В Пушкиногорском районе Псковской области неподалеку от вотчины Пушкина деревни Михайловское есть место, которое называется Чертова Гора.
Вот что пишет о Чертовой Горе герой Советского Союза генерал-полковник В.М.Шатилов (из книги Иванова Н.М. «Невозвратимое. Записки старого псковича»):
Особенно памятен участникам боев плацдарм Чертова Гора. Не было и нет такой деревни в Пушкиногорском районе Псковской области. Поросшую хвойным мелколесьем высоту на берегу озера Стречно нарекли таким именем советские солдаты. Невозможно представить себе как они удержали песчаную возвышенность, где воронка соприкасалась с воронкой, а вместо деревьев торчали из земли обгорелые палки. Теперь здесь возвышается напоминающая штык русской трехлинейки стелла. Рядом с ней на большой мемориальной доске эпитафия, завершающаяся словами: «Вы участи легкой себе не искали, вы смертными были, бессмертными стали»...
Поедем и мы на это место, ведь мой дед как раз был тем бойцом, кто брал Чертову Гору.
Чертова Гора на картах не обозначена. Давно уже нет деревни Стречно, нет деревни Глыжино, нет деревень Симушково, Бельково и Гнилуха - нет, как и многих других сотен деревень, исчезнувший в дни войны.
Поэтому отыскать Чертову Гору удалось только на генштабовской карте 1944 года.
Ныне эта местность в излучине реки Великая называется
Стрежневский плацдарм. И дался нам этот плацдарм большой кровью.
1. Направление наступления советских войск 26 марта 1944 года
2. Живописные окрестности
3. Тут в Пушкиногорском районе вообще красиво
4. Окрестные деревеньки
5. Река Великая показалась вдали
6. Сворачиваем с трассы Р-58, ведущей к Пуш.Горам, и едем прямо на Чертову Гору
7. Вот она, Чертова Гора
В последних числах февраля 1944 года передовые части 1-й Ударной армии, подошли к восточному берегу реки Великой. С противоположной стороны реки противник встретил нас плотным артиллерийским и пулеметным огнем. Переправу организовать не удалось. Прорыв линии «Пантера» (мы знали, что встретились именно с этим оборонительным рубежом противника) предстояло готовить тщательно и всесторонне. Но весна торопила. Торопило и командование фронта, обеспечившее дивизию хорошо обученным пополнением, техникой, вооружением, боеприпасами. Разведка установила: противник зарылся в землю на выгодных в тактическом отношении высотах. По имени одной из ближайших деревень мы стали называть их Григоркинскими. Наблюдатели артиллерийского полка дивизии «засекли» восемнадцать особенно прочных дотов, тщательно замаскированных с учетом особенностей окружающего ландшафта. Некоторые из них были врыты в землю под вековыми деревьями
Кстати, один из таких дотов нам показали местные жители. Он оказался прямо в огороде.
8.
К середине дня дивизия закрепилась на западном берегу Великой. К вечеру гитлеровское командование сосредоточило силы для контрудара и бросило их в бой. Безуспешно. Попытки отбить Пригоркинcкие высоты продолжались 27 марта и в последующие дни. Противник применял танки, авиацию, вел массированный артиллерийский огонь. Мы несли серьезные потери, но плацдарм дивизия удержала. Воины соединения проявили стойкость, мужество, готовность к самопожертвованию, героизм. 27 марта противник предпринял контратаку численностью до сотни человек, пытаясь выбить наши подразделения с захваченных рубежей…
9.
Гитлеровцы предприняли несколько попыток вернуть утраченное. Советские воины сдерживали натиск. К исходу дня в батальоне оставалось только тридцать человек, а враг концентрировал силы для новой контратаки. На сей раз при поддержке танков Романов перенес свой командный пункт в первую траншею, лично поставил задачу каждому бойцу, сам залег у пулемета. Когда гитлеровцы поднялись в контратаку, солдаты, выполняя указание комбата, затаились на дне траншеи, без выстрела пропустили через оборону танки. Романов знал, что делал: за бугром их ждала встреча с нашими артиллеристами, расстрелявшими вражеские бронированные машины в упор. А пехотинцы вернулись в свои ячейки и ударили по следовавшим за танками автоматчикам. Понеся большие потери, фашистские подразделения вернулись на исходные позиции
10.
Бои на Стрежневском плацдарме продолжались с нарастающим ожесточением. В рядах наступающих сражалась 33-я Холмская Краснознаменная дивизия и другие соединения. Крошечная территория просматривалась и простреливалась врагом во всех направлениях. Казалось, каждый фашистский снаряд, каждая пуля достигают цели.
11.
Бои за Стрежневский плацдарм и сохранение переправы через Великую, развертывались как на земле, так и в воздухе. Вот свидетельство Е. Полушкина, в то время командира взвода 589-го легкого артиллерийского полка 27-й артиллерийской дивизии резерва ВГК, оказывавшей огневую поддержку пехотинцам, закрепившимся на клочке заречной территории: «По сей день в моих глазах стоит картина воздушной карусели над переправой, где в несколько ярусов кружились фашистские самолеты и наши. Иногда от этой круговерти отрывался самолет и, дымя все гуще и гуще, тянул в сторону, а мы, затаив дыхание, пытались распознать, кто это - немец или наш. Но чаще самолеты взрывались прямо на месте боя или падали в районе переправы. Да и не всегда могли мы следить за воздушным боем - самим надо было стрелять, помогать нашим стрелкам удерживать плацдарм. Стрельба от нас требовалась снайперская, ни одного снаряда мы не могли позволить себе выбросить впустую, т.к. снарядов у нас было предельно мало из-за весенней распутицы и полного бездорожья.
12.
Фронтовые склады находились на станции Сущево. В район Новоржева боеприпасы и продукты еще, видимо, как-то удавалось подбрасывать автомашинами, а дальше все несли на руках. Ежедневно половина личного состава батареи уходила со старшиной к дороге за 25-30 километров, а вечером возвращались, неся через плечо связанные веревкой унитарные патроны к нашим 76 мм пушкам или туго набитые вещмешки с сухарями, концентратами. Норма выдачи продуктов была доведена до минимума».
13.
«Наши попытки развить успех, - с горечью резюмирует генерал М.И. Казаков, - продолжались еще с неделю, но существенных результатов не дали. 18 апреля Ставка Верховного Главнокомандования через своего представителя Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко распорядилась: наступление прекратить и перейти к жестокой обороне»… Советские войска удерживали Стрежневский плацдарм около четырех месяцев
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21. В окрестном лесу до сих тут и там встречаются воронки от взрывов. А ведь уже 70 лет прошло
22.
23. Удивительно, но там, где пали наши бойцы, растут ландыши.
24. Огромная поляна ландышей. "Все, кто приняли смертный бой - стали просто травой, землей..."
25. Почему-то именно ландыши
26. Вокруг поляны ландышей, конечно же, родные березки
27. Часовня в честь павших бойцов на Чертовой Горе
28.
29.
26 марта 1944 года в 7 часов 45 минут, началась артиллерийская подготовка атаки. Хорошо продуманная система вражеских укреплений на глазах у восхищенной пехоты превратилась в груды обломков. Полки дивизии стремительным рывком по льду преодолели неширокую, в этом месте Великую и уничтожили недобитых гитлеровцев в траншеях. Пять фашистских батарей, захваченных на огневых позициях с полным комплектом боеприпасов, были повернуты против неприятеля. Как показали взятые в этой схватке пленные, наш удар на один час опередил назначенную на тот же день контратаку гитлеровцев. Крупные подразделения фашисткой пехоты, сосредоточенные в траншеях и укрытиях близ переднего края, попали под огонь советской артиллерии и понесли большие потери.
Река Великая. В этом месте она не очень широка и как раз здесь ее форсировали наши бойцы.
30.
31. Здесь когда-то была деревня Глыжино
32.
33.
34.
35.
С апреля по июль 1944 здесь на Стрежневском плацдарме только в 33-й стрелковой дивизии погибло более 500 человек, а всего при штурме немецкой линии защиты и дальнейшей обороне плацдарма погибло 3600 советских солдат и офицеров.
36.
37.
38. Закаты здесь в Пушкиногорье необычайно красивы
39.
40. Избушки, которые стоят тут, видимо, еще со времен войны.
41. Закат над рекой Великой.
42. Река Великая. Вокруг тишина и благодать
43. Пока я снимал закат, из-за береговых кустов внезапно вылез бобер и поплыл через реку
44. Встреча с бобром была очень неожиданной
45. Заметив меня, бобер немного отвернул в сторону, но Великую все же переплыл и скрылся в кустарнике
46. Между тем, вечерело.
47.
48. Наш сегодняшний маршрут закончен.