Как сделать онлайновый шутер про Вторую мировую войну? Вариант первый - простой. Нужно слепить огромную карту, сбросить на нее 60 живых людей и пусть парнишки убивают друг друга до тех пор, пока сервера не лягут. Вариант второй - для сильных духом разработчиков. Следует взять за образец Vermintide, наделать сюжетных миссий и заставить игроков рубиться в co-op с многочисленными компьютерными идиотами. Ребята попроще, как правило, выбирают вариант один, в результате чего на свет появляется Hell Let Loose или Battlefield V. Сложные пацаны из Lion Game Lion, решили, пойти другим путем, в результате чего в Steam появился кооперативный шутер Raid: World War II…
Mr.White решил, что вы Джеймс Бонд.
Помощник фюрера сейчас получит в арийскую морду.
Для начала стоит сказать, что background в Raid совершенно не серьезный. Главные герои игры работают на шефа британской разведки, которого зовут Mr.White. Сей сэр некогда работал в Монти Пайтоне, а после начала войны пошел в Foreign Office пить чай с пряниками и управлять неудачниками, работающими на передовой. Поскольку нормальных людей в Рейд по фашистским тылам отпускать совестно, в команду смертников записали безумного аристократа Стирлинга, туповатого сержанта Ривета, поехавшего кукухой русского Кургана (я так и не понял, он в Кургане родился или его предками были Курганцы), а также германского дезертира Вольфганга. Ясно понятно, что в идеальном варианте за каждого из героев будет играть отдельный человек. В нашей мрачной реальности на такую удачу особо не надейтесь (о причинах сего будет поведано позже).
Я несколько раз чувствовал, что вернулся в 1999 год и оказался в шутере WW2: Normandy.
В конце-концов компашку безумцев забросили в германский тыл и стали засыпать телеграммами в стиле: взорви то, утащи это. Парни входящие сообщения проигнорировали, взяли штурмом подвал разрушенной церкви и устроили в подземелье штаб. Поскольку HQ выглядела очень грустно, было решено установить в подвале новую мебель и столы. На ремонт потребовалось золото. Где бесплатно Aurum достать можно? Правильно, у тевтонцев. Ведь каждому спецназовцу известно, что нацисты спрятали на уровнях не только аптечки и сосиски, но также шкатулки с драгоценностям и золотые кубки. Вскоре парни поняли, что на одном рейде далеко не уедешь. Покупка мебели предполагает множество рейдов, желательно пройденных на высоком уровне сложности и вот тут-то у наших друзей начались проблемы, потому как немцы решили сопротивляться.
Вы только посмотрите на эту винтовку. Ведь сразу видно, что с ней что-то не так!
Стандартный Raid в игре выглядит следующим образом. Игрок выбирает свой внешний вид, класс персонажа, а также берет на задание два вида оружия: основное (винтовку или SMG) и легкое (например, пистолет). Свободное место в карманах можно забить гранатами.
Остановите несчастного! Это война, а не дискотека в сельском ДК!
Определившись с заданием, игроки высаживаются на карте. В идеале в рейд идет 4 человека, но вам повезет если вы сможете затащить в он-лайн хотя бы одного товарища. На карте нужно достичь основные цели и, во возможности, выполнять ряд второстепенных заданий Сделать это будет не просто, ибо нацисты на уровнях бесконечны. Достигнув очередной контрольной точки, герой инициирует “орду”, которая прибывает со всех сторон, засыпая вас очередями из MP44. Перебив нацистов, геймер получает передышку, но уже через несколько минут на уровне появляется новое тевтонское воинство. Ситуация усложняется тем, что в игре кончаются патроны, а аптечки на уровнях встречаются не так уж и часто. Конечно, подстреленного героя можно поднять, но на это уходят секунды драгоценного времени (играя с ботами вы вообще имеете шанс не подняться после первой ошибки).
При желании, игрок может сделать на станке любых оружейных уродцев. Вот, например, Extended TT.
С - стабильность!
Это интересно. По уровням игры разбросаны многочисленные сундуки. Взломав сундук геймер получает доступ к ресурсам (патронам, аптечкам, гранатам и так далее). Поскольку хождения по уровню носят циклический характер, игроки должны запасать сундуки, чтобы к концу миссии не остаться на голодном пайке.
Фантастическая проработка оружия.
Алоизыч внимательно наблюдает за вашими приключениями и после каждого хэппенинга проводит детальный разбор полетов. Если вы проиграли, Фюрер празднует победу игрой в Жмурки с СС-овками. Если же герои совершили успешный Рейд, то Алоизыч гоняется по Рейхсканцелярии за военными и грозится разнести вас на атомы при помощи атомной бомбы. Вероятно, боится, что герои Рейда убьют его во время проведения очередного Октоберфеста (на самом деле фюрер погибнет от нашей пули во время Zombie Army 4). Пожалуй, приключения Алоизыча и Mr.White это самая удачная часть игры. Если бы подобный цирк продолжался во время миссии, Raid бы обрел “уникальное лицо”, но парни из Lion решили пойти другим путем.
Иногда на картах встречается нацистское вундерваффе. В данном случае на холме стоит РЛС Mammut.
За пределами кат-сцен Raid пытается быть серьезным. Осознав этот момент, игрок начинает ждать внимания к игровым деталям. К несчастью, авторы проекта торопились успеть к релизу и сделали свою работу “на отвяжись”. В игру были внедрены посредственные модели оружия и врагов. Винтовки сделаны тяп-ляп, автоматы не впечатляют ни размерами, ни мощью. Если в Hunt Showdown выстрел из Маузера чувствовался, как настоящий, то в Raid С96 стреляет, словно пластиковый пистолет, взятый с полки “Детского мира”. Механика стволов также не поражает воображение. Импакт пуль не чувствуется. Попадания фиксируют не по движениям врага, а по тому, появился ли на тушке нациста “крестик”. Наконец, фашисты не координируют свои действий и прут напролом, словно тупые скавены. Сражаться с ними совершенно не интересно. До кучи сами бои вялые, ибо герои в легкую могут выдержать пяток попаданий.
В кривеньких лапках кривенький Стен. Вот так британские деды и выиграли войну.
Это интересно. Поразительно, но в игре про войну нет нормальной кнопки кидания гранат. Ну вот как так могло получиться, товарищи?
По завершении миссии игроки получают опыт, а также прокачивают персонажей и оружие. Местная система прокачки зависит от выполнения специальных заданий. Например, отстрелив 100 фашистских голов из M1, можно получить небольшую прибавку в скорости ведения огня. Никаким другим способом прокачать стволы невозможно. Что касается апгрейда навыков, то по завершении миссии игрок получает специальные пункты умений. Один пункт можно потратить на активацию одного скилла в одном столбце умений. Всего столбцов в игре 15, а скиллов 45, что обеспечивает относительное разнообразие игровых билдов (другой вопрос, что выбирать вам придется, между 5% увеличением скорости бега и 5% уменьшением разброса при стрельбе навскидку). Сверху, на последовательность апгрейдов прикручена система престижей. Теоретически, она должна удерживать игрока внутри проекта, но фактически престижи не работают, поскольку онлайн игры близок к нулю.
Экран выбора персонажа. Ну как можно было сделать такие модельки героев?
Дело в том, что издателем проекта выступила знаменитая студия Starbreeze. После эпического краха шутера Walking Dead Overkill шведы перестали поддерживать все свои продукты за исключением Payday. Reid перестал получать обновления и быстро умер, ибо авторы не успели исправить серьезные недоработки и через полгода потеряли даже самых верных последователей. В настоящее время внутри Raid играет не более сотни человек. При этом вечером онлайн легко может упасть до пары инвалидов, сражающихся в рамках одного рейда. Таким образом, без друзей покупать Raid вообще смысла нет, ибо в одиночном режиме проект вызывает исключительно отрицательные эмоции.
Экран прокачки умений.
Визуальная составляющая проекта основана на последней версии Diesel engine. Этот движок, изначально разработанный для проекта Payday, устарел основатель и давно. К сожалению, парни из Lion даже разбираться с ним не стали. В итоге, проект выглядит мыльно даже в 4К и всем своим видом напоминает шутеры времен PS3. Выкрутив настройки игра на максимум я получил лишь провал FPS при убогом качестве картинки. Ситуацию с графикой исправить уже не получится, так как девелоперы не заинтересованы в дальнейшим развитии игры.
ЗА
Занятное интро и изобретательные ролики между миссиями,
Приемлемая кооперативная игра с живым человеком,
Относительное разнообразие боевых сред.
ПРОТИВ
Стрельба по фашистам быстро наскучивает,
Игрушечные модели оружия и врагов,
Посредственная графика и убогая модель освещения,
Тонны гринда во имя гринда.
11.12.2020
(с) Илья Садчиков