или что стоит знать о травмах в первом приближении
Это небольшое резюме результат моего осмысления. В качестве источников можно указать: Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса: психологическая антропология стресса», С. Шефов «Психология горя», «Практическое руководство по психологии посттравматического стресса» под . ред. Тарабрина Н.В., П. А. Левин, Э. Фредерик «Пробуждение тигра - исцеление травмы», Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз», Е.О. Александров «Взорванный мозг», недельный семинар Евгения Олеговича (автора последней книги) о посттравматическом расстройстве, а так же наше с ним общение на протяжении ряда лет, семинар по травме и по переживанию горя в рамках обучение II ступени гештальта в МГИ, семинары Елены Петровой (
http://www.gestalt.sp.ru/), обучение в институте Ньюфельда, ну и собственно осмысления своего опыта, как личной терапии, так и терапии клиентов.
Стрессовое воздействие не всегда приводит к травме. В общем случае у нас есть достаточный запас прочности, который позволяет отреагировать на стресс сообразно обстоятельствам:
- Либо мы можем собрать силы и изменить обстоятельства так, как нам было бы удобнее с помощью как конструктивной, так и возможно неконструктивной агрессии
- Либо мы вынуждены смирится с тем, что обстоятельства оказались сильнее нас как правило, это происходит через выплакивание слез тщетности в процессе горевания
Можно сказать, что стрессы формируют личность (так как те решения, которые мы принимает под воздействием стресса опосредуют наши ценности). Только в случае, если мы сталкиваемся с таким стрессом, который оказывается для нас неподъемным - то именно тогда и формируется психологическая травма, деформирующая личность.
В целом заподозрить наличие травмы у человека в анамнезе возможно по совокупности симптомов: это постоянно испытываемая длительное время человеком тревожность (невозможность нормального сна, резкие скачки настроения, чрезмерные вспышки негативных эмоций, затруднение со вниманием), мышечная зажатость (чаще всего втягивание головы в плечи), ощущения беспомощности, стыда, наличие некогруэнтности в поведении человека, позволяющие заподозрить диссоциацию.
Различают два вида травм
- Шоковая травма - это как реакция на некое событие (признаки см. ниже). Как правило можно выделить момент до - когда жизнь была относительно нормальной и существование после - когда жизнь перестала быть удовлетворительной.
- Кумулятивная травма (в том числе травма развития) - это нахождение в достаточно длительных неблагоприятных условиях без возможности протеста и смирения. Для травмы развития - это проживание детства или части детства в дефицитарных условиях, когда происходит некоторое как бы сказать искажение развития или рост в условиях искажения (типа деревьев бонсай).
По поводу шоковой травмы:
Основное:
Травма - это не событие, травма - это реакция на него.
Чтобы событие могло привести к травме необходимо:
- Должна существовать угроза собственной безопасности как физической, так и психологической, неважно реальная или мнимая, главное - чтобы воспринималось именно таковой.
- Должно иметь сильный эмоциональный заряд. Это может быть страх, боль, стыд, вина, отвращение и т.п., в том числе не обязательна какая-то одна эмоция, возможен целый коктейль.
- После происшедшего события не было возможности обговорить ситуацию в кругу близких принимающих людей, нормализовать эмоции до момента первого сна.
Возник вопрос почему до первого сна - вставляю свой коммент: Последние исследования состояния сна свидетельствуют о том, что во сне происходит перевод информации из кратковременной памяти в долговременную и в этом большое участие принимает "эмоциональный мозг" (я не буду описывать все структуры - но имеются в виду те отделы мозга, которые отвечают за переживания нами эмоций). И вот что именно будет записано в долговременную память (а туда как раз записываются наиболее эмоционально значимые моменты) и будет или нет тяжелый эпизод восприниматься как травматический очень сильно зависит от того дали ли человеку возможность сразу после переработать эмоции. Дело в том, что после того, как с человеком произошел травматический эпизод - обычно у него в лучшем случае море чувств, которые надо выплеснуть, в худшем - он замер и ошарашен произошедшим. В случае, если человек не в состоянии говорить о травме - можно провести сеанс ДПДГ - но с этим я бы порекомендовала обращаться к психологам, знающим данную методику (метод описан в книге Ф. Шапиро). К психологам обязательно бы советовала обращаться и в ситуации, если человек вообще замкнулся и не может идти на контакт.
В любом случае специалистами считается необходимым:
- Создать у человека ощущение безопасности (отсюда кстати идет накидывание одеяла на голову жертвам катастроф, дать согреться - горячий чай, теплое помещение)
- Дать возможность выговорится - разобраться что именно произошло, чтобы не возникло стойкого конгломерата чувств, пережить которые человек в данный момент не в состоянии и тогда они застывают как бы единым слитным куском и являются как раз ядром будущей травмы. Специалисты считают желательным провести разбор ситуации как минимум три раза с точки зрения:
- фактов - то есть голое описание что именно произошло со мной и окружающими. В этот момент рекомендуется не давать возможности выплескивать эмоции, так как есть риск ретравматизации.
- эмоций - что я чувствовал в каждый конкретный момент происходящего, что возможно чувствовали окружающие. Здесь очень хорошо, если записаны все предыдущее объяснения и возможно плавно переключать жертву на следующий эпизод, если он где-то западает.
- смыслов - то есть какой именно смысл я вкладываю в происходящее (см. ниже).
- И вот как раз на уровне смыслов очень важно эмоционально донести до человека - что произошло самое важное - он выжил, второе - это то, что он не виновен в произошедшем (иногда важно проговорить о том, что любой другой вариант его действий мог бы только ухудшить ситуацию или был невозможен в связи с тем, что на тот момент ему была недоступна вся информация или в связи с сильными испытываемыми им чувствами - и что на его месте любой другой скорее всего поступил бы аналогично). В случае, если человек настаивает на своей вине - тогда стоит предложить ему найти варианты как он мог бы поступить иначе в будущем и чем он может скомпенсировать произошедшее - в особо сложных морально-этических ситуациях - можно предложить это как задел на будущее обдумывание.
Желательно, чтобы разбор происшествия происходил с теми людьми, которым доверяет пострадавший, если произошедшее затрагивало несколько человек - то зачастую предлагается групповой разбор (здесь важно, чтобы ведущие создали максимальную атмосферу психологического доверия без возможности отрицательных комментариев в адрес участников). И все это желательно сделать до первого сна - поскольку после разора и выплеска эмоций, а также придания им менее трагичного смысла есть шанс, что травма не образуется.
По поводу травмы развития:
Собственно то, что описывает Ньюфелд - это как раз механизмы происхождения травмы развития и соответственно способы ее преодоления. Рядовая работа по преодолению того, что могло бы стать травмой развития описана в материале
"Поддержка встревоженного ребенка" Кроме того существует подозрение, что для того, чтобы взрослый человек получил шоковую травму и в дальнейшем у него развилось ПТСР (посттравматическое расстройство) он должен иметь травму развития. Но строгих доказательств данного утверждения нет.