Ура. Свершилось. Вышла новая папина книжка. «После выставки Серова. Портреты, судьбы, история.»
Толчком к её написанию послужила московская выставка 2015-2016 гг.
Разумеется, о многих героях портретов В.Серова мы все слышали, и кажется, что мы знаем этих людей - больше или меньше. Но, так ли уж хорошо на самом деле?
Ну вот, например, Девочка с персиками... после того, как она доела свои персики - и... что случилось дальше?
Биографии знаменитых людей, таких как Мария Ермолова, конечно, в общих чертах, широко известны. А вот Девушка, освещённая солнцем - какова ее дальнейшая судьба?
А все эти авантажные представители могучих купеческих родов. Много ли мы знаем про них? Аристократы, актрисы, женщины в шляпках и без, с полуулыбкой и внимательным умным взглядом. С неслучайными лицами, или с, по выражению Евг. Баратынского "лица не общим выражением". Кто они?
И как же все они, в таких роскошных боттичеллиевских платьях или в простых и скромных, смогли пережить 1917 год и то, что за ним последовало? Кем выросли, например, эти «аристократические дети» рубежа веков? Какая жизнь им досталась?
Автор - талантливый рассказчик с привычкой академического ученого искать и находить мельчайшие подробности и устанавливать связи, подмечать закономерности, вникать в детали и нюансы. Поэтому читателю будет легко живо представить себе картины жизни людей в начале-середине 20 века. Для автора они не далёкие предки, а поколение его родителей или бабушек и дедушек. Ему еще понятны и ясны их мотивации, поступки, даже очень идеалистические или, напротив, неприглядные.
Через судьбы героев портретов Вал.Серова мы наблюдаем за зарождением и развитием меценатства, театральными экспериментами, художественными салонами начала 20 века, а также за опытом выживания и сохранения себя и своих ценностей в 1920е-30е годы.
Давайте послушаем этих людей, как и что говорят они сами и что говорят о них:
"Она просто оживший архаичный барельеф, ...у нее у самой рот, как у раненой львицы".
"Вы туманная сказка, а не действительность... я вас узнал как символ и провозгласил великим прообразом."
"Я русский самородок, смягченный цивилизацией"
"Я уже больше 20 лет стараюсь приложить к своим предприятиям ту теорию, чтобы сделать каждого участником в достигнутых результатах, чтобы тот, кто делит со мной труды, имел бы право делить со мной и мои барыши."
..
"Кому жизнь дана, а кому задана"
"Я потомственная московская купчиха. Все здесь создавали мои предки. И даже если дело рук их, не дай Бог, будет уничтожено, мой вдовий долг обиходить родную могилу".
Книга завершается, возвращая нас, вслед за Серовым, к истокам "он бежит от всего сложного, от всего, что ему кажется фокусничеством и погоней за трюками - он ищет только высшей, последней правоты"(И.Грабарь о Серове) к античности, там, где Одиссей наконец возвратился "пространством и временем полный".
Перевернув страницу, и мы возвращаемся к привычной обыденной жизни
Книга хорошо издана. Снабжена цветными иллюстрациями и документальными фотографиями (очень интересно их сравнивать, сопоставлять). Она легко читается и вдохновляет поразмышлять на интересную тему: то ли кисть Серова мистическим образом влияла на портретируемых, наделяя их особым достоинством, чувством стиля и благородством, то ли художник сам вследствие гениальной интуиции и развитой наблюдательности смог увидеть перед собой человека «на пять с плюсом» (по его собственной шкале оценок) и показать его на холсте. Здесь уместно вспомнить слова Валерия Брюсова о Серове: "Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могу".
P.S. По вопросам приобретения книги обращайтесь ко мне я перенаправлю.. Можно подъехать и встретиться с кем-нибудь из нас на станциях метро: Чертановская, Первомайская, Кунцевская. Если нужна курьерская доставка или пересылка почтой - пишите, организуем.
Перепост приветствуется, хочется чтобы книга и читатели нашли друг друга :). :)
P.S. Да, это та самая книжка, которую уже
рекламировала в своем фейсбуке Мариэтта Чудакова (за что ей огромное спасибо).