РУСЬ ЭТО УКРАИНА? УПОМИНАНИЯ О РУСИ. 12 век

Dec 19, 2020 01:42



12 век Новгородская первая летопись

«А се число колко есть епискупии в РУСИ. Первая киевская митрополия, потом новгородчкая архиепискупья, такоже черниговьская… РОСТОВСКАЯ"

1104 - 1121 гг., На печати митр. Никифора I, 1104 - 1121 гг., прошение к Богородице:

"Пресвятая, воззри на меня, Никифора России"

1106 г. «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли":

"мне же худому богъ послух есть и святый Гробъ Господень и вся дружина, русьстии сынове, приключьшиися тогда во тъ день ногородци и кияне: Изяславъ Иванович, Городиславъ Михайлович, Кашкича и инии мнози».

1111 г. По сообщению Ордерика Виталиса, норвежский король Сигурд, возвращаясь из Иерусалима «через Русь, взял в жены Мальфриду, дочь короля». В «Хеймскрингле» Снорри Стурлусона (XIII в.) путь Сигурда проходил через Болгарию, Венгрию, Паннонию, Швабию и Баварию. В «Генеалогии датских королей» указано, что Сигурд женился на Мальмфриде в Шлезвиге.

1112 г. Штаденские анналы (XIII в.) под этим годом помещают рассказ о событиях, занявших длительное время. Дочь графа штаденского Леопольда Ода была выдана за русского короля. После его смерти она была вынуждена бежать из Руси. Зарыв сокровища в землю, она вместе с сыном Вартиславом вернулась в Саксонию. Затем, однако, Вартислав был призван на княжение «в Русь». Как обычно, объяснение ситуации исследователи ищут в Киевской Руси. Называли, в частности, имена Ростислава Владимировича (в действительности женатого на венгерской герцогине), Святослава Ярославича (видимо, женатого на сестре Бурхада Трирского). .

Но имя Вартислава вообще не встречается в Киевской Руси, тогда как у балтийских славян оно обычно (может быть, в связи с рекой Варта). С именем Вартислава связывается крещение части Поморья во втором десятилетии XII века.Был он, по-видимому, сыном Святобора, изгнанного поморянами за несколько десятилетий до этого за приверженность к польскому князю Болеславу III.

Конец XI - начало XII в. В Житии св. Мариама (ок. 1185) сказано, что ирландский монастырь в Регенсбурге достраивался на деньги киевского князя, полученные ирландскими монахами в результате своего путешествия в Киев.

Конец XI - начало XII в. Из статьи И. Боричевского «Руссы на южном берегу Балтийского моря» (Маяк. Часть VII . СПб., 1840. С. 174-180):

Историк Литвы Нарбутт своим сочинением: Dzieje Starozytne narodu Litenskiego, усилил наше подозрение, что эта страна и сопредельные ей в древности были театром действий наших предков. Нарбутт уверяет, что на помории Балтийском существовала Русь, принадлежавшая Литве… Равным образом не разделяем его мнение и о том, что Русь прибалтийская составляла часть Литвы.

Предварительно считаем нужным припомнить, что существование Руссов на Балтийском Помории было предметом глубокомысленных соображений Карамзина. Вот что говорит он: «В Степенной книге XVI-ого века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел из Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав Немана…» (т. 1, стр. 50-51).

Сличив свидетельство Географа Равенского со сказаниями других хроник, мы нашли, что они между собою согласны. Ими и начинаем наши выдержки: Jux ta Oceanum est patria, quae dicitur Roxolanorum, Svavicum, Savromatorum per quam patriam inter caetera, transeunt flumina, quae dicintur fluvius maximus, qui dicitur Vistula, quia nimis undosus in Oceano mergitur, et fluvius, qui nominatur Lutta. «Близ моря есть земля, называемая отечеством Роксоланов, Свавов, Савроматов; между прочими реками, через эту землю протекают: Висла, почитаемая величайшею, так как в большом изобилии изливается в Океан, и другая, называемая Луттою». Итак, отечество Роксолан лежало у моря Балтийского, по обеим сторонам Вислы…

Ученый Людовик Мураторий, в изгнании своем: Antiquitates Italicae mediiaevi. Mediolani. 1741, исчисляя донации, сделанные разными лицами римской церкви, между прочим, говорил: In alio tomo (перед этим сказано: sicut legitur intribus chartis Armarii Lateranensis Palarii) sub Ioanne XV Papa, Dagone Judex et Oie sentarix et filii eorum Misica et Lambertus leguntur beatroPetro contulisse, unat civitatem in integrum, qual est Schinesghe, cuni omanibus surpertinentiis i fra hos affines: icuti incipit a primo latere longum mare fine Pruzze, usque in locum, qui dicitur Russe et fines Russe extendente usque in Cracoa et usque ad flumen Odere». «…т.е. папе Иоанну XV, судья Дагонъ, сенаторша Отта и дъти их. Мизика и Ламъерт составили, говорят, въ пользу блаженного Петра, одно независимое государство, называемое Schinesghe, со всеми принадлежностями въ этих пределахъ: съ правой стороны предъловъ было обширное море Pruzze до мъста, называемого Russe; границы Руссии простирались до Кракова и ръки Одера». Неизвестность древней географии прибалтийского поморья не позволяетъ определительно сказать, где находился подаренный городъ; по крайней мъере, отсюда видно, что мъсто Russe и страна Russe были недалеко от Кракова и ръки Одера; следовательно, въ Царствъ Польскомъ, между Галициею, Силезиею и Помераниею, и между ръками Вартою, Пилицою и Вислою.

… Как бы то ни было, если отечество Роксоланъ, слъдуя Географу Равенскому, продолжимъ вдоль по Вислъ, по крайней меръ, до границы Галиции, то мъсто Russe и область Russe будут находиться в земле Роксоланъ.

Писатель XII-го въка, любекский пресвитер Гельмольд … в начале своего сочинения Chronica Slavorum говоритъ: «…At littus australe Slavorum incolunt nationes, quorum ab oriente primi sunt Ruzi, deinde Poloni, a septentrione Pruzos, ab austro Boemos, т.е… а на берегу южном обитают народы славянского племени; далее всех на восток живут Руссы; за ними, к съверу Поляки, съвернее - Пруссы, къ югу - Богемцы». О каких Руссахъ говорит здесь автор? Не просто ли о России? Не думаемъ… При взглядъ на географическую карту, без всякого предубеждения, мъсто пребывания Руссовъ, по Гельмольду, слъдуетъ полагать въ окрестностяхъ Нъмана, между ръками Наревом и Виндавою; ибо въ такомъ случаъ Руссы точно займутъ восточную часть южного берега Балтики, на съвере будут Поляки, съвернъе - Пруссы. Другого мъста назначить невозможно; всё прочее въ окрестности - Литва и Ливь.

Таким образом, Руссы займут часть земли Ятвягов, примкнутъ к гафу Куронскому и распространяться до Жмуди. Нижъ увидим, что Русь обитала тамъ по сказаниямъ других писателей, и слъды ея существования остались до сих поръ. Для большей ясности замъчаемъ, что Русь Прибалтийскую Гельмольдъ называет Ruzia: Diu est exquo Ruzia credidit, т.е. «уже с давнего времени Русь уверовала», а про нашу Русь пишет: «Russia…». Адам Бременский, исчисляя Прусские провинции…, пишет: «Третий остров, известный под именем Земланда, смежен с Русским островом (contigua Russig)…

Дитмар, описывая благочестивые труды епископа Бруно, говорит: Ad Prussian pergens…, т.е. «Продолжая путь къ Пруссии, он… встретилъ сильное сопротивление в жителяхъ этой страны и въ областяхъ Русскихъ».

…Определеннее всех говоритъ писатель XIV-го века Дусбургъ: «…Пределы Пруссии, в которых она заключается, суть: Висла, соленое море, Мемель, область Руси, княжества Мазовское и Добрынское… Р. Мемель вытекает также из царства Русского (regno Russiae) и впадает в море, обнимая собою крепость и город Мемельберг; отделяет также самую Русь (Ruschiam), Литву и Куронию от Pruschia».

Нарбутт утверждает, что здесь говорится о двух особых Русях: одну прорезывал Немен прежде втечения в землю Литовскую, а другую - уже за Литвою. Все, что может служить в пользу его мнения - это различное правописание: regnum Russiae и Ruschia; но сказавши, что Немен вытекает из царства Russiae, Дусбург тотчас говорит, что он отделяет ipsam Ruschiam… следовательно, regnum Russiae и Ruschia означают одно и тоже…

К хронике Дусбурга приложена Геннербергерова карта древней Пруссии. На ней Мазовия оканчивается к северу Наревом, на другом берегу этой реки показана Русь, с надписью: «Jazvingiae sive Polachiae pars, quae Dusburgio vocatur Russia, т.е. «часть земли Ятвягов или Подляхия, названная в хронике Дусбурга Русью».

Такое положение Руси захватывает Белостокскую область, часть Гродненской и Минской губерний, и совершенно согласно с сказанием Гельмольда… и Дусбурга… Очевидно, что там была и Русь: не владения только Русские, а regnum Russia - целое царство…

Описав усмирение бунта Болеславом, князем Мазовецким, Дусбург говорит: «…жители Натангии вели мирную жизнь. Но когда коммендатор Куннингсберский возвратился со своим войском, как об этом сказано, Самбиты и преимущественно русские составили заговор…» и пр. Это место напоминает Нарбутта, что две особые страны носили имя Руси. О первой сказано, что она обхватывает исток Немена; а Руссы (Russici), о которых теперь идет речь, должны были жить на Помории Балтийском. Из приведенных слов Дусбурга ясно, что они жили или в Натангии или в Самбии, потому что бунт их имеет тесную связь с усмирением первой и с восстанием последней…

Историк Литвы не углублялся в смысл хроник, - может быть и не имел их, - и рассматривал Русь Прибалтийскую, на основании своих особых соображений, как часть Литвы…

Топографическое положение Руси Прибалтийской исследовано Нарбуттом как уверяет он, точнейшим образом: «Границы этой области простирались на восток до гафа Куронского (Куришгафа); по всему восточному побережью, на север - до Жмуди или древней Югрии, на запад - до земли Скиров (Scyron) и Сударгов, провинций Пруских. Эти границы легко узнать по урочищам, их лингвистическому различию… Немен, древний Альдеск… разделяется на два рукава: правый носил мифическое название Руссь, теперь Руснит, Русна, Русения, по различным выговорам…

Левый рукав, отделившись от Русны, имеет направление к западу и называется Варрус, деревня, над ним лежащая, остаток древнего поселения, носит то же имя, означающая на литовском языке Варяжская Русь. Из сказанного рукава образуется множество меньших, и один из них называется Руснейт.

Генненберг, прусский писатель XV-го века (о карте мы упомянули), исчисляя заливы, из коих некоторые уже не существуют, именует между прочими Альт-Руссе и Руссе или Гольм. Самый залив первоначально назывался Русна или Куртонишке Руссе, а в XV-ом веке курляндские крестовые рыцари назвали его Куршигафом, то есть Куронский (Курляндский) залив, от поселений своих на западной его оконечности.

Имя Руси на Помории Балтийском звучит во многих названиях. Так, в нынешней Пруссии, на правом берегу реки Русней, немного ниже Шанненбурга находится деревушка Сиенас-Русс, т.е. старая Русь. Это место достойно особенного внимания. Тут по всей видимости был город или одно из древнейших поселений…

Есть и другие места, напоминающие о Руси, как то: деревня Руссы при р. Дубасс, Русле над р. Дангой, приморская деревня Россиение, недалеко от гафа Куронского… уездный город Виленской губернии Россиены, Росситы - рыбацкая слобода на Куронском мысе…

1124-1125 г. В Житиях Оттона Бамбергекого, написанных спутниками епископа, крестившего Поморье, Эбоном (1151- 1152) и Гербордом (1158-1159), много сведений о «Рутении», граничащей с Польшей на востоке, и о «Рутении», примыкающей к Дании и Поморью. Герборд говорит, что эта вторая Рутения должна находиться во власти датского архиепископа. Миссионеры получили у щетинцев «многие» сведения «о происхождении племени Рутенов».
Очевидно, пересказывались какие-то генеалогические предания, служащие прославлению рода и племени. Балтийские рутены в это время оставались язычниками и добивались возвращения в язычество поморян, принявших крещение. О «земле варваров, которые называются рутенами», говорит и Эбон. Согласно Эбону Оттон пытался обратить в христианство и рутенов. Однако последние предупредили, что если епископ приблизится к «границам Рутении», то ему и его людям будут «отрублены головы», а тела их будут выброшены на растерзание зверям.

Смешение восточных и балтийских «рутенов» наблюдается в следующем тексте Герборда:

«С одной стороны на Польшу нападали чехи, моравляне, угры, с другой - дикий и жестокий народ рутенов, которые, опираясь на помощь флавов, пруссов и поморян, очень долго сопротивлялись польскому оружию, но после многих понесенных поражений принуждены были вместе со своим князем просить мира. Мир был скреплен браком Болеслава с дочерью русского короля, но ненадолго».

Обычно вспоминают, что за Болеслава была выдана дочь Святополка Сбыслава. Но это было в 1103 году. Характеристика же «рутенов» относится, очевидно, к язычникам, которые опирались на языческие же племена Прибалтики.
Под «флавами» чаще всего понимают половцев. Не исключено, однако, что это лишь род рутенов (латинское «рыжие»). Поморская Рутения не сводится у Герборда к острову Рюген, который, кстати, тоже упоминается, и именно как Ругия.

20-е г. XII века. В папской грамоте 1218 года напоминается о вкладах «королей русов» из Галиции Василька и Ивана-Владимира, которые они делали в хорватский монастырь (св. Димитрия) на реке Саве.

После унии 1102 года Хорватия входила в состав Венгрии.

1127 г. В Житии Конрада, архиепископа зальцбургского (XII в.), упомянуто о посольстве австрийского герцога к венгерскому королю, «который тогда находился в марке рутенов».

До 1131 г. В «Генеалогии королевы Ингеборг» (вторая половина XII в.), супруга короля ободритов и герцога Шлезвига Канута II (ум. 1131) Ингеборга называется дочерью «могущественнейшего короля русов» Изяслава.

По «Истории датских королей» (XIII в.) - это дочь Мстислава Владимировича (Гаральда), сестра Мальфриды.

Резиденция королевского дома находилась в Любеке. Сын Канута II и Ингеборги Вальдемар впоследствии будет датским королем (1157-1182).

Ок. 1132 г. В истории перенесения мощей немецкого св. Годегарда Гильдесгеймского упомянуты «путешественники из Русии».

1132 г. Великокняжеский домен, «Русь в узком значении -Киевская земля», выделяется только в начале 12 века, видимо после Любечского, Березичского и Долобского съездов князей (1097, 1100, 1103 года), и решения «что каждый да держит отчизну свою». Первое упоминание:

1132 г Новгородская первая летопись

ПрЂставися Мьстиславъ КыевЂ, Володимириць, априля въ 14; а Яропълкъ седе на столЂ, брат Мьстиславль. Въ се же лЂто ходи ВсЂволодъ въ Русь Переяславлю, повелениемь Яропълцемъ, а целовавъ крестъ къ новгородцемъ 6, яко хоцю у васъ умерети.

В «широком значении», Новгород, конечно, это Русь.

1134 г Новгородская первая летопись

Въ лъто  6642 [1134]. Почаша мълъвити о Сужьдальстъи воинъ  новъгородци и убиша мужь свои и съвьргоша и съ моста въ суботу Пянтикостьную. Томь же лътъ погоръ Търговыи полъ, от ручья Плътьницьнаго до конця Хълма, якоже и преже бяше погорълъ; а церквии цстьныхъ съгоръ, августа въ 4. Томь же лътъ ходи Всъволодъ съ новгородьци, хотя брата своего посадити Суждали, и воротишася на Дубнъ опять; и на томь же пути отяша посадницьство у Петрила и даша Иванку Павловицю. А Изяславъ иде Кыеву; и раздьрася вся земля Русьская.

(под 1134 г. Новгородская I летопись завершает рассказ об усобицах между новгородскими, суздальскими и киевскими князьями общей сентенцией: «И раздьрася вся земля Русьская»).

1132-1135 г. Войны Болеслава III Польского против коалиции из Чехии, Венгрии и Австрии, а также усобица в Венгрии, в которой Борис ищет помощи против Белы Слепого то у «князей русских», то у поляков, то у графов Восточной марки. Галич оставался союзником Венгрии против Польши.Но в составе войска Болеслава также были русские.

1135 г. Анналист Саксон сообщает о прибытии к императору Лотарю королей «венгров, русов, датчан и франков».В том же году Лотарь, по сообщению Оттона Фрейзингенского (ум. 1158), получил с Болеслава III дань за 12 лет и передал польскому князю в лен «поморян и ругов».Однако фактически Поморье и Ругия еще не признавали власти ни польского князя, ни германского императора.

1141 г. Французский хронист Альберик (ум. 1252) упоминает «короля Руси» по имени Мусух, мужа польской княжны Риксы и отца Софьи, будущей королевы Дании.

1139-1145 г. Оттон Фрейзингенский воспроизводит переписку императора Конрада III (1138-1152) с византийскими императорами Иоанном II (1118-1143) и Мануилом I (1143- 1180), в которой Конрад говорит об эпизоде, «случившемся в России», где рутены «проявили пренебрежение к власти германского государства, убили людей императора, отняв их достояние».

Иоанн II в ответе не уклонялся от ответственности за происшествие на Руси и уверял, что «он поступил так, как от него ожидали и как это соответствует его достоинству».О какой Руси, подчиненной византийскому императору, идет речь, неясно.

Ок. 1145 г. Матвей Краковский в ответе «отцу крестоносцев» Бернарду Клервоскому, помимо «бесчисленных» рутенов на востоке, упоминает также рутенов в Полонии и Богемии и отмечает, что рутены

«Христа лишь по имени признают, а по сути в глубине души отрицают».

«Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но, отличный от той и другой, таинства ни одной из них не разделяет».

Из этого свидетельства вытекает, что и в XII веке у значительной части рутенов-руси сохранялось арианство (в котором бог-сын не признавался равным богу-отцу).В эту связь может быть поставлено сообщение польского анонима XV века о том, что у крещенных по греческому обряду западных славян были «русские священнослужители», а также упомянутое выше определение Мефодия как русина (Мефодия постоянно обвиняли в арианстве)

1147 г. В крестовом походе против пруссов с польским войском участвовали, по сообщению Магдебургских анналов, рутены.

1152 г. Кнут - будущий соправитель Свена (1147- 1157), по сообщению Риенских анналов (XIII в.), бежал в Саксонию, а изгнанный оттуда - бежал в Руссию.В следующем, 1153 году согласно тем же анналам Кнут бежал из Русии во Фризию, где построил крепость Мильдеборг.Об изгнаниях Кнута Свеном рассказывает и Гельмольд. У него эти сведения помещены под 1150 годом, но излагаются события нескольких лет. Гельмольд знает о двукратных бегствах Кнута в Саксонию (хотя не знает, что и из Саксонии он был изгнан, возможно, тестем Свена Конрадом, маркграфом из Витина), а также о том, что он, вернувшись из Саксонии, был принят фризами, и именно теми фризами, которые жили в Ютландии.О Руси Гельмольд не упоминает, и восточнее области вагров и ободритов Кнут, видимо, и не появлялся.

Ок. 1154 г. Ал-Идриси (ум. 1164) в географическом труде упоминает реки Русиййа и Русиййу, видимо Керченский пролив и Кубань, а также город Русиййа, обычно отождествляемый с Керчью.Неясно упоминание «ар-Русиййа внешней», поскольку о «внутренней» ничего не сказано.Ал-Идриси указывает на два вида русов: один тот, которому дается непосредственное описание, а другой - это тот, что живет по соседству с Венгрией (Ункариййа) и Македонией (Джасулиййа, или Макдуния).

Середина XII в. Рифмованная хроника (конец XIII в.) относит первое прибытие немцев к устью Западной Двины к 1143 году. На самом деле это произошло несколько позднее. По хронике, жили здесь язычники селы, ливы, летты, находившиеся во власти русов.

Под 1155 г. киевский книжник рассказал о походе Юрия Владимировича Долгорукого на юг следующим образом:

«Той же зимѣ пошелъ бѣ Дюрги [Юрий] в Русь, слышавъ смерть Изяславлю ; и бысть противу Смоленьску, и бысть ему вѣсть…» .

Выходит, в южнорусском источнике Смоленск причислен к Русской земле

1156 г ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ в некрологе новгородскому епископу Нифонту:

«…то бо Нифонт епископ бысть поборник всеи Рускои земли, бысть бо ревнив по божественем…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 484).

1157 г. Саксон Грамматик сообщает, что датский король напал на Шлезвиг и ограбил русские суда.

1157 г. Продолжатель Оттона Фрейзингенского Рагевин (ум. 1177) упоминает о нападениях на Польшу с севера рутенов.

1158 г. По сообщению Гельмольда, город Любек был заново отстроен после пожара, и саксонский герцог Генрих Лев направил послов «в города и северные государства - Данию, Швецию, Норвегию и Русь».В одном списке Хроники вместо Руси значится Ругия.Кроме того, хронист Гельмольд рассказывает про «фризов, которые называются рустры».

На картах XVII в. в Восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами, отмечена приморская провинция Rustringen.

1165 г. Рагевин упоминает «королька рутенского» в качестве вассала Фридриха Барбароссы.

1165 г. В грамоте архиепископа Кельнскего Рейнольда городу Магдебаху остров Рюген назван Рутией или Руйей.

1165 г. Императору византийскому Мануилу в походе из Далмации на Венгрию помогали «подвластные Византии сербы, равно как и русские».
Previous post Next post
Up