Les Miserables / Отверженные (2012)

Mar 06, 2013 12:39




Поколение, родившееся в Советском союзе, начинало знакомство с творчеством Виктора Гюго в ранних классах школы. Полагаю, многие читатели данных строк помнят первую встречу с Гаврошем на уроке чтения (класс этак, третий). В старших классах книги Гюго выдавали на лето, и многим школьникам приходилось продираться сквозь текст, мучительно размышляя над тем, что может дать им, в личностном плане, социально-устаревшее произведение.

После развала СССР, на месте великой страны возникла капиталистическая Россия и то, что раньше казалось отсветами далеко прошлого, превратилось в объективное настоящее. Классовая борьба, стычки с полицией, демонстрации и красные знамена, столкновение различных идеологических проектов  - вот реалии сегодняшнего дня. Не мудрено, что классики XIX века стали вновь популярны. По другому и быть не могло, ведь мир их книг близок нашему времени и многие вопросы, впервые поднятые в середине позапрошлого века, стали актуальны для нынешних поколений.

Действие «Отверженных» начинается в 1815 году. Империя Наполеона уничтожена. Армии коалиции оккупировали страну и вернули на трон Людовика XVIII. Реакция торжествует, изгнанная народом аристократия возвращается во Францию, надеясь на восстановление старых феодальных порядков. Многим кажется, что времена свободы, равенства и братства прошли если не навсегда, то очень надолго.  Угрюмый каторжник Жан Вальжан о подобных материях не задумывается. Попав на каторгу во времена Директории, Жан провел в заключении 19 лет и теперь готовится выйти на волю. Что ждет его впереди? Ничего хорошего, ведь каторжники - люди третьего сорта, работы для них нет, и многие из них мгновенно опускаются на дно французского общества. Ситуация усложняется тем, что главный тюремщик Вальжана - Жавэр, считает Жана крайне опасным преступником, которому нечего делать на воле. Пути героев неизбежно пересекутся, и выжить сможет только один. Второй потерпит не только физическое, но и моральное поражение.

Кинематографическое воплощение мюзикла открывается с грандиозной сцены, происходящей  в Тулонском порту. Яростный океан обрушивает волны ненависти на недобитый французский флот. Каторжане, вкладывая в работу последние силы, пытаются спасти от гибели громадный линейный корабль. Монструозная туша «линкора», не спешит склониться перед человеческой волей и нехотя ползет на канатах в сухой док. Один сильный удар волны, одно неловкое движение и от людей останется мокрое место. Однако, каторжане справляются со своей работой. Судно спасено, жертв нет, еще один тяжелый день подошел к концу.

Масштаб означенной выше сцены производит на зрителя ошеломляющее впечатление, во время ее просмотра кажется, что своим размахом «Отверженные» могут превзойти «Войну и мир». Однако, первое впечатление оказывается обманчивым. В дальнейшем Томас Хупер (режиссер картины) использует исторические события в качестве второстепенного бэграунда. Сцены становятся более камерными, театральными, главные действующие лица любят и страдают в подворотнях и крохотных комнатушках. Сцены войны и революции также не впечатляют, у них нет размаха. Один двор, одна баррикада, отведенная под казарму квартира многоэтажного дома - вот и весь оплот социалистов  в Парижской реальности. Почему так получилось? Почему режиссер отказался от выразительных возможностей кино и превратил 60 миллионную постановку в театр? Кто его знает. Возможно, создатели фильма намеренно абстрагировались от истории, и постарались показать, что «Отверженные» не эпик о войне, а история о людях. Решение может быть и благое, но все же, крайне спорное. Ведь именно история XIX века сформировала характеры Вальжана, Жавэра и других персонажей фильма.



«Отверженные» - картина, обладающая сильным актерским составом. Жана Вальжана играет Хью Джекман. Играет весьма хорошо. «Россомаха» уверенно держится в роли и весьма проникновенно поет. Слушать его можно даже без подстрочника. По большому счету, Les Miserables - это бенефис Джекмана, однозначно показывающий, что этому парню надо серьезные роли играть, а не бегать с арбалетом по вечным Ван Хельсингам и X-мэнам. Что касается Рассела Кроу, то в его исполнении Жавэр получился несколько деревянным. Ему не хватает живости ума и гибкости действии. Спасает Жавэра ария, спетая на крыше кафедрального собора. Роли второго плана застолбили Энн Хэтэуэй (в роли Фантины), а также злобно юмористическая парочка Хелена Бонэм Картер и Саша Барон Коэн (в роли трактирщика Тенардье). Революционный Борат воистину запоминающийся персонаж. Одновременно юмористичный и трагичный, он порождение не столько Гюго, сколько современной масс-культуры. Тенардье, в каком-то смысле человек будущего и реальность пост революционной Франции воспринимается им, как сцена, на которой безумный режиссер (а ля Пазолини) ставит сюрриалистическую комедию ужасов.

Отдельное слово хочется сказать о героях-революционерах. В фильме им отведена, незавидная, вообщем-то, роль пушечного мяса. Создатели картины явно не говорят в чем смысл революции, зрителю (не имеющему исторической подготовки) не ясно, почему за социалистами должен пойти народ (ребята большую часть киношного времени сидели в кабаке, а потом, внезапно схватились за пистолеты). И уж тем более странно, что ребелы не знают в лицо фанатика Жавэра (которого отлично помнит Гаврош) и не имеют ни малейшего понятия о тактике боевых действий в условиях города (это при том, что многие из них были офицерами наполеоновских армий и должны были вспомнить опыт Смоленска и Сарагоссы). Будучи не способным показать масштаб революционной борьбы, Том Хупер быстро устает от «красных» героев, и потом целый час пытается избавиться от них при помощи правительственных солдат, пушек и бочек с порохом.



Что касается технической части фильма, то Хупер сделал ставку на крупные планы. Большую часть времени камера плавает у лица главных героев, а панорам в фильме практически нет. Лишь изредка оператор взмывает под небеса и пытается показать Париж с точки зрения стремительно летящей птицы. Это печально, дамы и господа, поскольку сценарию Les Miserables тесно в тисках режиссерских условностей. Подобному мюзиклу нужен размах, эпика и простор.

ЗА: Виктор Гюго во всех кинотеатрах страны. Фильм о социалистической революции. Отличная игра актеров. Грандиозная сцена с ручным вытягиванием линейного корабля.
ПРОТИВ: Это не исторический эпик. Повтор отдельных сцен. Оператор злоупотребляет крупными планами. Подоплека исторических событий вообще не раскрыта.
ИТОГО: Les Miserables - в целом правильная и умная постановка, ориентированная на любителей классики, фанатов французской истории и подрастающую социалистическую молодежь.

20.02.13
(с) Mr.Garret

movie, литература, кино, music, священные монcтры

Previous post Next post
Up