Про одну статью и про Гентский алтарь

Feb 26, 2011 21:48


 Прочитала недавно статью Б.А. Успенского «Композиция Гентского алтаря Ван-Эйка в семиотическом освещении». Хочется в первую очередь для себя записать несколько интересных моментов. Вообщем пост про статью, а не про алтарь, про него книгу надо писать :)

За общей информацией про алтарь отсылаю в Википедию http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C


Это общий вид открытого алтаря. Верхний ряд - Адам (над ним барельеф жертвоприношение Авеля), поющие ангелы, Дева Мария, Бог Отец (тут есть разногласия, может быть это Христос, а может оба сразу), Иоанн Креститель, музицирующие ангелы, Ева (над ней  убийство Каином Авеля).  Нижний ряд - праведные судьи и воинство Христово, в центре поклонение Агнцу, далее святые отшельники с избранными святыми (св. Антонием, Марией Магдалиной, Марией Египетской и др.) и святые паломники во главе со св. Христофором.

Общий вид закрытого алтаря (сорри за качество, лучшее что я нашла).  Алтарь большую часть года был закрыт, открывался по праздникам. Думаю производил сильнейшее впечатление.



Средняя часть - Благовещение (арх. Гавриил и Дева Мария). Над ними - пророк Захария, эритрейская и кумская  сивиллы, пророк Михей. Нижняя часть - по краям донаторы (те,  кто оплачивал работу по алтарю) Йос Вейтс и его жена Элизабет Барлют. Между ними статуи Иоанна Крестителя (слева) и Иоанна Богослова. По договору с донаторами их должны были поминать вечно. Но как я понимаю вечность в этом случае длилась только 300 лет (буду рада если ошиблась все-таки)

Теперь вернемся к открытому алтарю и рассмотрим поклонение агнцу.



 В центре мы видим Агнца, т.е. Христа.  На переднем плане с левой стороны - ветхозаветная группа (библейские пророки, патриархи среди которых выделяется Вергилий). Справа - новозаветная группа (апостолы, и представители церкви). На заднем плане слева святые праведники и справа святые праведницы.

Замечу в целом удивительное внимание братьев Ван Эйк (а алтарь считается их совместным творением, хотя Успенский как-то не совсем принимает эту версию) к деталям. Например в центральной части (поклонение Агнцу) исследователи определяют 40 видов растений.

Ну а теперь то что я почерпнула интересного из статьи. Цитаты заключены в кавычки, разумеется.


«Ключевая проблема композиции… - проблема организации пространства…. Здесь изображено как пространство нашего мира так и пространство мира сакрального. … одно пространство принадлежит этому миру, ему противопоставляется другое пространство, принадлежащее миру иному…»

«В деисусном (здесь соответствует ряду -Дева Мария, Бог Отец и Иоанн Креститель - mrs Mcwinkie)  ряду в православной традиции в центре изображен Христос к которому с молениями, предстательствуя за род человеческий обращаются Мария и Иоанн Креститель. В западной традиции … эта композиция традиционно именуется adoratio, т.е. она связывается… с идеей поклонения». (почувствуйте разницу ) 


Поклонение Агнцу занимает центральную часть всего алтаря. Анализируя группы, которые находятся справа и слева от Агнца (вверху и внизу) и их расположение , учитывая что с правой стороны должны располагаться персонажи бОльшей значимости, Б.А. Успенский делает вывод, что на уровне Агнца «правая» «левая» стороны меняются местами (новозаветная группа важнее ветхозаветной, мужская группа важнее женской). Разрешается этот  вопрос очень просто. В верхней части мужчины тоже оказываются справа, если смотреть с точки зрения того, кто находится внутри изображения. «Правое и левое определяется…. Перспективой Агнца». Нижняя же часть соответствует нашей зрительной позиции и соответственно посюстороннему пласту.

Это  же мы видим на створках в верхних рядах и в нижних.(поющие ангелы важнее музицирующих, Адам важнее Евы; в следующем ряду наоборот святые отшельники и паломники важнее судей и воинства)  «Смена зрительной позиции от Божественной к человеческой».

То же противопоставление «посюстороннего и потустороннего» может быть прослежено и на закрытом алтаре. Только тут оно выражается стилистически. Донаторы находятся в нашем мире, в храме(возможно в том же что и мы) и молятся перед двумя статуями - Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В верхнем ряду представлена сцена Благовещения. Изображения Девы Марии и Архангела Гавриила даны почти в скульптурном виде. По мнению Б.А. Успенского они, существуя в своем пространстве, являются посредниками между земным и небесным, они предстают в восприятии донаторов. Вся сцена соотносится как с божественным, так и с человеческим началом.  Верхние фигуры пророков и сивилл даны в цвете, что можно объяснить тем, что они полностью принадлежат потустороннему миру.

Интересно посмотреть на надписи - диалог между Марией и Гавриилом. «Слова Гавриила обращены к нам и мы можем их читать - слева направо…. Ответ Марии обращен к Богу и ее слова…. Перевернуты, они написаны так, чтобы Бог смог их прочесть».






Изображения Адама и Евы очень натуралистично выполнены и резко контрастируют с общим рядом . Очень интересно взглянуть на ногу Адама - он как бы выступает к нам из ниши. (так же выступают к нам и статуи Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова в закрытом алтаре).






И, конечно, они относятся к внешней зрительной позиции (скульптуры над ними лишь подчеркивают нахождения Адама и Евы в храме вместе с нами).
Ну и еще несколько деталей:
Поющие   и музицирующие ангелы. Говорят , люди талантливые в музыке могут по раскрытым ртам ангелов понять-услышать мелодию. Музицирующие ангелы менее важны, потому что «орган первоначально был придворным  инструментом. .. использовался в светских церемониях.» На западе орган появился во дворцах в 757 г. Из Византии. А в церковь попал около 900 г (сведения из той же статьи).



Судьи и Христово воинство.



Святые отшельники, святые и паломники -пилигримы.



Корона в ногах у Бога Отца. Читала, что в камне отражается сам Ван Эйк. Я не заметила, но готова принять на веру.



Пророк Захария, обратите внимание -книга тоже выступает из ниши. Часть ее уже находится вне картины



Иоанн Креститель шагает со своего постамента к нам.



Бытовые детали сцены Благовещения. Считается что вид из окна повторяет вид из окна мастерской художников.





Ван Эйки, путешествия, картинки, Бельгия, Гент, живопись, интересное

Previous post Next post
Up