и была не прочь поддержать более вменяемого и лояльного Кремлю лидера. А население быстро устало от этой политической чехарды и выживало, как могло.
На ноябрь 1994 году были назначены выборы депутатов Госсобрания - нового органа вышей представительной власти республики. Но потерявшие веру во всё избиратели на выборы не спешили. Установленной местным законом 50 процентной планки явки преодолеть не удалось. Ситуация, что называется, зависла. Но Меркушкин, избравшийся в новый орган по Теньгушевскому избирательному органу, уже потихоньку прибирал власть к своим рукам. В отсутствии Бирюкова были экстренно созваны 62 депутата уже фактически распущенного Верховного Совета МАССР. Они задним числом снизили порог явки до 25 % и тем самым утвердили полномочия вновь избранных депутатов Госсобрания. А возглавил новый орган Николай Меркушкин. Все это произошло с благословения, уставшего от мордовских передряг, Кремля. Дорога к абсолютной власти в республике оказалась открытой. И нельзя было терять времени.
У власти
Спешно началась работа над новым проектом Конституции Мордовии. Комиссию по ее созданию возглавил сам Меркушкин. Этот документ вновь вводил должность главы исполнительной власти и фактического руководителя республики. Конституцию на референдум выносить не стали. Ее утвердили на собранном в 21 сентября 1995 года «Конституционном собрании». Это пестрое временное построение включало депутатов разных уровней, представителей различных политических партий и общественных объединений. Набралось 1186 человек. Конституцию утвердили. А 22 сентября Главой республики, подавляющим большинством голосов, избрали Николая Меркушкина. Мероприятие завершилось масштабной гулянкой в честь нового руководителя.
Меркушкин начал срочно налаживать утраченные связи с Кремлем. Там нового покладистого и понятливого руководителя приняли приветливо. Появилась поддержка и серьезные связи. Пошли кое-какие дотации. Но ситуация в республике оставалась сложной. Надо было что-то предпринимать. Ставку решили сделать, прежде всего, на алкогольную промышленность. Иногородней водочной продукции в республику вход закрыли, а своей выдавали зарплату даже учителям и врачам. Таким образом, стали наполнять бюджет. Закрыли вывоз и сельскохозяйственной продукции из республики. Ограничили ее ввоз. Ввели своеобразную «обязаловку» по сдаче молока, мяса. Вопреки всероссийским законам был введен налог с продаж.
Не обошлось и без починов. С шумом стали вводить «новые межбюджетные отношения». Зарплата руководителей районного звена и даже учителей и врачей стала зависеть от выполнения бюджетных показателей. А они выполнялись за счет реализации мяса молока и все той же водки. В 1996 году был создан республиканский внебюджетный фонд «Развитие села». За кредиты, выдаваемые этим фондом, следовало расплачиваться сельхозпродукцией по установленным фондом ценам. Большинство тех, кто от безысходности взяли такие кредиты попали в «вечную кабалу».
Укрепление позиций
Но политические противники Меркушкина постоянно утыкали его тем, что избран он минуя всенародное голосование. Это следлвало подправить. На 1998 год такие выборы были назначены. Но в ходу уже были «новые выборные технологии». Во избежание неожиданностей 3 самых известных кандидата были сняты Центризбиркомом республики. Не прошли проверки достоверности подписей бывший председатель Верховного совета республики Николай Бирюков, лидер региональной организации КПРФ депутат Государственной думы Евгений Костерин, и еще один депутат Госдумы Николай Медведев. В результате Меркушкин соревновался с никому неизвестным директором макаронной фабрики Анатолием Шаровым. Тот был специально подобран для видимости альтернативности выборов. Меркушкин победил с нереально высоким процентом голосивших «за» его кандидатуру. Таких оказалось 96,6 %. Наверное, отсюда и «растут ноги» фантастических результатов многих последующих выборов.
Оказавшийся в его распоряжении четырехлетний период Меркушкин посвятил ликвидации оппозиции и созданию имиджа развивающейся во всех направлениях республики. По образному выражению мордовского лидера, Мордовию должны были перестать путать с Молдавией. Часть оппозиционеров прикормили, дав им завидные должности. Так бывшему депутату Федерального собрания речистой коммунистке Людмиле Ивановой даровали министерский пост. «Непримиримый» оппозиционер-журналист Иван Келин возглавил мордовское издательство. Кто-то получил субсидии на квартиру. Кто-то пост на госслужбе. Особо несговорчивых обозначили «криминалом, рвущимся во власть» и на выборах «мочили» почем зря. В результате этих трудов на выборах 1999 года было сформировано почти полностью подотчётное Главе Мордовии Госсобрание. Схожая картина произошла и в органах местного самоуправления.
Правда в российском масштабе была сделана серьезная промашка. В республике по команде ее Главы поддержали возглавляемое московским мэром Юрием Лужковым движение «Отечество». Между Лужковым и Меркушкина к тому времени сложились особые отношения. Вновь созданная «под Путина» партия «Вся Россия» оказалась в республике на вторых ролях. Это могло серьезно осложнить отношения с Владимиром Владимировичем, ставшим президентом. Но обе партийные структуры слились в «Единую Россию» и неприятная ситуация сгладилась.
Выборы главы Мордовии в феврале 2003 года прошли гладко. Единственным реальным конкурентом Меркушкина был выдвинутый КПРФ генеральный директор АО «Саранский приборостроительный завод» Анатолий Чубуков. Но его полностью задавила подчинённая Меркушкину пропагандистская машина. Все местные СМИ откровенно агитировали за Меркушкина. Из Москвы один за другим приезжали известные лица для поддержки действующего Главы республики. В этот период в Мордовии побывали Евгений Примаков, Михаил Зурабов, Шамиль Тарпищев и ещё ряд узнаваемых лиц. Все они пели дифирамбы Главе республики. На предприятиях организовывались собрания в поддержку этой же кандидатуры. Охмурение избирателей шло полным ходом.
Были предприняты меры и в «организации выборного процесса». По открепительным талонам досрочно целыми группами голосовали студенты, госслужащие, врачи, работники предприятий. Выборная карусель завершилась впечатляющим результатом Меркушкин - 87,34%, Чубуков - 7,01%. Казалось, что ничего не предвещает беды. Но…
«ЮКОС»
В ноябре 2003 года арестован председатель правления нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский. Началось затяжное расследование уголовного дела об уклонении от налогов. Не последнюю роль в этом сыграла то, что Ходорковский, уверовав во всесилие денег, попытался управлять властью. Некоторые партии, их лидеры и часть депутатов имели финансовую подпитку от «ЮКОСа».
Мордовия в этом контексте смотрелась очень ярко. В Совете Федерации в качестве сенатора от Мордовии восседал один из руководителей «ЮКОСА» Леонид Невзлин. Еще один крупный акционер этой фирмы Владимир Дубов прошёл в Госдуму от Мордовии по партийному списку «Единой России». После ареста босса оба ударились в бега. За два дня до ареста Ходорковский побывал в Мордовии, встречался и обговаривал какие-то вопросы с Меркушкиным.
В ходе следствия вскрылось, что на территории Мордовии зарегистрированы десятки подставных фирм «ЮКОСа». Они пользовались в республике налоговыми привилегиями. Выявились внебюджетные фонды, в которые поступали деньги попавшего в опалу олигарха. Нити от этих фондов вели к Главе республике.
Кресло под Николаем Ивановичем зашаталось с огромной амплитудой. Отставка грозила вызвать интерес к законности огромного семейного бизнеса, который как спрут опутал всю республику.
Вдобавок ко всему на тщательно выстроенном корабле власти возник бунт. Четверо депутатов Госсобрания подписали запрос в Генпрокуратуру России с требованием проверить законность предоставления налоговых льгот дочерним структурам нефтяной компании. В запросе отмечалось, что закон Республики Мордовия "Об условиях эффективного использования социально-экономического потенциала", на основе которого строилось сотрудничество с «ЮКОСом», на обсуждение депутатов не выносился и на голосование не ставился. Депутаты не имели понятия о том, как и на что расходуются получаемые республикой деньги. Подписавшие письмо депутаты имели основания предполагать, что часть денег могла «прилипнуть» к хватким рукам Главы Мордовии.
Реакция последовало незамедлительно. На трех из четырех подписантов завели уголовные дела. Кто-то из них покинул республику. Кто-то притих. «Непонятливый» Анатолий Сардаев лишился должности руководителя Мордовского филиала ФГУП "Почта России". Против него возбудили целый ряд уголовных дел. В конце концов, он был упрятан за решетку, а издаваемая им оппозиционная газета "Мордовия сегодня" закрылась.
Во время описываемых событий Николай Меркушкин совершал постоянные вояжи в Москву. Он торил дорожки во все доступные ему высокие кабинеты, всеми силами пытаясь устоять. Ходят слухи, что на улаживание дела ушли немалые средства. И в Кремле решили не карать «заблудшего».
В мае 2005 года Мещанский суд Москвы признал Михаила Ходорковского виновным в налоговых преступлениях и приговорил его к 9 годам лишения свободы. В октябре того же года не дожидаясь срока окончания полномочий, Меркушкин поставил перед президентом России вопрос о доверии. В ноябре Владимир Путин внес на рассмотрение Государственного Собрания Мордовии кандидатуру Николая Меркушкина для наделения его полномочиями Главы республики. Понятно, что Госсобрание Мордовии этими полномочиями его наделило. Новый срок прошел в хлопотах по укреплению собственного имиджа и росту благосостояния всего семейства. Теперь Меркушкину дарован еще один срок на прежнем посту.
Итоги
В рамках статьи не уместить всех изгибов биографии мордовского «вождя». Пусть лучше этим займется «придворный» «Научно - исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики». Это как раз его профиль. А мы кратко подытожим то, что имеем в конце 15 летнего периода безраздельного правления Николая Меркушкина.
В итогах мало чего утешительного. В республике исчезли малейшие намеки на демократию. На фоне показушных объектов и «успехов», в регионе, как и а 1995 году, самый низкий уровень зарплаты в Поволжье. И один из самых низких в России. Как и в 1995 году пенсии в Мордовии выше, чем зарплаты во многих отраслях экономики. В самом низу российской таблицы находится и уровень жизни населения республики. Бюджет региона так и остался дефицитным. И этот дефицит не отходит от критических 15 процентов разрешенных российским законодательством. Под кредиты заложена большая часть госимущества республики. Мордовия отягощена непомерными по стоимости содержания спортивными и прочими объектами. При этом пышным цветом цветет коррупция, клановость и кумовство. У нас, как и в Москве есть своя строительная «Батурина» в лице родного брата Николая Меркушкина Александра. Дети главы хапнули жирные куски от экономики республики и хозяйничают в них под покровительством высокопоставленного отца. Кругом просматриваются цепкие лапы этого семейства и его окружения. Перспективы грядущего празднования надуманного праздника «тысячелетие единения» мордовских племен с российскими княжествами в 2012 году и чемпионата мира по футболу в 2018 позволят семейству хапнуть напоследок «от души».
А нам простым сметным гражданам республики остается только взирать на происходящее вокруг и дивится непотопляемости «главного человека Мордовии». И еще терпеть. Насколько этого терпения хватит. А оно у нас, похоже, безграничное.
Андрей Корнеев