Первый день в Сванетии получился очень насыщенным и начался рано. Предполагаю, что всего про этот первый день напишу аж 4 поста. Уже в 10 утра мы выехали к следующей церкви Тангили, которая стоит на высоком холме в отдалении от ближайшего селения. Она всегда открыта, и к ней можно подняться самостоятельно. Признаюсь вам, что я сейчас нахожусь в плохой физической форме, поэтому уже в начале подъема запросила пощады и предложила что лучше я посижу в красивой машинке, а мои спутники сами быстро сбегают наверх и потом мне расскажут. Но наш прекрасный гид был тверд, спасибо ему. Катя, - сказал он, - тебе туда очень надо, я уверен; мы никуда не спешим, потихоньку дойдешь, ты никого не задерживаешь, все будет хорошо. И, действительно, не прошло и часа, как через поляны с желтыми рододендронами и фиалкового цвета орхидеями, я все же поднялась на эту гору. А еще и ромашки повсюду. Церковь кажется почти заброшенной, вокруг ни души. Относительно недавно, в нулевые или десятые, рядом решили организовать мужской монастырь, но монахи не выдержали сурового климата зимой и спустились вниз, а церковь опять осталась стоять одна.
Я почитала интернет и поняла, что ее заброшенность весьма условна. Из Местии возят сюда туристов за немалые деньги (иногда даже на лошадях), а гиды рассказывают вот такую легенду-страшилку: как-то мужчина из ближайшего села увидел сон, что пришли враги и грабят церковь. Он вскочил среди ночи, собрал односельчан и они кинулись наверх. И, правда, у церкви они увидели трех мужчин, которые что-то пытались унести (кхм, интересно что? там самое ценное это фрески, но предположим, что были еще несколько икон). Легенда рассказывает, что могилы этих трех людей можно и сейчас найти неподалеку от церкви без суда и следствия. Вероятно все это выдумки, но все же, если вы пойдете сами, то очень рекомендую не прятаться, а наоборот громко топать и шуметь сразу пойти знакомиться в ближайшее село и сообщить о своих добрых намерениях. На всякий случай.
Башни Сванетии.
Где-то здесь я попыталась сказать, что лучше останусь и подожду всех внизу.
Наконец мы поднялись наверх. Огромное спасибо за это моим спутникам: К. и нашему гиду.
Церковь Тангили, как обычно в этих краях, построена "по типу сарай", даже креста нет. А внутри скрываются фрески XIII в.
На двери все же крест есть. И утварь спрятанная вокруг, раз в году (?) здесь собираются на праздник.
К. в интернете нашел замечательную книгу: Средневековые фрески Грузии, каталог выставки, 1985 г. Автор текста А.М.Лидов. Обратимся же скорей к ней (вот не знала, что в Москве была выставка копий всех этих фресок, да и вообще не знала что существуют копии).
"Живописная школа, обладающая наиболее ярко выраженными самобытными чертами, сложилась в Сванетии, что легко объясняется обособленностью этого труднодоступного высокогорного района от остальной Грузии... Изображения конных святых воинов, переосмыслявшиеся как символы победы христианства над язычеством, были известны в Грузии с древнейших времен, однако в Сванетии они получили особенно широкое распространение, становились подчас центральной темой в иконографических программах... XIII век - трагический период в истории Грузии, как и в истории многих других народов. К середине века нашествия хорезмийцев, а затем монголов остановили блистательное развитие грузинской государственности и культуры...Наиболее интересные памятники эпохи сохранились в Сванетии, где при ослабевшем влиянии столичных центров на передний план ясно выступают местные черты стиля, сформировавшиеся под сильным влиянием народного искусства и религиозных представлений сванов, органично сочетавших христианство с языческими верованиями... Наиболее изысканный и декоративный вариант сванской живописи XIII века дают фрески из церкви на горе Тангил, отличающиеся простым и тонким контурным рисунком, тщательной проработкой деталий. Это искусство по-своему законченно и совершенно."
Преображение Господне.
Удивительны фигуры апостолов, свидетелей чуда. Сандалии как будто сплетены из колючей проволоки.
Вход в Иерусалим (деталь).
Меж тем в Иерусалиме (в правой части фрески) стоят грузинские храмы. Вход в Иерусалим (деталь).
Распятие. Бесплотный Христос и такие живые Богородица и св. Иоанн.
Сошествие Святого Духа на апостолов.
Рождество Христово. Интересно рассматривать детали: Св. Иосиф с греческой прической, но с седой бородой, пастух в шапке, взмахивающий руками: Вах! За живностью сохранились чьи-то ноги со щитами, не волхвы ли это?
Трогательнейшая деталь - платочек у Марии. А Младенец кажется неотличим от местных детей.
Снаружи Церковь построена с прямыми стенами (ну более-менее), а внутри обнаруживается очень сложная геометрия пространства, будто мы находимся в естественной пещере (подобные мы видели на Кипре).
Благовещение. В руках у Марии веретено и красный клубочек.
Какая красивая композиция. Два здания на заднем фоне, а между ними грузинская церковь с крестом.
Фреска в конхе сохранилась очень плохо.
Святой Георгий попирает императора Диоклетиана (в короне). Неожиданно у св.Георгия щит
каплевидной формы (норманнский).
Какое у коня литсо.. Кто бы мог мне сказать, что за сбруя у коня на шее, похожая на колокольчик с помпончиком.
Крещение.
Сретение.
Место главы рода, такие же есть в мачубах (сванских домах у башен).
Дорога вниз была легка. Желтые рододендроны и зеленые поля.
Грузия и Сванетия, лето 2023. Дворики и домики в Тбилиси. Грузия и Сванетия, лето 2023. Дорога в Сванетию часть 1. Грузия и Сванетия, лето 2023. Дорога в Сванетию часть 2. Никорцминда Грузия и Сванетия, лето 2023. Дорога в Сванетию часть 3. Гелатский монастырь. Грузия и Сванетия, лето 2023. Дорога в Сванетию часть 4. Цаленджиха. Грузия и Сванетия, лето 2023. Сванетия. Две церкви в Лаштхвери.