К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2

Apr 04, 2019 00:02

А сейчас мы с вами посмотрим мозаики из Помпей (несколько из Геркуланума отмечены отдельно), II в. до н.э. - I в. н.э. Большинство из этих мозаик были напольными, на стенах вилл писали фрески (я покажу их в следующем посте), как мы сейчас используем обои.
Чистая декоративность и почти никакой символики - птица это птица, рыба это рыба, цветок это цветок. Торжество гедонизма. Античность, которая уже прошла наивысшую точку развития...
Кстати, в середине апреля некоторые мозаики из археологического музея Неаполя будут гостить в Эрмитаже. Не пропустите :)
Начну показывать с редкого случая, когда мозаикой украшены колонны и нимфеи.









Нимфей из Геркуланума. Сразу вспомнила мозаичные украшения конх апсид в нескольких римских церквях. Очень похож этот "радужный веер", только в Риме в центре обычно видна Рука Бога с венцом.. а здесь кто :)?



Петушиный бой



На табуретке мешочек - ставка.



Карлик и петух



Леопард - спутник Диониса. Интересно, а что там за колокольчики подвешены на тирс?



Тоже мозаика из Геркуланума. Безумие Ликурга (который оскорбил Диониса - миф)



Водное божество из Геркуланума



Женский портрет из Помпей, первая половина I в. н.э. Исследователи считают, что это реальный портрет высокопоставленной дамы. Небольшая ассиметрия лица, нос с горбинкой, морщины под глазами. Правая половина лица старше, чем левая. На шее нитка жемчужных бус, в ушах жемчужные серьги. .



"Memento mori"...
Сюжет прост - о мимолетности жизни и неизбежности смерти. Нечастый случай, когда много знаков-аллегорий
Сверху - уровень, который использовался каменщиками,  почему-то с ярким синим "мазком", смерть (череп), под ней галстуком - бабочка-душа и колесо Фортуны. Слева - знаки богатства: скипетр, пурпурный плащ и корона; справа - знаки бедности: сума, дорожный посох и нищенский плащ. Но в мире царит равновесие - все равны перед смертью, всем правит судьба. И от сумы и от тюрьмы не зарекайся... Ничего за 2000 лет не поменялось.



Дионис, менады, купидоны и лев









Тесей и минотавр



Еще один Тесей и Минотавр



Какая гамма чувств на лицах






Голуби пьют из золотой чаши



Птички и котик.



Куропатка на корзинке. А что, интересно, лежит в корзинке? ("В этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружева, ботинки, что угодно для души"- вспомнилась детская считалка)



Carpe diem - "живи настоящим". Так называет эту мозаику википедия, мне же кажется, что это похоже на вывеску врача.



Несколько театральных мозаик. Бродячие музыканты (а может быть, точнее - комедианты). II в. до н.э.



Комедийная сцена



Ведьмы (театральные маски), II в. до н.э. "Сце­на иллю­ст­ри­ру­ет или комедию Ари­сто­фа­на «Synaristoi», или пье­су Новой Комедии. Три жен­щи­ны в мас­ках сидят вокруг круг­ло­го сто­ла, две из них юные и одна - ста­рая ведь­ма.
По сто­я­щим на сто­ле вазам мож­но пред­по­ло­жить, что кол­ду­нья гото­вит любов­ное зелье, спра­ва вид­на при­слу­жи­ваю­щая ей девоч­ка. Моза­и­ка вос­про­из­во­дит кар­ти­ну, нари­со­ван­ную в пастель­ных тонах, с цве­та­ми, пере­хо­дя­щи­ми один в дру­гой, с пора­зи­тель­ным чув­ст­вом объ­е­ма, пре­крас­но вопло­щен­ным в сту­пе­нях вни­зу и в пер­спек­ти­ве, созда­ва­е­мой поло­са­ми плав­но меня­ю­щих­ся цве­тов, навер­ху". (ссылка)



Хормейстер и актеры. 69-79 гг. н. э. "Репе­ти­ция сати­ри­че­ской пье­сы, моза­и­ка из Пом­пей, Дом Тра­ги­че­ско­го поэта (VI, 8, 5).
Тема этой зна­ме­ни­той моза­и­ки - репе­ти­ция акте­ров перед сати­ри­че­ской пье­сой, пред­став­ле­ние, кото­рое тра­ди­ци­он­но завер­ша­ло гре­че­скую теат­раль­ную три­ло­гию в клас­си­че­ские вре­ме­на. Дей­ст­вие изо­бра­жа­ет­ся внут­ри пор­ти­ка с ионий­ски­ми колон­на­ми, укра­шен­ны­ми oscilla, гир­лян­да­ми и лен­та­ми, а фриз укра­шен ваза­ми и гер­ма­ми. Сидя­щий спра­ва и оде­тый в такую же накид­ку (himation), что и ста­туи атти­че­ских дра­ма­тур­гов IV в. до н. э., - руко­во­ди­тель хора, а так­же, воз­мож­но, автор комедии. Он смот­рит двух акте­ров, полу­оде­тых в костю­мы из коз­ли­ной шку­ры, упраж­ня­ю­щих­ся тан­це­валь­ным шагам под музы­ку авло­са, кото­рую игра­ет музы­кант в мас­ке и в рос­кош­ном костю­ме с вен­ком на голо­ве. Спра­ва помощ­ник помо­га­ет дру­го­му акте­ру надеть костюм Силе­на. Вокруг раз­бро­са­ны мас­ки тра­ги­че­ских и сати­ри­че­ских пьес." (ссылка)



Эрос-Бахус (сама удивилась) на тигре, а внизу маски и фрукты.












Большая фреска с "нильской сценой" из Помпей. (pink_mathilda, тебе). Разноцветные тени и отражения в воде поражают.



На переднем плане зверь ихневмнон. Любопытно, что хотя это и мангуст, но его противник по легенде не кобра, с которой он общается, а крокодил. Впрочем кобра выглядит оторопевшей. Про то, как выглядит ивневмон я лучше промолчу, но он явно задает вопрос с пристрастием. Кто придумает, какой? Мне, кроме "Как пройти в библиотеку?" - ничего в голову не приходит.






Два ибиса






Кот, вероятно, "египетской" породы. Исходя из сюжета, предполагают, что здесь работали мастера из Александрии.



Несколько морских натюрмортов. Посреди изображена битва осьминога и омара. Слева, на берегу, можно увидеть зимородка (kingfisher, вот не знала о таком названии)



Тот же сюжет, видимо пришелся по вкусу, был заказ "как у соседа". И зимородка мне тоже посади :)









Академия Платона, семь философов. Слева: Гераклит, Лисий, Платон, два неопознанных, Сократ и Аристотель. Пейзаж на заднем плане - как бы афинский акрополь. А четыре амфоры сверху оказывается вовсе не выпивка, а Арифметика, Геометрия, Астрономия и Музыка.
А на колонне сверху солнечные часы, пишут, что в Помпеях стола такая.



Битва при Иссе (битва Александра Македонского и царя Дария - а что там было?) 125-120 до н.э. 1.5 миллиона маленьких кусочков, однако.
Прекрасное описание этой мозаики можно прочитать в русской википедии.
В центре мозаики - Дарий, который уже в страхе разворачивает свою колесницу, чтобы бежать с поля боя, вокруг него падают замертво ближайшие сподвижники, пытаясь защитить своего царя. И хотя копии персов всё еще направлены в сторону македонцев, но уже совершенно ясно, кто здесь победитель, а кто побежденный.

Слева Александр пронзает копьем противника и рвется к царю. Неистовый. Интересно, что Александр не идеализируется, он не выглядит богом, как на более поздних изображениях. Считается, что мозаика исполнена по греческой картине Филок­се­на из Эре­трии, выполненной, в свою очередь, для царя Кас­санд­ра Македон­ско­го в конце IV в до н.э. Вспоминаем, что Александр умер в 323 г. Значит изображение вполне может носить портретное сходство.
К сожалению мозаика бликует.



Из вики: "Однако преобладающая часть картины - примерно три четверти всей площади - отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя."
Еще можно посмотреть на ютубе 6минутный ролик на тему.
Видите круп лошади в центре? Сразу вспоминаются многочисленные Распятия, где такой же лошадиный круп, расположенный на переднем плане, позволяет художнику показать глубину пространства картины, ее многоплановость.
Помню, что в одной из лекций Ирины Языковой было сказано, что первый, кто это придумал, был сиенский художник Бартоло ди Фреди 1353- 1410 гг. Ну а здесь немножко пораньше, немножко пораньше.



У них у всех разные лица, разные выражения, и у лошадей тоже :)









Александр. А Буцефал-то на нас смотрит :)



Пан и дриада



Сатир и нимфа



Менада и сатир в другой технике



Венера застегивает сандалию (?)



Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1

Картинки, Италия, путешествия, Кампания, Неаполь, интересное

Previous post Next post
Up