На Север. Великий Устюг, Гледен.

Nov 12, 2021 00:50


   Было уже послеобеденное время, когда мы наконец стартовали из Костромы в Великий Устюг. 606 километров пути, навигатор показывал, что ехать придется 8 часов, забегая вперед, скажу, что мы доехали за 7. Мы очень боялись, что дороги в Вологодской области станут совсем плохими, гораздо хуже чем в Костромской, а ведь ехать по ним придется в темноте, ну и погода может приподнести неприятные сюрпризы, все же едем на север. Но все оказалось совсем не так страшно: и дорога была не столь разбита, и очень часто мы были на шоссе совершенно одни, так что можно было включить дальний свет и выбрать свой особенный путь. Снег шел не больше получаса, а потом совсем перестал и растаял. На заправках можно было купить кофе и разные снэки, так что наш путь был тяжел, но не ужасен. По приезде в город мы завалились спать в отель, условившись, что утром сразу отправимся смотреть Троице-Гледенский монастырь, чтобы если в тот же день не удастся попасть внутрь, то оставить время для второй попытки.  Что же нас так туда манило?

[Немного (!) истории]
Название Великий Устюг произошло от устья реки Юг, протекающей по костромской и вологодской областям (а вовсе не от утюга, как я думала в детстве), и город стоит на месте, где реки Юг и Сухона сливаясь образовывают Северную Двину, которая уже течет на север прямо в Белое море. Положение посреди торговых путей с севера на юг, из Европы в Россию, из Архангельска в Москву и объясняет появление в этих краях такого сильного и богатого города. Великий Устюг и сам с незапамятных времен торговал рыбой, да пушниной, да лесом, славился промыслами.  Татары сюда не дошли, зато междоусобиц было вдосталь - тут и вечный спор с Новгородом Великим, и вражда с соседней Вяткой...
    ...Но прежде Устюга в этих краях в IX - X вв. возник другой город - Гледен. Впрочем, местная легенда называет отцом-основателем князя Всеволода Большое Гнездо, а значит город возник на две сотни лет позже. Все это очень туманно, но зато точно известно, что в 1438 г. Гледен был полностью разорен вятичами (об этом стараются из деликатности не напоминать туристам из Кирова-Вятки :)). Уцелевшие горожане перебрались в Устюг, а на месте города основали поначалу деревянный Троице-Гледенский монастырь, позже, в XVII-XVIII вв. монастырь был отстроен в камне, так, как мы его видим сейчас.  "Сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем - тёплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата... Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 году были завершены работы по созданию местными мастерами жемчужины обители - нового иконостаса в барочном стиле, длившиеся восемь лет." (вики). После революции на территории монастыря располагались по очереди: дом престарелых, детский дом, и даже пересыльная тюрьма. Но монастырь уцелел, и даже, непостижимым для меня образом, сохранилось чудо - резной деревянный иконостас (1776-1784 гг).


Итак, встав пораньше, мы приехали в дер.Морозовица, где и стоит Троице-Гледенский монастырь. Хорошее название деревни, правда? Встретила она нас хрустящим морозцем :).




Тысячелистник цветет.



А вот телефон К. воспринял эти краски вот так.



Прелестный резной домик. Рекомендую тапнуть, перейти на фликр и увеличить, тогда вы увидите волков, лис, коня, глухарей, медведя, самолеты и прочее кто больше?.



Проулочек между домами.



Показался монастырь.



Деревенский колодезь.






Черный котик и Святые ворота XVIII в. На воротах висел телефон, по которому мы смогли заказать индивидуальную экскурсию в собор ("мы приехали из Москвы специально смотреть иконостас, очень просим пустить, такси оплатим, обратно в город отвезем").



Пока дама-экскурсовод к нам ехала мы обошли весь монастырь.



Очень живописная сторожевая башня, 1759-1763 гг.



Видна Северная Двина.






Подмороженная рябина.



Северные (хозяйственные) ворота.



Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной, 1729-1740 гг.



Рябина прямо полыхает.



Ну наконец дождались и вошли внутрь собора Святой Живоначальной Троицы. "Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы - братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н. Евстратьев....Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов - устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса...и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев." (ссылка).
Общий вид.






Бог-Отец



Чудом удалось пройти за ограждение (обсуждали детали реставрации). И вот вам другой ракурс.



Евангелисты: Иоанн с орлом,



Марк со львом,



Лука с тельцом,



Матфей с ангелом.



Ангелы.



Изумительная резьба по дереву.












За ушкО и на солнышко



Диковинный цветочек



В книжке1915 г. очень поэтично написано "и летящим хоралом маленьких херувимов". (ссылка)



Затейливая резьба.






В следующей серии мы с вами посмотрим остальной Великий Устюг и рассмотрим, среди прочего, следующие интереснейшие темы :)): 6 иконостасов в одной церкви, это как? Бывают ли изразцовые капители? А если вдруг, внезапно, прямо сейчас, наступит зима и повалит снег, что тогда? А правда, что дымковскую игрушку делали в Робеспьеровке? Купец из Любека и русский святой, неужели это один человек? Можно ли писать о Великом Устюге и не написать о деде Морозе? Не переключайтесь ;)))
На Север. Кострома.

путешествия, картинки, Великий Устюг, архитектура, РФ, интересное

Previous post Next post
Up