Упоминания Руси на северных землях. 12-16 век

Sep 08, 2019 07:38



Уже в 1112 г, Ярослав Владимирович, князь новгородский, в грамоте немецким послам, от лица всех новгородцев, устанавливает правила взаимоотношения немецких Варягов и Русских людей:

"Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое".

1185 г. Слово о полку Игореве, (Северский Князь):

«Вступита же, господина, въ злато стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святьславлича!».

1189 г. Слово «русин» встречается в договоре новгородского князя Ярослава Владимировича 1189-1199 гг.

«Оже тяжа родится бес крови, снидутся послуси, Русь и Немци, то вергуть жеребее, кому ся выимьть, роте шедъ, свою правду възмуть. Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь своё.»

1206 год. Лаврентьевская летопись, 1206 г.: «Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли» 1220 год. Иоганн Мессений, шведский историк (XVII в.), помещает эстонскую провинцию Вик «в Руссии».

Ок. 1221 года. Петр Дюсбургский (начало XIV в.) говорит о прибытии рутенов в землю скаловитов (устье Немана) за девять лет до прихода тевтонских рыцарей. «Земля Руссия» помещается автором между Мемелем (Неманом) и Мазовией.

В 1223 г, Смоленский князь Мстислав Давыдович, заключая договор с немцами, своих подданных смолян, называет Русинами: "Русину не звати Латина на поле бится у Русской земли".

1223 год Генрих Латвийский (также Генрих Латыш, Индрикис Латышский; латыш. Latviešu Indriķis, лат. Henricus de Lettis[4], нем. Heinrich von Lettland; род. не ранее 1187 недалеко от Магдебурга; умер в 1259), «Хроника Ливонии» (Livlaendische Chronik) про войну ливонцев с Русью в 1223 году :

"Между тем старейшины из Саккалы посланы были в Руссию (Ruscia) c деньгами и многими дарами попытаться, не удастся ли призвать королей русских (Ruthenorum) на помощь против тевтонов и всех латинян. И послал король суздальский (Susdalia) своего брата, а с ним много войска в помощь новгородцам; и шли с ним новгородцы (Nogardenses) и король псковский (Рlescekowe) со своими горожанами, а было всего в войске около двадцати тысяч человек...

...Пришли они в Унгавнию под Дорпат и прислали им жители Дорпата большие дары, передали в руки короля братьев-рыцарей, и тевтонов, которых держали в плену, коней, баллисты и многое другое, прося помощи против латинян. И поставил король в замке своих людей, чтобы иметь господство в Унгавнии и во всей Эстонии. И ушел в Оденпэ, где поступил так же; затем направил свое войско к Ливонии в Пуидизэ, а за ним пошли унгавнийцы, и войско увеличилось. Там его встретили эзельцы и просили направить войско против ревельских датчан, чтобы после победы над датчанами тем легче было вторгнуться в Ливонию, между тем как в Риге, говорили они, много пилигримов, готовых дать отпор. И послушался их король, и вернулся с войском другой дорогой в Саккалу и увидел, что вся область уже покорена тевтонами, два замка взято, а его русские (Ruthenos) повешены в Вилиендэ.

Он сильно разгневался и, срывая гнев свой на жителях Саккалы, поразил область тяжким ударом, решил истребить всех, кто уцелел от руки тевтонов и от бывшего в стране большого мора; некоторые однако спаслись бегством в леса. Пройдя со своим большим войском в Гервен, он созвал к себе гервенцев, виронцев и варбольцев с эзельцами. Со всеми ими он осадил датский замок Линданизэ, четыре недели бился с датчанами, но не мог ни одолеть их, ни взять их замок, потому что в замке было много баллистариев, убивавших немало русских (Ruthenorum) и эстов. Поэтому в конце концов король суздальский (rex Susdalie) в смущении возвратился со всем своим войском в Руссию (Ruscia)."

Упомянутый «король суздальский» по ланным современных этим событиям летописей это отец Александра Невского Ярослав Всеволодович.

1229 г. В XIII веке слово «русин» появляется и в торговом договоре Смоленска с Ригой и северогерманскими городами Смоленская Торговая Правда, 1229 год

«Бог того не даи, оже разбои [по] грехомь пригодиться межи Немци и межи Руси, что за что платити, абы мир неразрушон, абя Русину и Немчичю любо было …… Русину не звати Латина на поле бится у Русской земли, а Латинину не звати Русина на поле битося у Ризе и на Готском березе.»

1231 год. Папа Римский Григорий IX в в своей грамоте называет Великого князя Владимирского (в землях которого расположена Москва) Юрия Всеволодовича Regi Russiae -«правителем Руси» (Historica Russiae Monumenta, 1841, T.1, CIX и д.30)

1237 г. Юлиан Венгерский (1237 г.) о приближении татар: «находясь на границах Руси (Ruscie), мы близко узнали действительную правду о том, что все войско, идущее в страны запада, разделено на четыре части. Одна часть у реки Этиль на границах Руси (Ruscie) с восточного края подступила к Суздалю (Sudal). Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани (Risennie), другого русского княжества (ducatus Ruthenorum)»;

1238 год. Первая Новгородская летопись, 1238 г. (описывается нашествие татар на Владимир, Суздаль и т.д.):

«Да кто, братье и отци и дЂти, видЂвше божие попущение се на всеи Русьскои земли»

Шахматов в его книге «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (СПб, 1908, с.328): «Под 6746 (1238) г. Русскою землею названы Суздальская и Рязанская, Ростовская и Тверская земли. Вообще с середины XIII в. имя Русь начинает употребляться для обозначения Суздальской области»

1239 год. Проект договора Смоленска с немцами с упоминанем «русины»:

«Или Русьскыи гъсть свои тъварь дасть в дългъ в Ризе или на Гътьскомъ бере(зе) Немьчичю, а нъ дъдълженъ будеть инемъ, Русьскому же гъстьи напереде възяти. Или Немьчьскыи гъсть въ дългъ дасть Смоленьске свои тъваръ Русину, аче дълженъ будеть инемъ, Немечьскому гъстьи напереде 133 възати.»

1242 г. Немцы, описывая события предшествующие битве на Чудском озере 1242 года, в своей Ливонской хронике, псковичан называют Руссенами(Ru?en) и суздальцев, идущих на помощь из "большого и широкого" города на Руси, Суздаля, называют так же Руссенами.

1246 г. Джиованни дель Плано Карпини (1246 г.) : «Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии (Russia), которая называется Суздаль (Soldal);»

«в это время умер Ярослав, который был великим князем в некоторой части Руссии, которая называется Суздаль … Все верили, что он был отравлен и доказательством этого является то, что мать императора (Гуюка - прим.) без ведома находящихся там его людей поспешно послала гонца к его сыну Александру, чтобы тот к ней приехал, потому что она хочет подарить ему землю отца »

(цит. за Джіованні дель Плано Карпіні. Історія монгалов, переклад А.Малеіна, М., 1957);

1262 г.: Первой Новгородская летопись

«Того же лЂта поиде князь Олександръ в Татары, и удержа и Берка, не пустя в Русь; и зимова в ТатарЂхъ, и разболЂся».

Александр вернулся и умер в Городце на Волге - для летописца на Руси.

1263 г. Первая новгородская летопись (о смерти Александра):

«даи господи милостивыи, видЂти ему лице твое в будущии вЂкъ, иже потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю».

1263 г. В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку о татарских зверствах в Курской и Воронежской волости под 1263 годом:

"И начаша бесурмене вязати головы боярскые к тороко(м), а рукы вкладоша в судно, вставиша на сани Чернысе Русину и поидоша от Ворогла..".

1260-е. Рожер Бэкон (ум. ок. 1292) в «Великом сочинении» называет Левковию (Литву), вокруг которой «с обеих сторон» Балтийского моря «расположена великая Руссия».

1293 год. Насчёт Руси на Северо-Востоке. Дедюнева Рать -нашествие на Северо_восток Руси. Лаврентьевская Летопись 6801 (1293) год :

«Татарове же взяша Володимерь, Переяславль, Москву, Волокъ, и всех градов 14, и много зла сотвориша въ Русской Земле»

Лівонська римована хроніка (конец ХІІІ ст.)

die Dune ein wazzer ist genant, des vluz geet von Ruzen lant - Даугава тече з Руської землі (строчка 139)

Plezcowe… die liet in Ruzen lant - Псков знаходиться в Руській землі (строчка 2102)

eine stat in Ruzen lande ist, Nogarden ist sie genant - в Руській землі є місто Новгород (строчки 2178-79)

ein stat ist groz unde wiet die ouch in Ruzen lande liet: Susdal ist sie genant - в Руській землі є місто Суздаль (строчки 2205-07)

Ruze her von Susdal - руси з Суздаля (строчка 2215)

Darbet einez ist genant, daz liet bie der Ruzen lant -Дерпт лежить на кордоні з Руською землею (строка 6695) (цит. за Livlandische Reimchronik. Atskanu Hronika, Riga, 1998);

В 1300 г, шведы, описывая свою битву с новгородцами при Ландскорне, называют их в своей Саге русинами(rytzane).

1380 г. Летописная повесть о Куликовской битве, москвичей называет Русинами:

"И падал труп на труп, падало тела татарское на тело христианское; то там, то здесь можно было видеть, как Русин за татарином гнался, а татарин преследовал Русина."

ХОЖДЕНИЕ ИГНАТИЯ СМОЛЯНИНА В ЦАРЕГРАД.

Игнатий (Смольнянин) (кон. XIV в.) - автор «Хождения» в Царьград в 1389-1393 гг. Игнатий был участником поездки в Константинополь митрополита Пимена и сопровождавших его лиц с целью сохранения за ним митрополичьего престола. Путевые записи Игнатий вел по указанию смоленского епископа Михаила, выполнявшего наказ Пимена.

О личности Игнатия известно только из текста «Хождения», дошедшего в списках XVI-XVIII вв., в двух редакциях, краткой и полной, или летописной, под названием «Хожение Игнатия Смольнянина» или «Пименово хожение в Царьград».

«В понедельник, канон Петрову дни, в год вечерни, приидоша к нам Руси, живущеи ту, и бысть обоим радость велиа. И ту нощь пребыхом в корабли, наутреа же в самый праздник святых Апостол, благодаряще Бога, внидохом в град. - в Царьграде.

«Месяца иулия в 1 поидохом в манастырь святаго Иоана Продрому и ту поклонихомся. И упокоиша ны добре ту живущеи русь. В утрии шедше в Лахерьну и целовахом раку, в нейже лежит риза и пояс пречистыа Богородица».

«В его место отпустивше в Русию митрополита Киприана. И поиде оттуда месяца октября 1, а с ним владыка Михаил, Иоан, владыка Волыньский, и с ним два митрополита греческих и Феодор Симановьский. По отшествии же их прииде весть: един корабль, рекоша, с митрополиты, спасен бысть, а иже со владыками - тъй безвестен есть. Некотории глаголаху: истопоша, а инии рекоша: в Кафу присташа, друзии же реша: в Амастрии суть, а инии - в Дафнусии, сказуют. И не по коликих днех прииде грамота от митрополита, сказующи, колика беда им на мори бысть страшна и неисповедима, и каков бысть гром и треск от сражениа волн. И паки от того развеяни быша, друг друга не видеша. И бури преставши, и вси спасени быша. И к Белуграду приплывше, и вси здрави в Русью отидоша. Мы же, сия слышавше, радостни зело быхом - все это русь»

(starbel.narod.ru/ignacij.htm/ Па выд.: Кніга жыцій і хаджэнняў / Уклад. А.А. Мельнікаў. Мн., 1994. С. 144-153 || Там тэкст прыведзены паводле рукапісу XV ст., які захоўваецца ў Бібліятэцы Акадэміі навук Расіі ў Санкт-Пецярбургу, 16.8.13, арк. 90-105 адв.)

1527 г. Сигизмунд Герберштейн (1527 г.):

«народ этот, говорящий на славянском языке, исповедующий веру Христову по греческому обряду, называющий себя на родном своем языке руссы (Russi), а по-латыни именуемый рутены (Rhuteni)»

В XV-XVI веках название «Росия» закрепилось за русскими землями, которые были объединены в единое государство под началом Московского княжества.

Официальный статус оно приобрело после венчания Ивана IV на царство в 1547 году, когда государство стало называться Российским царством

1573 г. Карта, смотрим имя северо-восточного соседа Ливонского Ордена 1573-1578 года (еще даже не родился дедушка Петра Первого): https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/LIVONIAE_NOVA_DESCRIPTIO_1573-1578.jpg

Previous post Next post
Up