Всем бы дебютантам - да такой киностарт! Отем де Уайлд (которая, к большому удивлению моему, оказалась американкой - по крайней мере, в Америке родилась) сняла вдруг еще одну (после «Любви и дружбы») блестящую, порхающую и остроумнейшую экранизацию Джейн Остен, о какой все мы, неравнодушные к старушке Англии, правильному английскому, а также английским манерам, нарядам и поместьям, давным-давно мечтали, предвкушали - хотя и сами о том не подозревали. Потому что «Эмма.» - настоящее эстетское пиршество, насытиться на котором можно до отвала - если знать, разумеется, из каких именно тарелок брать. Впрочем, вся сложная система этикета, все эти ленточки и туфельки, платья и кареты, все интерьеры и собственно блюда на застольях не только тщательно продуманы и в меру достоверно поданы нам постановщицей - но и с делающими ей честь легкостью и изяществом переосмыслены, высмеяны, так что по духу получается и чистейшая Остен - но и нечто совсем иное. Немножко сказочное, немножко кукольное, немножко конфетное - и до того умилительно-ребячливое и светлое по оттенкам, что такому
представлению на экране позавидовал бы и Уэс Андерсон, восхищения которым де Уайлд и не скрывает, выстраивая и центрируя отдельные кадры так, словно, и правда, делает реверанс.
И все же игривый и едкий стиль «Эммы.» остается самобытным и полным очень забавных, а где-то даже и дерзких находок, самая безобидная и удачная из которых - носовое кровотечение при объяснении в любви, без которых здесь, естественно, не обойдется, ведь в этом - и вся наша дорогая Джейн. Поэтому и все трогательные и нелепые любовные путаницы, оправдавшиеся и обманутые сердечные ожидания, эгоистичные, искренние и просто по-обывательски тупые и уморительные проявления чувств со стороны самых разных ее книжных героев - все это, конечно же, будет. Как будет и светлое и безусловное ликование, как будем мы от души смеяться и даже всерьез переживать - и как все-таки современная подача двухсотлетнего материала умудрится оставить нам и эту простую, и, конечно же, сентиментальную - но все-таки желанную радость ожидания. Ожидания счастливой развязки истории - будто ты впервые читаешь «Гордость и предубеждение», «Эмму» или «Чувства и чувствительность», которые и все равно заставляют тебя расчувствоваться, напрочь забыв о банальности - и у каждой из которых есть теперь своя отличная и вполне себе образцовая экранизация. Отдельно хочется похвалить и саундтрек, бравурный и нежный, парящий и элегантный, печальный и солнечный - своя нота найдется на каждый поворот сюжета и непредсказуемой судьбы, а закончится все отличной, да и созвучной настроению фильма песней Джонни Флинна, играющего мистера Найтли. Про Аню Тейлор-Джой же скажу лишь то, что она молодец - и, пожалуй, даже больше, чем я ожидал. По крайней мере, после «Хода королевы» и «Эммы.» понимаешь, что наряды носить девушка умеет - да и выглядит вообще что надо.