Дантон (1983)

Jun 19, 2012 17:12


Истый Якобинец - что-то мощное, оригинальное и мрачное, что-то среднее между агитатором и государственным деятелем, между протестантом и монахом, между инквизитором и трибуном. Отсюда его яростная бдительность, вознесенная на степень добродетели, шпионство, возведённое в патриотический подвиг, и мания доносов.

- Луи Блан.




Посмотрел вчера «Дантона» Анджея Вайды. Фильм, посвященный ВФР снят в 1983 году (в Польше как раз раскручивалась эпопея  с Солидарностью). Многие критики 80-ых говорили, что картина имеет политическую подоплеку, мол де в образах Робеспьера и Дантона выведены соответственно Ярузельский и веселый электрик Валенца. Сколько я на героев фильма не смотрел, особых параллелей не заметил. Может быть из-за того, что в те годы я маленьким был, а может быть потому, что никаких политических параллелей в «Дантоне» и нет, а критики сами себе объяснений «на злобу дня» придумали.

Собственно, о чем фильм. Действие происходит летом 1794 года. Конфликт между Дантоном и Робеспьером неизбежен, страна балансирует на грани нового революционного выступления. Народ, ясно-понятно,  голодает, «синяки» бесчинствуют, Дантон (как настоящий буржуй) жрет перепелов, Конвент всем рубит головы, а Робеспьер пытается разрешить ситуацию без морей крови. Впрочем, из-за упорства  Дантона, стоящего на прочных капиталистических рельсах, Сен-Жюст подводит Робеспьера к мысли о подавлении оппозиции силовым путем (учитывая качество киношных бунтовщиков, подобные меры весьма экстремальны). Дантона и Де Мулена хватают, «судят» и гильотинируют вместе с друзьями.

Конечно же, в фильме есть легендарный эпизод, в котором Дантон кричит Робеспьеру: «Не пройдет и нескольких месяцев, как ты отправишься следом за мной».

Замечу, что Вайда не объясняет расстановку сил. Не говорит, кто такой Дантон и чем знаменит Де Мулен. Режиссер уверен, что зритель обладает приличными познаниями в области ВФР, без которых суть происходящего вообще не понятна. То есть со знаниями средней школы можно уловить лишь основной вектор событий (кто кого убил ясно, а вот за что и почему - не совсем). Таким образом, перед просмотром картины среднему зрителю неплохо бы разобраться в сути происходящего.

Как все это снято. Очень камерно. Уличных сцен практически нет. Действие происходит внутри домов, залов и кабинетов. Любовные линии, ясно понятно, отсутствуют. 80% времени Дантон и Робеспьер спорят друг с другом, аргументируя собственное видение будущего. При этом, Робеспьер выглядит гораздо более сильным персонажем, чем Дантон. Фактологическая база у него убедительнее, да и ведет себя он разумнее. Представители Конвента (Кутон, Сен-Жюст и прочие) выведены этакими большевиками, маньяками террора. Им бы головы порубить, да побыстрее и без всей этой бумажной волокиты. Окружение Дантона просто странное. Все знают, что скоро придет «секир-бошка», но никто пальцем о палец не ударит во имя собственного спасения (экие пацифисты). Кто-то строит из себя героя (хотя надо хватать жену и валить из Франции), кто-то читает книгу, зная, что через 24 часа, ему отрубят голову и так далее. Театр абсурда, одним словом…

В целом, фильм смотреть стоит тем, кому интересна тема ВФР и судьба ее главных действующих лиц. Вайда в «Дантоне» не столько воссоздает исторический колорит эпохи, сколько пытается понять мотивации персонажей, их устремления и идеологические предпосылки будущего террора.



movie, history, klanville, кино, священные монcтры

Previous post Next post
Up