А сейчас мы с вами посмотрим мозаики из Помпей (несколько из Геркуланума отмечены отдельно), II в. до н.э. - I в. н.э. Большинство из этих мозаик были напольными, на стенах вилл писали фрески (я покажу их в следующем посте), как мы сейчас используем обои.
Чистая декоративность и почти никакой символики - птица это птица, рыба это рыба, цветок это цветок. Торжество гедонизма. Античность, которая уже прошла наивысшую точку развития...
Кстати, в середине апреля некоторые мозаики из археологического музея Неаполя будут гостить в Эрмитаже. Не пропустите :)
Начну показывать с редкого случая, когда мозаикой украшены колонны и нимфеи.
Нимфей из Геркуланума. Сразу вспомнила мозаичные украшения конх апсид в нескольких римских церквях. Очень похож этот "радужный веер", только в Риме в центре обычно видна Рука Бога с венцом.. а здесь кто :)?
Петушиный бой
На табуретке мешочек - ставка.
Карлик и петух
Леопард - спутник Диониса. Интересно, а что там за колокольчики подвешены на тирс?
Тоже мозаика из Геркуланума. Безумие Ликурга (который оскорбил Диониса -
миф)
Водное божество из Геркуланума
Женский портрет из Помпей, первая половина I в. н.э. Исследователи считают, что это реальный портрет высокопоставленной дамы. Небольшая ассиметрия лица, нос с горбинкой, морщины под глазами. Правая половина лица старше, чем левая. На шее нитка жемчужных бус, в ушах жемчужные серьги. .
"Memento mori"...
Сюжет прост - о мимолетности жизни и неизбежности смерти. Нечастый случай, когда много знаков-аллегорий
Сверху - уровень, который использовался каменщиками, почему-то с ярким синим "мазком", смерть (череп), под ней галстуком - бабочка-душа и колесо Фортуны. Слева - знаки богатства: скипетр, пурпурный плащ и корона; справа - знаки бедности: сума, дорожный посох и нищенский плащ. Но в мире царит равновесие - все равны перед смертью, всем правит судьба. И от сумы и от тюрьмы не зарекайся... Ничего за 2000 лет не поменялось.
Дионис, менады, купидоны и лев
Тесей и минотавр
Еще один Тесей и Минотавр
Какая гамма чувств на лицах
Голуби пьют из золотой чаши
Птички и котик.
Куропатка на корзинке. А что, интересно, лежит в корзинке? ("В этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружева, ботинки, что угодно для души"- вспомнилась детская считалка)
Carpe diem - "живи настоящим". Так называет эту мозаику википедия, мне же кажется, что это похоже на вывеску врача.
Несколько театральных мозаик. Бродячие музыканты (а может быть, точнее - комедианты). II в. до н.э.
Комедийная сцена
Ведьмы (театральные маски), II в. до н.э. "Сцена иллюстрирует или комедию Аристофана «Synaristoi», или пьесу Новой Комедии. Три женщины в масках сидят вокруг круглого стола, две из них юные и одна - старая ведьма.
По стоящим на столе вазам можно предположить, что колдунья готовит любовное зелье, справа видна прислуживающая ей девочка. Мозаика воспроизводит картину, нарисованную в пастельных тонах, с цветами, переходящими один в другой, с поразительным чувством объема, прекрасно воплощенным в ступенях внизу и в перспективе, создаваемой полосами плавно меняющихся цветов, наверху". (
ссылка)
Хормейстер и актеры. 69-79 гг. н. э. "Репетиция сатирической пьесы, мозаика из Помпей, Дом Трагического поэта (VI, 8, 5).
Тема этой знаменитой мозаики - репетиция актеров перед сатирической пьесой, представление, которое традиционно завершало греческую театральную трилогию в классические времена. Действие изображается внутри портика с ионийскими колоннами, украшенными oscilla, гирляндами и лентами, а фриз украшен вазами и гермами. Сидящий справа и одетый в такую же накидку (himation), что и статуи аттических драматургов IV в. до н. э., - руководитель хора, а также, возможно, автор комедии. Он смотрит двух актеров, полуодетых в костюмы из козлиной шкуры, упражняющихся танцевальным шагам под музыку авлоса, которую играет музыкант в маске и в роскошном костюме с венком на голове. Справа помощник помогает другому актеру надеть костюм Силена. Вокруг разбросаны маски трагических и сатирических пьес." (
ссылка)
Эрос-Бахус (сама удивилась) на тигре, а внизу маски и фрукты.
Большая фреска с "нильской сценой" из Помпей. (
pink_mathilda, тебе). Разноцветные тени и отражения в воде поражают.
На переднем плане зверь
ихневмнон. Любопытно, что хотя это и мангуст, но его противник по легенде не кобра, с которой он общается, а крокодил. Впрочем кобра выглядит оторопевшей. Про то, как выглядит ивневмон я лучше промолчу, но он явно задает вопрос с пристрастием. Кто придумает, какой? Мне, кроме "Как пройти в библиотеку?" - ничего в голову не приходит.
Два ибиса
Кот, вероятно, "египетской" породы. Исходя из сюжета, предполагают, что здесь работали мастера из Александрии.
Несколько морских натюрмортов. Посреди изображена битва осьминога и омара. Слева, на берегу, можно увидеть зимородка (kingfisher, вот не знала о таком названии)
Тот же сюжет, видимо пришелся по вкусу, был заказ "как у соседа". И зимородка мне тоже посади :)
Академия Платона, семь философов. Слева: Гераклит, Лисий, Платон, два неопознанных, Сократ и Аристотель. Пейзаж на заднем плане - как бы афинский акрополь. А четыре амфоры сверху оказывается вовсе не выпивка, а Арифметика, Геометрия, Астрономия и Музыка.
А на колонне сверху солнечные часы, пишут, что в Помпеях стола такая.
Битва при Иссе (битва Александра Македонского и царя Дария - а
что там было?) 125-120 до н.э. 1.5 миллиона маленьких кусочков, однако.
Прекрасное описание этой мозаики можно прочитать в русской
википедии.
В центре мозаики - Дарий, который уже в страхе разворачивает свою колесницу, чтобы бежать с поля боя, вокруг него падают замертво ближайшие сподвижники, пытаясь защитить своего царя. И хотя копии персов всё еще направлены в сторону македонцев, но уже совершенно ясно, кто здесь победитель, а кто побежденный.
Слева Александр пронзает копьем противника и рвется к царю. Неистовый. Интересно, что Александр не идеализируется, он не выглядит богом, как на более поздних изображениях. Считается, что мозаика исполнена по греческой картине Филоксена из Эретрии, выполненной, в свою очередь, для царя Кассандра Македонского в конце IV в до н.э. Вспоминаем, что Александр умер в 323 г. Значит изображение вполне может носить портретное сходство.
К сожалению мозаика бликует.
Из вики: "Однако преобладающая часть картины - примерно три четверти всей площади - отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя."
Еще можно посмотреть на ютубе 6минутный
ролик на тему.
Видите круп лошади в центре? Сразу вспоминаются многочисленные Распятия, где такой же лошадиный круп, расположенный на переднем плане, позволяет художнику показать глубину пространства картины, ее многоплановость.
Помню, что в одной из лекций Ирины Языковой было сказано, что первый, кто это придумал, был сиенский художник Бартоло ди Фреди 1353- 1410 гг. Ну а здесь немножко пораньше, немножко пораньше.
У них у всех разные лица, разные выражения, и у лошадей тоже :)
Александр. А Буцефал-то на нас смотрит :)
Пан и дриада
Сатир и нимфа
Менада и сатир в
другой технике
Венера застегивает сандалию (?)
Анонс поездки. Собираем советы. К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1