На смерть игрового ритейла.

Dec 20, 2014 00:41


16 декабря 2014 года навсегда войдет в Российскую историю не только как день обрушения национальной валюты, но и как день, во время которого смертельную рану получил российский игровой ритейл. Вы еще не знаете, но Softclub и Co - это зомби, жить которому (в текущем виде) осталось не многим более года.



Ему кризисы ни по чем. В отличие от тебя он качает с 17-го века.

Чтобы понять, как Softclub и Co дошли до жизни такой, необходимо вернуться на четырнадцать лет назад, в 2000 год. Как вы помните, в то далекое время интернет не имел «толстых» каналов связи и большая часть игроков приобретала игры на дисках. Балом правили пиратские паблишеры: Фаргус и 7-ой волк. Официальные издатели игр боролись с одноглазыми снижая цены на PC игры. Объем консольного рынка был ничтожным по трем основным причинам: 1) PSX2 была устройством новым и дорогим, 2) стоимость консольных игр была в 8-10 раз выше стоимости одноименных компьютерных портов, 3) ломанная версия консоли появилась через год после старта.

Ситуация начала меняться в 2004 году, что было связано появлением первых проектов на DVD, пиратить которые было накладно (первыми ласточками стали Unreal Tournament 2004 и ныне забытый Yager). Пиратские версии этих проектов стоили ничуть не меньше лицензионных, поскольку оригинальную игру приходилось разбивать на 7-10 компакт дисков и полностью инсталлировать на винчестер. Во-вторых, в середине 00-ых годов стали появляться первые официальные релизы консольных проектов. Так, например, PSX2 эксклюзив Primal был не только полностью переведен на русский язык, но и тотально озвучен. Для массового игрока, незнакомого с английским языком, русский Primal стал настоящим откровением. Естественно, цены на лицензионную консольщину были кусачими, такие игры стоили в 5-6 раз дороже пиратских копий. Однако, первый шаг на встречу цивилизации был сделан. Со временем стоимость консольных проектов начала снижаться, тогда как стоимость компьютерных игр стала расти. Вдобавок к этому, на PC-шных релизах появилась новые системы защиты - StarForce и SecuROM, вызвавшие у игроков лютую ненависть.





Творчество "7-ых волчков". Английская версия обрезана - патчи не ставятся. Русская - ужасно переведена. Как следствие, некоторые гейм - эстеты, сразу после выхода игры, пытались найти в пиратских лавках аутентичную английскую версию. До 2002 года english-based диски регулярно появлялись в магазинах.

Закат эпохи PSX2 совпал с появлением «красной» серии 1С, в рамках которой за сущие копейки продавались настоящие хиты. До кучи, на излете консольной жизни в стране начался финансовый кризис, вследствие которого ритейл серьезно просел. На стыке 2008-2009 годов многим казалось, что «пациент скорее мертв, чем жив». Однако ритейл не умер, он сумел выжить благодаря широкому распространению дисков Blue Ray, относительно быстрому укреплению рубля и удачной конструкции PSX3, взломать которую не удавалось в течение нескольких лет. Что касается иных секторов продажи, то все они оказались провальным. Люди перестали покупать DVD и PC-игры из-за массового распространения торрентов.  Продаж дисков для XBOX360 были низкими, ибо покупатели зеленой консоли частенько перепрошивали ее, а потом пользовались пиратскими образами. Достижения Nintendo на территории РФ были и вовсе ничтожными (ничтожными настолько, что фирменные диски можно было найти разве что в Москве, СПб и ЕКБ).

В первой половине 10-ых годов, ритейл сумел сохранить тот статус «кво», что был сформирован между издателями и игроками по результатам завершения финансового кризиса. В 2013 году ситуация немного улучшилась, поскольку цена на PSX3 серьезно упала, зарплаты выросли и новое поколение игроков захотело ознакомиться с консольными шедеврами конца нулевых. Казалось, что пройдет немного времени и издатели сумеют относительно безболезненно перебраться на консоли восьмого поколения.

Предположение оказалось ложным, ибо грянул очередной кризис!

В декабре 2014 года рубль резко подешевел, что неизбежно приведет к пропорциональному росту цен на приставки и игры (ситуация усугубляется еще и тем, что проекты 8-го поколения стоят, в среднем, на 10$ дороже, чем проекты 7-го поколения). В настоящее время, цены на PSX4 диски остаются на старом уровне (в районе 3000 рублей), но это уровень неизбежно будет превышен в январе-марте 2015 года. При стоимости диска в 5000 - 6000 рублей, консольные игры вновь превратятся в достаточное редкое увлечение, популярное в среде хардкорных фанатов. Вся остальная публика вернется на PSX3 или вообще перейдет на PC, где игры стоят дешевле от 700 до 1500 рублей. Со временем ситуация только ухудшится, поскольку проектов на PSX3 будет выходить все меньше и меньше, а компьютерные игры будут требовать нового дорогого железа, недоступного казуальному геймеру (процесс уже пошел, что видно на примере Assassins Creed Unity). Продажи русских издателей и так основательно просевшие весной 2014-го, быстро рухнут до нулевых значений и более уже не поднимутся.



Игра из "красной серии" 1С. Такие диски похоронили ларечное компьютерное пиратство.

Лично я считаю, что ситуация в русском игровом ритейле станет катастрофической уже к середине 2015 года. В подобной ситуации SoftClub и Co должны привлекать покупателей любыми возможными способами. Однако эти люди делают все возможное для того, чтобы отечественный игрок сломя голову бросился в объятья пиратов или вообще отказался от новогодних и будущих покупок. Посмотрите ради интереса на акцию «2 игры нового поколения за 1», которую Softclub проводит в магазинах Медиа-Маркт, Эльдорадо и DNS.

Логично предположить, что акция должна проходить следующим образом - игрок приходит в магазин, покупает игру для PS4 и выбирает себе еще одну игру для той же платформы по меньшей или равной цене. Игрок рад - он получил развлечение, издатель рад - он получил деньги не лишние в наше кризисное время. К несчастью, маркетологи из Softclub видят акцию по другому - игрок приходит в магазин и покупает кроссплатформенную игру для PS4 из списка старья, вторая кросс-игра также выбирается из списка и также является старьем. В голове вертится всего один вопрос - неужели парни из SC не понимают, что человек, купивший PS4 в 99% случаев не нуждается ни в кросс-платформе, ни в старье, все этого у него есть и не по разу? Ну кто в здравом уме будет тратить 3000 рублей на игру годовой давности, которую с рук можно купить за 1500 рублей? Да никто, никто не будет ее покупать! Ну а коли так, то акция носит показушный характер и сколько-нибудь серьезных денег SC  с этой акции не получит, да еще и авторитет свой уронит.



Во время финансового кризиса XVIII века фрацузские пираты не пострадали, зато некоторым ларечникам и адвокатам оттяпали головы.

Впрочем, господа, обладающие подобным уровнем финансовой близорукости в нашей стране не редкость. Куда ни ткни, все кабинеты маркетологов оккупированы тентаклевыми монстрами, думающими на один день вперед. На том русский издатель стоял и стоять будет до тех пор, пока ему на голову небо не свалится.

кризис, games, apocalypse

Previous post Next post
Up