А вот и обещанный пост с итогами прошлого года. Как всегда, посмотрел меньше, чем планировал, и явно недостаточно, для того чтобы подводить полноценные итоги. Тем не менее, есть о чём сказать и есть, что вспомнить. По аналогии с 2016-ым решил составить именно двадцатку (которой в этот раз оказалось даже мало), где вновь стоят по соседству фильмы и сериалы. По общим впечатлениям 2017-ый явно вышел более удачным, так что нижняя граница первой десятки даже не упала ниже «семёрки». При этом нельзя сказать, что этот год привнёс в кино что-то принципиально новое, свежее и оригинальное - один только Линч, как всегда, отличился. Поэтому моё отношение к современному кино, если и не стало хуже, то уж точно ни на шаг не продвинулось к улучшению. Что, конечно же, очень печально, но будем исходить из того, что есть.
20.
Единственный живой парень в Нью-Йорке | The Only Living Boy in New York | Марк Уэбб | 6
На самом деле, фильм «Одарённая», так же снятый Марком Уэббом в прошлом году, понравился мне несколько больше. Но в силу его более широкой известности и невозможности расширить список я решил включить сюда другую, не менее живую и любопытную картину этого режиссёра с довольно-таки длинным названием. В центре сюжета - парнишка, которому очень не нравится, что его отец крутит роман на стороне, хотя они оба знают, как горяча его мать на необдуманные поступки, вроде желания внезапно свести счёты с жизнью. Однако решительный настрой парня быстро меняется, стоит ему впервые столкнуться с отцовской любовницей. Отсюда - масса трагичных и комичных последствий, насыщенные и симпатичные диалоги, внезапное появление Джеффа Бриджеса в роли писателя-алкаша, но главное - Кейт Бекинсейл. По-прежнему яркая, невероятно соблазнительная и далеко не глупая, что сразу заставляет вспомнить её леди Сьюзан из «Любви и дружбы», обхитрившей всех и вся. Здесь же развязка немного другая, но главное, что кино, действительно, душевное и с хорошим юмором.
19.
Величайший шоумен | The Greatest Showman | Майкл Грэйси | 6
Об этом фильме я уже немного рассказывал вот
здесь. В целом же, картина Майкла Грэйси является именно тем, чем и заявлено - мюзиклом. Фееричным, искрящимся от песен и танцев, но банальным по смыслу и стереотипным по сюжету. Впрочем, вспомнить Хью Джекмана времён рекламы «Липтона» - дорогого стоит.
18.
Виктория и Абдул | Victoria & Abdul | Стивен Фрирз | 6
Об этом фильме я так же писал подробнее вот
здесь. Стивен Фрирз - крепкий профессионал и почти что живой классик, и смотреть его фильмы приятно в любом случае, особенно если он берётся за костюмную экранизацию, в которых уже успел поднатореть.
17.
Обманутый | The Beguiled | София Коппола | 6
Крепким профессионалом можно назвать и дочь Фрэнсиса Форда Копполы, которая в прошлом году удостоилась ветви за режиссуру в Каннах - и не сказать, чтобы зря. Ремейк картины Дона Сигела, возможно, и уступает оригиналу по части новизны сюжета и уровня кино вообще, зато привычно радует мягкой и обволакивающей нежностью Софии Копполы, которая так снимает деревья, рассветы и передвижения героинь по особняку, что можно наслаждаться одной только внешней эстетикой. Но и не только ей, так как присутствие Николь Кидман, Колина Фаррелла и Кирстен Данст даёт повод полюбоваться выразительными лицами, спокойными и поначалу вежливыми голосами, а также теми страстями, что быстро вскипают и перегорают в уединённом женском пансионе где-то на юге Америки, охваченной гражданской войной.
16.
С любовью, Винсент | Loving Vincent | Дорота Кобела, Хью Уэлшман | 6
Фильм-расследование о смерти Винсента Ван Гога в виде импрессионистского полотна - одно из самых необычных произведений не только прошлого года, но и во всей анимации вообще. Удивительнее всего, что мультфильм оказывается силён не только богатством красок и буйством фантазии привлечённых художников, но и своей сюжетной линией, погружающей в историю жизни художника всё сильнее с каждой минутой. И есть у этой картины какой-то совершенно особенный привкус печали, потерянности и чарующей отстранённости происходящего, поскольку все персонажи - вроде бы и люди, но очень условные и приблизительные, так что выражения лиц и особенности мимики скорее угадываются, чем прочитываются на экране. Уверен, мультфильм покажется увлекательным даже человеку, ничего не знающему о Ван Гоге, так как после просмотра поневоле начинаешь испытывать к художнику куда более сильную жалость и симпатию, чем этого можно было ожидать вначале. Да и вообще - искусство врачует души.
15.
Охотник за разумом | Mindhunter | Дэвид Финчер | 6
Не стоит думать, что новый проект Дэвида Финчера целиком и полностью принадлежит ему. На правах большого режиссёра он приходит на площадку, снимает пару серий - а дальше сами. И «сами» справились на удивление хорошо, так что «Охотник за разумом» не стал очередной калькой на «Твин Пикс», «Секретные материалы» или «Настоящий детектив». Прежде всего, потому, что никаких серьёзных и запутанных расследований здесь нет. А есть ровное, спокойное, почти медитативное повествование, по ходу которого двое агентов ФБР навещают в тюрьмах особо опасных преступников, пытаясь интервьюировать их на тему поведенческих особенностей при совершении убийства или изнасилования, чтобы составить психологический портрет типичного насильника или убийцы. Уровень диалогов не превышает здесь смелых ожиданий, однако они достаточно убедительны и способны увлечь. К тому же куда интереснее погружаться в повседневную жизнь двух агентов, один из которых буквально преображается по ходу развития сюжета, становясь самоуверенным профессионалом с сомнительными методами, сменившим зажатого чудика и умника, не способного наладить контакт с девушкой. Не стоит ожидать мрачных наркотических фантазий в духе «Настоящего детектива», но степень психологического правдоподобия будет даже повыше.
14.
Игра Молли | Molly's Game | Аарон Соркин | 6,5
Говоря о режиссёрском дебюте Аарона Соркина, я могу повторить лишь то, что уже
сказал о нём в рамках номинации за лучший адаптированный сценарий. Молли Блум в исполнении Джессики Честейн получилась, вероятно, куда более положительной и умной женщиной, чем она была на самом деле, однако это ни в коем случае не упрёк. Главная героиня подкупает именно своей открытостью и далеко не безупречным поведением, которое не выходило за рамки желания добиться успеха в мире, где всем правят мужчины. Что, наверное, не так уж интересно и умно, но всё равно привлекает, когда об этом рассказывается в такой педантично-ироничной манере. Да и сам процесс над Молли Блум, не пожелавшей выдать своих сообщников из принципа и боязни запятнать честное имя, интересен с точки зрения поступков героини, чья неожиданная честность и порядочность одинаково трогают как её адвоката, так и нас самих. И, в общем-то, хороший сценарий и хорошая актриса - ровно то, что и требуется для получения удовольствия от такого рода развлечения.
13.
Призрачная нить | Phantom Thread | Пол Томас Андерсон | 6,5
Пол Томас Андерсон снял определённо не лучший свой фильм - но уж точно один из самых неоднозначных в прошлом году. История в духе хичкоковской «Ребекки» постепенно превращается в умную и ироничную пародию, где доминирующая мужская требовательность сменяется мягкой женской хитростью, берущей власть в свои руки за счёт довольно неожиданных методов. Замечательная музыка Джонни Гринвуда, элегантные наряды, чопорный мир английской моды, но главное - конечно же, Дэниэл Дэй-Льюис, чьё появление в этой картине стало его лебединой песней, придавшей и самому фильму настроение печального увядания и исчезновения чего-то прекрасного, как постепенно исчезала потребность в мастерах, вроде Вудкока, не сумевших принять страсть своих клиентов к дешёвому «шику».
12. «
Пост» | The Post | Стивен Спилберг | 6,5
Ещё раз термин «крепкий профессионал» хочется употребить именно в отношении Спилберга, снявшем вторичную, но очень увлекательную ленту о человеческой храбрости и свободе слова. Храбрости говорить правду, так как правящая верхушка газеты «Вашингтон Пост» мучительно решает на протяжении фильма один единственный вопрос - печатать или не печатать. И, увлечённо погружаясь в атмосферу американских 70-ых, когда вот-вот прогремит Уотергейт, начинаешь ловить себя на мысли, что место и время могли быть, в общем-то, любыми. Главное - уровень напряжения и сопереживания героям, которые создаются неведомым простому смертному образом. Тем более что жанр политического триллера в форме журналистского расследования предполагает сложную игру на чувствах людей, оказавшихся в совсем не рядовых условиях, притом что привычной динамикой сюжета такой фильм едва ли может похвастаться. Но ведь не скажешь, что «Вся президентская рать» или «В центре внимания» - скучные фильмы. Не в последнюю очередь и за счёт великолепных актёров, которыми богата и эта лента. Поскольку дуэт Тома Хэнкса и Мэрил Стрип, снимающихся у Стивена Спилберга - это то, что все мы давно мечтали увидеть, ведь даже первые двое никогда прежде не играли вместе. И после того, как увидишь Мэрил Стрип в этом фильме, понимаешь, что номинировали её не только из уважения.
11.
Большая маленькая ложь | Big Little Lies | Жан-Марк Валле | 6,5
Пожалуй, самое яркое достижение ушедшего сериального года, если не считать Дэвида Линча, чей новый «Твин Пикс» не слишком-то и подходит под определение сериала. Жан-Марк Валле, решивший вновь поработать с Риз Уизерспун, привлёк к своему проекту и других больших звёзд, сделавших его настоящей жемчужиной актёрского кино. И сложно определиться, кому отдать здесь предпочтение - бойкой и неутомимой Уизерспун, постоянно лезущей не в своё дело, спокойной и интеллигентной Кидман, переживающей сложный период в отношениях с мужем, или юной и загадочной Шейлин Вудли, хранящей мрачную тайну из прошлого, о котором постоянно напоминает ребёнок, растущий без отца. Дети - ничуть не менее сильная сторона этого проекта, и, обладая индивидуальными особенностями, они как бы отражают в себе своих родителей, становясь их невольной копией и подражателями. Особенно ярко проявляется эта черта в маленькой Хлое - дочери героини Уизерспун, которая, кажется, уже превратилась во взрослую и самостоятельную женщину, легко дающую отпор матери, с которой чувствует себя на равных, и понимающую намного больше, чем нужно. Что же касается детективной составляющей, то она здесь чуть ли не на последнем месте. Являясь основной движущей силой сюжета, она не привносит в него ничего, кроме поверхностной интриги, позволяя спокойно наслаждаться роскошными морскими пейзажами, роскошными домами, роскошным образом жизни и симпатичными людьми, с которыми так и хочется познакомиться, и пожить недельку-другую в их обществе.