Русь в "узком" значении. Киевская земля. 12 век . Часть 2

Aug 08, 2021 05:23



Единственным местом ПВЛ, где уже начинает возникать «Русь в узком значении», является широко известная глосса под 898 г :

«поляне, яже НЫНЕ зовомая Русь» [1, стб. 25-26].

«Бе единъ языкъ словенескъ: словени, [и]же седяху по Дунаеви, ихже при яша угри, и марава, чеси, и ляхове, и поляне, яже ныне зовомая Русь.»

Ныне - это на момент написания ПВЛ в 1113 -1118 гг.

«А словеньскый языкъ и рускый одно есть, от варягъ бо прозвашася русью, а первое беша словене; аще и поляне звахуся, но словеньскаа речь бе. Полями же прозвани быши, зане в поли седяху, а язык словенски един»

На основании этого места официальная советская историческая школа - к которой относятся Б.А.Рыбаков, М.Н.Тихомиров и А.Н.Насонов - строила вавилонские башни, доказывая самобытное происхождение славянской Киевской Руси от "полянских русов" с реки Рось и гневно опровергая "лживые измышления буржуазных норманнистов" о возможности появлении этой самой "руси" вне границ СССР.

По своим (и вполне понятным) причинам, эту точку зрения принимает, в основном, и украинская историография, и, конечно же, местная певдонаука: ... На самом же деле эта глосса ПВЛ, говорит нам нечто иное и обратное: название Руси закрепилось за землей полян НЫНЕ, т.е. во время работы летописца, в начале XII века, а РАНЕЕ полянская земля преимущественно "Русью" не называлась - что и видно по материалу той же ПВЛ.

Летописец писал ПВЛ в 1113-1117 году. Соответственно и речь его "поляне, "НЫНЕ зовомые Русь", относится к 1113-1117, а не к 898 году

В результате совместного действия всех этих факторов площадь территории, в теории подлежащей разделу между членами всей семьи Рюриковичей, к середине XII в. сократилась до собственно Киевской земли.

Именно в это время за ней и закрепилось понятие "Русь" или, как она называется в историографии, "Русская земля в узком значении".

На страницах дошедших до нас летописей XII-XIII веков - киевских, новгородских, суздальских, волынских - эта "Русская земля" часто противопоставляется другим русским же землям.

Это и есть третье и самое позднее значение термина "Русь".

В данном случае "Русская земля" должна пониматься как некое общее владение всей семьи, великокняжеский домен, из которого - в теории - глава рода должен выделять "причастие" своей братии.

Это название имеет значение не этническое, а политическое. Обозначая набранные в Киевской области войска, летописцы часто употребляют термин "русские полки", а князья этой земли назывались "русскими" в отличии от "суздальских", "галицких", "черниговских" и т.д.

Однако никогда термины "русины" или "русские" не использовались в противопоставлении "суздальцам" или "черниговцам", жители Киева всегда только "кияне".

Примером подобного названия для королевского домена - понятно, с поправкой на принятое французскими королями право наследования старшим сыном, а не старшим в роду - может быть имя парижской области "Иль-де-Франс", дословно - "остров Франции".

Оба термина - "узкий" и "широкий" - часто использовались параллельно, и историк при чтении летописи всегда должен разбираться, в каком значении употреблены в том или ином месте слова "Русь", "Русская земля" и т.д.

Вот типичный пример: при описании битвы на Лютой реке в 1208 г. летописец постоянно использует термин "Русь" для различения дружин галицких и волынских князей от союзных им польских, венгерских и половецких войск:

"и быша не приехали Ляхове и Роусь, и сошедше препровадиша [перешли - А.К.] рекоу Лютоую. Половцемъ стреляющимъ и Роуси противоу имъ, тоу же Марцелъ [венгерский полководец - А.К.] хороугве своее отбеже и Роусь взятъ ю".

Это - Русь в ее "широком значении".

Но буквально через несколько строк она употребляется летописцем уже в "узком":

"Романъ изиде из града, помощи ища в Роускыхъ князехъ" [2, стб. 725-726].

"Русские князья" в данном случае "киевские" - в Киеве в то время сидел троюродный брат и союзник Романа Всеволод Святославич.

Таким образом, галицкий князь с войском это "русь" по отношению к венграм, полякам и половцам, но уже "не-русь" - к киевскому. Точно так же суздальские полки не являются "русью" по отношению к киевским, зато становится такой в войнах с соседними булгарами.

ПРИМЕРЫ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КИЕВА КАК «РУСИ В УЗКОМ ЗНАЧЕНИИ» - ДРУГИМ ЗЕМЛЯМ РЮРИКОВИЧЕЙ

Новгородская первая летопись :

«Въ лЂто 6640 [1132]. ПрЂставися Мьстиславъ КыевЂ, Володимириць, априля въ 14; а Яропълкъ седе на столЂ, брат Мьстиславль. Въ се же лЂто ходи ВсЂволодъ въ Русь Переяславлю, повелениемь Яропълцемъ, а целовавъ крестъ къ новгородцемъ 6, яко хоцю у васъ умерети»

"Въ лЂто 6642 [1134]. А Изяславъ иде Кыеву; и раздьрася вся земля Русьская. Томь же лЂтЂ рубоша новгородць за моремь въ Дони. И иде Исаия игуменъ съломь Кыеву; приде опять съ митрополитомь Михаиломь Новугороду. "

"Въ лЂто 6643 [1135]. Въ то же лЂто, на зиму, иде въ Русь архепископъ Нифонтъ съ лучьшими мужи и заста кыяны съ церниговьци стояце противу собе, и множьство вои; и божиею волею съмиришася. "

"Въ лЂто 6643 [1135]. Ходи Мирославъ посадникъ из Новагорода миритъ кыянъ съ церниговьци, и приде, не успевъ ницто же: сильно бо възмялася вся земля Русская; "

Новгородская первая летопись, 1135 г.:

«въ то же лето, на зиму, иде въ Русь архепископъ Нифонтъ» [3, с.23-24].

Под 1141 г. «узкая Русь» впервые замечается в киевской Ипатьевской летописи: «бежащю же Святославоу из Новагорода, идоущю в Роусь» [2, стб. 308].

И, наконец, в 1144 г. этот термин попадает уже в суздальскую Лаврентьевскую летопись. Причем характерно, что «русской земле» противопоставляется никакая не залешанская, а самая, что ни на есть «украинская» - галицкая:

«совокупи вси князи Русскии Всеволодъ, и иде к Теребовлю, и выиде противу имъ Володимеръ весь совкупивъся к Теребовлю, и Оугры приведъ» [1, стб. 311].

Под 1146 годом  «русской земле» противопоставляется уже залешанская:

«И Святослав, заплакав, послал к Юрию в Суздаль, сказал: «Брата мне Всеволода Бог взял, а Игоря Изяслав схватил. Пойди-ка в Русскую землю, в Киев».

Когда изгнанный из Киевщины Ростислав в 1149 году приезжает к своему отцу Юрию Долгорукому в Суздаль, он говорит: :

«Слышал я, что хочет тебя вся земля Русская и черные клобуки».

Со временем летописец прибавляет жалобу Юрия Долгорукого:

«Сыновец мой Изяслав, на меня прийдя, волость мою разорил и поджег, а еще и сына моего выгнал из Русской земли и волость ему не дал, и меня стыдом покрыл».

Под 1148 годом летопись сообщает об обмене дарами между Большим Киевским князем Изяславом Мстиславичем и его братом Ростиславом Мстиславичем, князем Смоленским:

«Изяслав дал дары Ростиславу, что от Русской земли и от всех цесарских земель (то есть земель, подвластных Киевскому князю Изяславу, которого часто называли цесарем, наподобие Византийских императоров), а Ростислав дал дары Изяславу, которые от верхних земель и от варягов».

После того, как Изяслав Мстиславич в который раз выгнал Юрия Долгорукого из Киева, летопись под 1151 годом сообщает, что сын Юрия Андрей Боголюбский тем временем выпросил у отца пойти заведомо в Суздаль, говоря:

«Осе нам уже, отче, тут, в Руской земле ни рати, ни чего другого. Так что потеплу пойдем».

Об очередном неудачном походе Юрия Долгорукого на Киев летопись под 1154 годом сообщает: :

«В том же году тронул Юрий с ростовцами, и с суздальцами, и со всеми детьми в Русь. И случился мор среди коней во всем войске его, которого же не было никогда».

После смерти Киевского князя Изяслава Мстиславича «той же зимы (1154 года) тронул был Юрий в Русь, услышав о смерти Изяславовой».

Под 1154 годом Киевский князь Юрий Долгорукий отправляет своего сына Ростислава в Смоленск, говоря:

«Сын? Мне с кем Русскую землю удержать? С тобой. Поезжай-ка туда».

Ещё противопоставление Новгорода и Руси :

"Въ лЂто 6675 [1167]. Онъ же услышавъ, оже идуть на нь, иде Торопьцю, а новгородьци послаша въ Русь къ Мьстиславу по сынъ."

В 1173 году, когда Ростиславичам предложили покинуть Киев и окружающие города Белгород и Вышгород и пойти в Смоленск, летопись сообщает, что :

«И засетовали Ростиславичи, что он лишает их Русской земли»

В 1174 году Суздальский князь Андрей Боголюбский, отвечая на обращение князей Ростиславичей, сказал:

«Пождите немного, я послал к братьям своим в Русь. Как мне весть будет от них, тогда и дам ответ».

Когда в 1174 году суздальского князя Андрея Боголюбского убили заговорщики в основанном ним городке Боголюбове под Суздалем, его придворный Кузьмин, если верить летописи, сказал:

«Уже тебя, хозяин, пахолки (пахолки - со стар.батраки, наймиты) твои не признают. Не так, как когда-то, когда купец приходил из Цесарограда, и из других краев, и из Русской земли...»

После убийства Андрея Боголюбского владимирские бояре (из Владимира-на-Клязьме) говорили:

«Князь наш убит, а детей у него нет, сынок его в Новгороде, а брат его на Руси».

Под 1175 годом летопись сообщает:

«В том же году, когда оба Ростиславича сидели на княжестве в земле Ростовской, раздавали они были посадничества русским отрокам. А те большую тягость людям сим совершили продажами и верами».

Таким образом, «русские отроки», приведенные Ростиславичами из Киевщины, на Ростовщину.

Под 1180 годом сообщается о походе черниговского князя Святослава Всеволодовича на Суздаль и Рязань:

«И тогда спешно приготовились к бою в войске Святославовом, и Всеволод Святославич уборзе примчался к русским полкам со своим полком. И тогда рязанские князья убежали, а других они побили».

Когда Святослав возвращался из Суздаля, летопись сообщает:

«А когда вышел он из Суздальской земли, то отпустил брата своего Всеволода, и Олега, сына своего, и Ярополка в Русь, а сам с сыном Владимиром пошел в Новгород Большой».

В 1187 году князь Рюрик Киевский послал в Суздаль к князю Всеволоду сватать его восьмилетнюю дочь Верхуславу за своего сына Ростислава. Всеволод согласился, дал большое приданное и отпустил ее «в Русь».  Князь Рюрик справил пышную свадьбу, каких «не бывало на Руси», а потом тех, которые привезли Верхуславу из Суздаля, «Якова свата и с бояре одпустил ко Всеволоду в Суздаль». Яков «приехал из Руси (в Суздаль), проводив Верхуславу, и бысть радость».

В 1223 году на помощь южнорусским князьям в их борьбе против монголо-татар послали с ростовским полком Василия Константиновича, но он, не успел «к ним в Русь»

Никто ведь и не спорит с тем, что с 30-х годов 12 века и до первой трети 13 века, когда волости стали называться землями, и произошло выделение княжеского домена, так называемой в историографии Руси в узком значении слова. Но в более ранний период в ПВЛ из 270 употреблений Русь и Русская земля нет ни одного безусловно "узкого".

Ведюшкина И.В. «Русь» и «Русская земля» в Повести временных лет и летописных статьях второй трети XII - первой трети XIII в.

ПРИ ЭТОМ В «ШИРОКОМ ЗНАЧЕНИИ», И НОВГОРОД, И ДРУГИЕ ГОРОДА, КОНЕЧНО, ЭТО РУСЬ И ПОСЛЕ ФЕОДАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ 1132 г :

Густынская летопись (17 века) :

"Чего ради наш народ Русью наречеся".

"Поляне, древляне, севере, кривичи и прочие. Но обаче аще и различие есть во именование волостям, но вестно есть весьмъ, яко сии все единокровны и единораслны, се бъ суть и ныне все именем Русь нарицаются".

В некоторых списках Густынской летописи есть и список тех, кто "ныне Русью нарицаются":

"Москва, Белая Русь, Волынь, Подаля, Украйна, Подгоря и прочие"

1134 г Новгородская первая летопись

Въ лъто  6642 [1134]. Почаша мълъвити о Сужьдальстъи воинъ  новъгородци и убиша мужь свои и съвьргоша и съ моста въ суботу Пянтикостьную. Томь же лътъ погоръ Търговыи полъ, от ручья Плътьницьнаго до конця Хълма, якоже и преже бяше погорълъ; а церквии цстьныхъ съгоръ, августа въ 4. Томь же лътъ ходи Всъволодъ съ новгородьци, хотя брата своего посадити Суждали, и воротишася на Дубнъ опять; и на томь же пути отяша посадницьство у Петрила и даша Иванку Павловицю. А Изяславъ иде Кыеву; и раздьрася вся земля Русьская.

(под 1134 г. Новгородская I летопись завершает рассказ об усобицах между новгородскими, суздальскими и киевскими князьями общей сентенцией: «И раздьрася вся земля Русьская»).

Под 1155 г. киевский книжник рассказал о походе Юрия Владимировича Долгорукого на юг следующим образом:

«Той же зимѣ пошелъ бѣ Дюрги [Юрий] в Русь, слышавъ смерть Изяславлю ; и бысть противу Смоленьску, и бысть ему вѣсть…» .

Выходит, в южнорусском источнике Смоленск причислен к Русской земле

1156 г. Ипатьевская Летопись, в некрологе новгородскому епископу Нифонту:

«…то бо Нифонт епископ бысть поборник всеи Рускои земли, бысть бо ревнив по божественем…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 484).

1169 г. Новгородская Четвёртая Летопись

Въ лето 6677 (1169). На зиму придоша Суздалци ратью къ Новугороду, на Сборъ, князь Романъ Андреевичь, а с нимъ князь Мьстиславъ съ Смолняны, съ Рязанци, съ Муромци, съ Торопчаны, съ Полочаны, вся земля просто Руская, и бысть всехъ князей 72,а въ Новегороде бяше князь Романъ молодъ;

1169 г. Новгородская Первая Летопись  :

«Въ то же лѣто, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь , Романь и Мьстислав [Ростиславичи] съ смолняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци… полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская»

1174 г. Ипатьевская Летопись в некрологе Андрея Боголюбского:

«Ты же страстотерпьче, молися ко всемогущему Богу о племени своемь и о сродницехъ и о земле Руськои, дати мирови мир» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 585)

........................

"...узнав об убийстве твоем, страстотерпец княже Андрей, изумились небесные силы, глядя на кровь, за Христа проливаемую; рыдает народ православный, видя отца сирот и кормильца, омраченную тьмою звезду светоносную; а убийцы проклятые огнем окрещаются вечным, что пожигает тернье любого греха, то есть любое деянье. Ты ж, страстотерпец, проси всемогущего Бога за потомство свое, и за родичей, и за Русскую землю - миру мир даровать."

Андрей Боголюбский это страстотерпец за Русскую землю.

1179 г. Ипатьевская Летопись в некрологе новгородскому князю Мстиславу Ростиславичу о его походах против чуди:

«всегда бо тосняшеться оумрети за Роускоую землю и за хрестьяны, егда бо видеша хрестьяны полонены от поганых» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 611).

1180 г Под названием Русской земли Смоленск и Смоленская земля выступают в контексте Киевской летописи :

«Прислаша новгородци муже свои ко Мьстиславу к Ростиславичю [смоленскому князю], зовуче и Новугороду Великому… Онъ же, не хотяше ити из Руской земли, река имъ…»

1181 г Ипатьевская Летопись,:

«..Рюрикъ же аче побѣдоу возма нъ К ничто же горда оучини . но возлюби мира паче рати Л . ибо жити хотѧ въ братолюбьи . паче же и хрс̑тьӕнъ дѣлѧ плѣнѧємъı по всѧ дн҃и ѿ поганъıхъ и пролитьӕ крови ихъ не хотѧ видити  . и размъıсливъ  624 с моужи своими оугадавъ. бѣ бо Ст҃ославъ старѣи лѣтъı . и  оурѧдивсѧ  с нимь . състоупис̑  ємоу старѣшиньства и Києва . а собѣ  возѧ М  всю Роускоую (Роускоую) Н землю . и оутвердившесѧ  крс̑тмъ чс̑тнъıмъ . и тако живѧста оу любви . и сватьствомь ѡбоуємшесѧ  .»

Здесь Князь Рюрик Ростиславич в 1181 году уступает старшинство и Киев Святославу Всеволодовичу, а себе забирает ВСЮ Русскую землю. Вот так, раз, и Киев уже не Русь. Зато Русь это вся остальная земля Рюриковичей, пожалуйста.

1182 г. Ипатьевская летопись О походе Всеволода Большое Гнездо на волжских болгар:

«Болгаре же видевше множьство Роускихъ полъковъ не могоша стати… А ис Торьцького на конихъ приехавшимъ на лодье Роуское, и вышедше на островъ тотъ и поидоша на Роусь. Роусь же доспевше полкъ… И поможе Богъ Роуси, и победиша я…»

(ПСРЛ. Т. 2. Стб. 625-626)

Автор «Слова о полку Игореве» 1185 г:

«Великий князь Всеволод! Не помыслишь ли ты прилететь издалека, отцовский золотой престол поберечь? Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Если бы ты был здесь, то была бы невольница по ногате, а раб по резане. Ты ведь можешь посуху живыми шереширами стрелять, удалыми сынами Глебовыми[10]

Из Мирного Договора Новгорода с немецкими послами около 1189 - 1195 г :

"Оже тяжа родится  бес крови,  снидутся послуси,  Русь и Немци, то вергуть жеребее, кому ся выимьть,  роте шедъ,  свою правду  възмуть.  Оже  емати  скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе,  а ся его заприть,  то 12 мужь послухы:  идеть роте,  възметь свое."

Здесь в 1189 г. Новогород и новгородцы это Русь и русины.

В этом договоре Новгорода с Немцами около 1195 г. находим постановление, тождественное с древнейшей Русской Правдой:

«Оже емати скотъ варягу на русине или русину на варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы, идеть роте, възметь свое»

Владимир Волынский, Галич 1205 г. Послы папы Иннокентия III явились в 1205 году к Роману Мстиславичу князю Галицкому с тем, чтобы уговорить его принять католичество. Они уверяли князя, что с помощью меча святого Петра он завоюет города. В ответ Роман вынул из ножен свой боевой меч, воскликнув:

«Таков ли у папы? Доколе ношу его при бедре, не имею нужды в ином и кровью покупаю города, следуя примеру наших дедов, возвеличивших землю русскую."

Лаврентьевская летопись, 1206 г.: Всеволод Юрьевич посылает княжить в новгород сына Константина :

В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . д҃ı . [6714 (1206)] и реч̑ сн҃у мои Костѧнтине . на тобѣ Бъ҃ положилъ переже /л.142об./ старѣишиньство во всеи братьи твоєи . а Новъгородъ Великъıи старѣишиньство имать кнѧженью . во всеи Русьскои земли. по имени твоєм̑ тако и хвала твоӕ . не токмо Бъ҃ положилъ на тебѣ старѣишиньство в братьи твоєи но и въ всеи Русскои земли . и ӕзъ ти даю старѣишьньство поѣди в свои городъ . и цѣловавъ и ѿпусти . и проводиша и всѧ братӕ ѥго с чс̑тью великою . до рѣкъı Шедашкъı .

Под 1214 г. читаем о Новгородском посаднике :

«И рече Твьрдиславъ посадникъ: “Яко, братие, страдали дѣди наши  и отчи за Русьскую землю, тако, братье, и мы поидимъ по своемъ князи”», после чего пошли воевать Черниговскую землю, а затем посадили в Киеве Мстислава Романовича

1216 год.  «Повесть о битве на Липице»

В данном тексте «Русской землей» названы ВСЕ тогдашние русские княжества, включая, конечно, Суздальское, Владимирское и Ростовское:

«Нѣкто же рече бояръ Юрьевых:

«Княже Юрьи и Ярославе, не было того ни в прадѣдехъ, ни при дѣдех, ни при отци вашем, оже бы кто вшед ратью в силную в Суждалскую землю, оже бы вышол цѣлъ. Хотя бы и вся Рускаа земля и Галичскаа, и Киевскаа, и Смоленскаа, и Черниговскаа, и Новгородскаа, и Рязанскаа, ни тако противу сей силѣ успѣют. Ажь нынешние полцы, право, навержемъ их сѣдлы».

Для Юрия и Ярослава и Суздаль, и Галич, и Новгород, и Киев - это одинаково Русская земля:

«И отпустивша людии, внидоста в шатеръ з братьею, и начасти дѣлити грады, и рече Юрьи:

«Мнѣ же, брате Ярославе, Володимерскаа земля и Ростовскаа, а тобѣ Новград, а Смолнескъ брату нашему Святославу, а Киев даевѣ черниговъскымъ князем, а Галич нам же». :

«И цѣловашя крестъ межи собою, и писаша грамоты того не заступити. Ты же грамоты взяша смолняне по побѣдѣ в станех Ярославлих и даша своим князем. Юрьи же и Ярослав раздѣливше грады вси Русской земли, надѣющесь силѣ своей многой, почаста позывати к Липицам».

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4951

Русская земля содержится в Суздальской летописи. Во время знаменитой битвы 1216 г. между владимиро-суздальским войском, с одной стороны, и новгородским и смоленским - с другой, один из суздальских бояр обратился к своим князьям со словами:

«Не было того ни при прадѣдѣхъ, ни при дѣдех, ни при отцѣ вашемъ [Всеволоде Большое Гнездо], оже бы кто вшелъ ратью в силную землю в Суздальскую, оже вышелъ цѣлъ, хотя бы и вся Руская земля, - и Галичьская, и Киевьская, и Смоленьская, и Черниговьская, и Новогородская, и Рязаньская, никако противу сей силѣ успѣють…»

Под 1231 г. новгородский летописец, рассказав о голоде, горько заметил:

«Се же горе бысть не въ нашей земли въ одиной, нъ по всей области Русстѣи, кромѣ Киева одиного»

В той же Воскресенской летописи полным-полно примеров употребления термина «Русь» по отношению к Новгороду, Владимиру и даже к Москве. Просто процитируем несколько глосс тринадцатого века:

«Князю великому Ярославу тогда сущу во Орде у Канович и много пострада за безбожных татар за землю Русскую;»

«Того лета приеха приехал Титям послом на Русь от царя татарского, именем Кутлубея;»

«Князь великий Александр поиде в орду к царю Беркаю, и удержаша и царь, не пусти его в Русь и зимова в орде.»

Первая Новгородская летопись (о смерти Александра), 1263 г.:

«даи господи милостивыи, видЂти ему лице твое в будущии вЂкъ, иже потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю»

https://mr-shuklin.livejournal.com/83348.html - Русь в "узком" значении. Киевская земля. 12 век . Часть 3
Previous post Next post
Up