Ещё один взгляд на нашу общину

Nov 28, 2012 14:55

Автор этого рассказа очень заинтересовался крюковым пением. Надеюсь, мы ещё встретимся и нам удастся плотнее пообщаться.

Оригинал взят у alanphoto в попъ Михаилъ
Две недели назад (в начале ноября) с участниками saratovlj побывал в Балаково. Напросились в гости к отцу Михаилу (mrodine), который с Божьей помощью и недюжинными усилиями строит молитвенный храм для старообрядческой общины Балаково. все мои спутники уже давно написали свои отчеты о нашей первой совместной поездке. я первоначально не знал: буду ли вообще выкладывать какую-либо информацию об этой поездке? - слишком неоднозначная тема - религия, - и мое отношение к ней. именно поэтому я начал не с репортажа, а с небольшого видео о крюковом пении, т.к. оно говорит само за себя: достаточно нейтрально, не требует каких-то пояснений, мнений и показалось мне представляющим интерес. О том, что побудило меня продолжить репортаж, о Балаково и о заботах отца Михаила







1.  Денек выдался замечательный: первый морозный и солнечный. Кстати, с тех пор солнца в Саратове я не видел, как и мороза )



2. Рано утром выстроившись в колонну из трех машин, "рванули" в сторону Балаково, по дороге зацепили "на хвост" ребят из Вольска и таким составом приехали на место.



3. конечная цель нашей поездки - строительная площадка на окраине "нового города" в Балаково. священник старообрядец отец Михаил строит тут молитвенный храм. Тут я немного изменю ход повествования и событий того дня, чтобы пояснить почему этот  факт привлек наше внимание. Если кто не знает, то первыми современными поселенцами на территории Балаковского района были именно старообрядцы. земли эти им были выделены под поселения манифестом Екатерины II, и именно старообрядцы основали Балаково. Город был весьма развитый и в определенный момент занимал второе место в губернии после Самары по своему торговому значению. были тут и промышленные предприятия (чего только стоит первый в мире гусеничный трактор и двигатель Маминых) и торговые предприятия. Как полагалось в те времена, купцы и промышленники не жалели денег на благотворительность и возведение храмов. До революции в Балаково было немало старообрядческих церквей, однако уцелела только одна, вот эта:



4. Церковь Пресвятой Троицы построена на средства купца старовера А. Мальцева архитектором Ф. Шехтелем. В советское время церковь успела побывать и драматическим театром и клубом. В 1989г церковь вернули....., но не староверам, а РПЦ. Честно говоря, у меня сей факт просто не укладывается в голове - РПЦ гребет все что не лень, в том числе и чужие помещения! и хотя местное "отделение" РПЦ помогало отцу Михаилу, в частности, с техникой для строительства нового храма, для меня эта ситуация выглядит очень похожей на "рейдерский" захват. 



5. Вот так вот Балаковская старообрядческая община осталась в городе, который появился и развился во многом благодаря их предшественникам, без надежды на свой храм, что и побудило отца Михаила заняться строительством нового.... Между тем, Церковь Пресвятой Троицы достаточна уникальна. Мало того, что ее архитектура не совсем привычна, так еще стены ее облицованы белым жигулевским камнем, а мозаичные панно выполнены в знаменитой петербургской мастерской В.А. Фролова. Последнее обстоятельство спасло этот храм от полного разрушения. в 32-м году церковь признали памятником архитектуры, а панно поставили на учет Главнауки, что однако не помешало ежегодно закрашивать их краской. весной, к Пасхе краска с панно каждый раз облезала, что сверх того укрепляло веру людей. Очень важный момент: церковь неоднократно частично рушили, достраивали и перестраивали, а мозаики, которым почти 100 лет, сохранились в первозданном виде. 



6. в настоящий момент церковь восстановлена и действует



7. разумеется, действует в русле современной православной традиции


8. защелкали затворы


9. Особняк Мальцева, на чьи средства был построен храм, находится недалеко от церкви. хотя сам Мальцев в нем не жил, говорят, что в начале прошлого века от него к церкви вел подземных тоннель



10. А вот и сам особняк, фасады которого выполнены в стиле заподноевропейского барокко



11. 



12. теперь, полагаю, стало ясно почему отец Михаил строит новый храм! после длительных мытарств по различным инстанциям, общине наконец-то выделили кусок земли на запущенном пустыре, между школой...



13. ....и жилыми домами. кто-то из нашей "команды" пошутил: "два храма рядом - храм и храм науки". Кстати, не самый благополучный район Балаково.... К нашему приезду на строительной площадке и на всем пустыре силами балаковской старообрядческой общины была проведена уборка территории. Убрались знатно - набрался целый кузов мусора, и вот эти мешки даже не поместились. Насколько я понял уборка эта не первая, вот тут можно увидеть состояние пустыря до появления на нем строительной площадки храма.


14. Стоило нам появится, как нас тут же попросили запечатлеть присутствующих на "субботнике" у фундамента храма. Понятно, для верующих - момент знаменательный. отец Михаил рассказал, что большинство местных жителей никак не участвуют в строительстве - не помогают и не мешают, однако, есть некая инициативная группа граждан, которые противятся строительству храма и сыпят всяческими угрозами, жалуются в различные инстанции и на телевидение. Мотивы их лично мне непонятны, т.к. стройка очень аккуратная - нет ни колеи от строительной техники, ни строительного мусора, да и бытовой мусор, который эти же жители бросают на пустыре, община собирает регулярно. Может эта группа "борцов" - ревностные прихожане РПЦ, позабывшие о заповедях, а может не понимают, кто такие староверы, отождествляя их с сектантами. Ввиду ограниченности средств община строит деревянный храм на легком ленточном фундаменте.



15. для участников субботника на капоте старенькой Волги отца Михаила был устроен небольшой завтрак и нас тоже пригласили угощаться. 


16. когда блогеры согрелись чаем и от от холода перестали "щелкать" зубы, снова защелкали затворы, а на отца Михаила посыпались вопросы: - "Как относятся жители к строительству?", - "Как удалось выхлопотать землю?", а также провокационные вопросы на тему смысла жизни священника. Меня заинтересовал вопрос о структуре, подчинении и взаимодействии внутри старообрядческой церкви. не секрет же, что, например, РПЦ - это мощная финансовая организация и вертикальные денежные потоки постоянно циркулируют между "головой" и "отделениями".  У староверов, в силу того, что эта религия никак не поддерживается государством, да и большой "популярностью" это течение православия не пользуется, каждый выживает как может. т.е. отцу Михаилу при строительстве храма помимо пожертвований и собственных трудовых доходов рассчитывать не на что. 



17. Поскольку намеченные на этот день "общественные" работы община выполнила, отец Михаил полностью посвятил себя нам (чего мы и не ожидали даже) и повез нас на экскурсию по городу. Благодаря ему, мы побывали в музее Балаково (об этом я, наверное, напишу отдельно), познакомились с архитектурой и убранством Церкви Пресвятой Троицы (выше), побывали в разрушенном особняке Маминых, а также побывали дома у отца Михаила и в том месте где сейчас (в отсутствии храма) совершает свои молитвы балаковская община староверов. Вот здесь, например, совершаются молитвы.



18. честно говоря, не спросил кому принадлежит дом, но суть такова: новый дом строится вокруг старого деревянного дома. внутри старого одна небольшая комната отведена под молельную. войдя в двери этого внешне готового коттеджа, можно увидеть такую картину:



19. и такую 



20. каждый раз, когда на месте будущего храма проводят службу или молятся, отец Михаил вынужден везти с собой тяжелую коробку - с иконами, книгами, крестом. Например, когда мы после строительной площадки пошли в музей, он тоже понес ее с собой, разумеется, оставлять в машине нельзя. Достаточно символическая картина - иконы и крест возвращаются на место.



21. под конец путешествия побывали у отца Михаила дома, познакомились с его семьей - женой, детишками (а их у отца Михаила четверо), семьей его сестры. ...Отец Михаил издает журнал, в котором значительная часть отведена не только вопросам религии, но и вопросам истории. Не представляю даже - как это человек успевает делать все свои дела?!



ну и в заключении, о том, какие впечатления остались от поездки. Первое - это восхищение целеустремленностью отца Михаила. являясь главой большой семьи, с которой вы можете познакомится на страницах его блога, он успевает также работать преподавателем (заметьте - английского языка, а не теологии) в двух ВУЗах, хлопочет о строительстве храма, пробивая непонимание и равнодушие чиновников и местных жителей. Второе - это удовольствие от того, что нам удалось узнать много нового - о староверах, об истории Балаково. Третье и пожалуй самое важное и то, что побудило меня продолжить репортаж: за все время нашего нахождения рядом с отцом Михаилом, он ни разу не попытался каким-то образом склонить нас к разговорам о вере и религии (есть у меня подобный опыт),  не просил нас о какой-либо помощи, а наоборот показал себя весьма гостеприимным, в меру скромным, щедрым и тактичным человеком.

Надеюсь эта очередная публикация хоть как-то поможет Балаковской общине староверов (привлечет внимание общественности или меценатов, познакомит с отцом Михаилом). Надеюсь также, что уже следующей осенью отец Михаил сможет пригласить нас не на строительную площадку, а в новый храм. Искренне желаю этого ему и всем, кто поддерживает его в этом начинании.

желающие могут внести пожертвование для Балаковской общины староверов по
[ревизитам]
Местная религиозная организация
Балаковская община Русской Православной Старообрядческой Церкви
ОГРН 1086400003436
ИНН 6439069786, КПП 643901001
Р/с 40703810201000000156
Балаковский филиал ЗАО "ИШБАНК"
БИК 046359826
Корр. счет 30101810600000000826

.....
з.ы. эта запись в моем журнале - первая с меткой "я не торгую". этой абстрактной фразой отныне я буду отмечать посты с информацией о людях и организациях, которые в своей жизни и деятельности руководствуются не только сиюминутной материальной выгодой, о людях, которые занимаются производством или исследованиями, а не банкротством, делением или перепродажей, о людях, которые не просто "коптят небо", а стремятся сделать хоть что-то реально полезное и осязаемое - для окружающих и общества в целом.

продолжение следует.....

блогеры, Балаково, община

Previous post Next post
Up