Dec 30, 2017 19:54
Идея собрать все песни Булата Окуджавы возникла у меня много лет назад, в те времена, когда виниловые пластинки уступили место компакт-дискам. Дисков издавалось много, от легальных изданий не отставали «пираты», и все, что было востребовано, исправно производилось, продавалось и звучало. Не была исключением и авторская песня. На фоне этого изобилия особняком стояло издание песен Булата Окуджавы. Знакомые с детства виниловые пластинки переизданы не были. Не появились на дисках и те старые записи, которые мы слушали на магнитофонах и переписывали друг у друга. Вместо этого предлагались диски, где песни Окуджавы чередовались с песнями других авторов, гитарный аккомпанемент сменялся оркестровым, а неповторимый голос Окуджавы соседствовал с детским хором. Издатели часто предпочитали качество записи лучшему исполнению. Многие песни Окуджавы легче было найти в чужом исполнении, нежели в авторском. С тех пор мало что изменилось, и я надеюсь, что сборник, который вы держите в руках, восполнит этот пробел.
Сборник содержит практически все песни, которые исполнял Булат Окуджава. Из ста восьмидесяти песен почти половина издается впервые. Песни в сборнике не повторяются.
На первом компакт-диске собраны записи, изданные на двух виниловых пластинках: фирмы Le Chant du Monde, записанной во Франции и изданной в 1968 году, и фирмы «Мелодия» 1976 года - первой большой отечественной пластинки Окуджавы. Французский альбом представлен не полностью - двенадцатью песнями, чтобы избежать повторений. Большинство песен на пластинке «Мелодии» было записано в студии Государственного литературного музея в 1975 году. Инициатором записей и редактором пластинки был известный литературовед и звукоархивист Лев Шилов. Кроме записей 1975 года, в эту пластинку вошли две песни из записей фирмы «Мелодия» 1961 года и три песни, записанные во Франции в 1968 году.
На втором диске представлена лучшая, на мой взгляд, виниловая пластинка Булата Окуджавы. Она была издана фирмой «Мелодия» в 1979 году, и многие ее, конечно, помнят.
Третий компакт-диск составлен из песен, изданных «Мелодией» на виниловой пластинке 1986 года. Некоторые песни мы заменили другими вариантами исполнения, более подходящими для данного издания. Надо отметить, что французская пластинка 1968 года и пластинка фирмы «Мелодия» 1986 года уже издавались на компакт-дисках во Франции и Германии, но, отдавая должное профессионализму французских и немецких звукорежиссеров, мы сделали собственный мастеринг этих записей. Желая повысить качество звучания, они упустили, на наш взгляд, некоторые особенности авторского исполнения. Мы старались сохранить оригинальный характер звучания фонограмм.
На четвертом диске представлены песни, написанные для спектаклей и кино, а также записи, сделанные в разных студиях и на концертах. Часть из них уже издавалась. Используя исходные фонограммы, мы сделали ремастеринг этих песен. Единственная песня, оригинальная фонограмма которой не сохранилась - «Мой почтальон», - была восстановлена с виниловой пластинки.
Пятый диск - песни, записанные Окуджавой в cтудии театра МХАТ в середине восьмидесятых. По инициативе Андрея Крылова, знатока авторской песни и исследователя творчества Булата Окуджавы, звукорежиссер театра Александр Самовер в течение двух лет записал около ста пятидесяти его песен и стихов. Значение этих записей трудно переоценить. Особенностью исполнения является наличие второй аккомпанирующей гитары. Чаще всего вместе с Булатом Окуджавой играл профессиональный гитарист Михаил Виноградов, в записи некоторых песен принимали участие Сергей Никитин и Александр Васин. На диске представлена часть фонограмм. В основном это ранние песни, для которых не нашлось хороших записей своего времени.
Шестой диск составлен из песен, записанных в разные годы как профессионалами, так и любителями. Многие фонограммы требовали очень серьезной реставрации, и эта работа заняла больше года. Тем не менее, не стоит ожидать от этого диска высокого качества звучания.
Седьмой диск - песни, написанные Булатом Окуджавой для мюзикла «Золотой ключик». Стихи из этого цикла были опубликованы, но, несмотря на несколько попыток, мюзикл так никогда и не был поставлен. Многие песни этого диска Булат Окуджава исполнил под аккомпанемент своего сына Антона. Студийных записей этих песен, к сожалению, не существует, но я надеюсь, нам в достаточной мере удалось восстановить их звучание.
Следует отметить тех, благодаря кому записи Окуджавы дошли до наших дней. В первую очередь - это Лев Алексеевич Шилов, который много лет, начиная с первых концертов, записывал Булата Окуджаву и положил начало исследованию его творчества. Важнейший вклад в сохранение записей внес известный исследователь авторской песни Петр Трубецкой, создавший потрясающий архив авторской песни. Еще один архив, который надо упомянуть особо, - это архив записей Окуджавы, составленный Андреем (Энди) Ивановым. Поиск фонограмм, вошедших в издание, продолжался несколько лет. Он затронул архивы многих организаций и личные коллекции - от Новосибирска до Варшавы и от Москвы до Иерусалима. Отдельные записи для издания были взяты из фонотек Анатолия Азарова, Льва Аннинского, Тамары Бадеян, Михаила Баранова, Александра Борина, Вадима Должанского, Владимира Галкина, Владимира Гордюшенко, Александра Йоффе, Владимира Кагановича, Людмилы Коробициной, Николая Курчева, Юрия Метелкина, Владимира Михайлова, Михаила Рудницкого, Войтека Пашковича (Польша), Вячеслава Попова, Заира Рудера, Григория Симакова, Сергея Смирнова и Виктора Юровского. Простите, если я кого-то забыл!
Хочу поблагодарить сына Булата Окуджавы Антона и режиссера кукольного театра Леонида Хаита, предоставивших записи песен к мюзиклу «Золотой ключик», а также Марата Гизатулина, Андрея Крылова и Виктора Юровского за оказанную мне помощь. Поклонники Булата Окуджавы должны быть благодарны Ольге Трофимовой, дочери Александра Самовера, бережно сохранившей архив своего отца.
Теперь о тех, кто работал над изданием. Тамара Бадеян - опытнейший звукорежиссер, определившая концепцию реставрации. Музыкальныe редакторы Евгения Азимова и Александр Галкин (Бостон), которые внесли большой вклад в работу с фонограммами и во многом определили звучание дисков. Их самоотверженная работа выходила далеко за рамки их профессий и охватывала практически весь спектр задач, относящихся к изданию. Оформляла издание прекрасный художник Марина Ленская. Работая в течение трех лет, я получал истинное удовольствие от общения с этими замечательными людьми! В работе над звуком мне очень помогли звукорежиссер Михаил Басин (Израиль) и исследователь авторской песни гитарист Александр Костромин. Сам я, помимо поиска и отбора фонограмм (о чем можно было бы написать отдельный «исторический роман»), занимался реставрацией и мастерингом некоторых дисков.
В завершение я хочу поблагодарить мою семью за огромную поддержку и неиссякаемое терпение.
Михаил Дайчман. Хайфа