Товарищ фюрер или могут ли русские за немцев играть?

Jun 07, 2020 00:47




В конце мая телевизионная пропаганда начала компанию против очередной компьютерной игры. Под ударом оказалась походовая стратегия украинской Starni Games, известная на западе под названием Strategic Mind: Blitzkrieg. Это третья часть военной серии, посвященной различным фронтам Второй мировой войны. В отличие от других, обезличенных стратегий, в Strategic Mind игрок управляет конкретным персонажем, который принимает те или иные решения не только на тактическом, но и на стратегическом уровне. Таким образом, от игрока зависит выиграет Рейх Вторую мировую войну или потерпит в ней сокрушительное поражение. В случае победы Германии над СССР, игроку продемонстрируют ролик, где Гитлер принимает парад на Красной площади. Казалось бы, что такие what-if сценарии существовали в играх с незапамятных времен, но не тут то было. «Россия 24» устроила крестовый поход против разработчиков, обвинила их в пропаганде нацистского режима, а еще через неделю Strategic Mind: Blitzkrieg выпили из Steam. Судя по всему, в Госдуме реально считают, что игра за Рейх равносильна оправданию национал-социалистического режима. Так ли это? Давайте изучим этот вопрос более подробно.


image Click to view


Пятиминутка пропаганды имени Товарища Огилви. Заметьте, что в качестве экспертов принимают участие не специалисты по компьютерным играм.

Начнем, как водится, с детства. С тех далеких времени, когда у детей не было компьютеров и мелочь играла во дворе детского сада. Самым любимым развлечением той поры была игра в войнушку. Я не знаю, в курсе ли Франц Клинцевич (ведущий специалист по военным играм в Госдуме) относительно того, как дети играли в ВОВ. Похоже, что нет. Делалось это так. Один отряд сражался за Красную армию, а вот второй начинал играть за немцев. После первого раунда боя команды менялись ролями и теперь второй отряд надевал ушанки и начинал бить проклятых фашистов. В этих играх была одна интересная деталь. Советская команда была обязана брать «немцев» в плен, а вот другая сторона конфликта такими высокими моральными качествами не отличалась. Тем самым подчеркивалось, что «Советский» отряд имел моральное превосходство над врагом. Американские и английские отряды появлялись в игре чрезвычайно редко, а вот Японского отряда я вообще в таких играх не помню, хотя его бы следовало формировать в поддержку «немецкого» подразделения. Стоит отметить, что имитация войны была достаточно правдоподобной. Обе стороны конфликта применяли уникальное оружие, и палка-ППШ была не похожа на палку-Шмайсер. Иногда симуляция военных действий была настолько детальной, что «германская» команда зиговала командирам и пыталась что-то лапотать по-немецки. С точки зрения запретителей все эти дети однозначно поддерживали нацизм, что, конечно же, совсем не так (просто в саду любили фильмы про Штирлица).



Молодые бойцы Красной армии готовы гнать "фашистов" до снежной горки Берлина.
В действительности, означенные особенности поведения были важны для формирования игрового конфликта. Если бы в игре не было немцев, то с кем бы сражался «советский» отряд? С американцами (но мы про них толком ничего не знали), с инопланетянами, а может быть с зомби? Нет, нет и еще раз нет. Противник должен был быть персонифицирован, его поведение должно было совпадать с тем, что показывали в советских фильмах (в крайнем случае информация бралась из югославских партизанских экшенов), а значит, фашисты были идеальным врагом для любого советского ребенка, ибо каждый обитатель детского сада знал, что они представляли собой образцово показательное зло.



Это не сельский клуб со светомузыкой. Это Strategic Mind: Blitzkrieg.



В штаб-квартире Тевтонского ордена. Игру с такой графикой заметило бы несколько тысяч человек. Благодаря "России 24" игра получила мировую известность.
Как говориться, "Шанс, он не получка, не аванс..."
Могла ли немецкая команда выиграть детсадовскую войнушку? Безусловно могла. Однако в этом случае советский отряд уходил в «тактическое отступление» и игра продолжалась во второй половине дня или на следующие сутки. Занятно, что «советские» могли отступать чуть ли не до бесконечности, тогда как «немцы» после двух поражений подряд отправлялись на локацию Берлин. Гитлер погибал (он всегда оставался за кадром) и везде наступал мир (и лишь где-то над головами грозно проносились американские самолеты, которым мы грозили кулаком).



Приключения Штирлица дети 80-ых обсуждали наравне с приключениями комиссара Каттани.
Таким образом, игра за противника была неотъемлемым элементом советского детства и никто не находил ее странной или неправильной. И уж тем более никому бы не пришло в голову ругать детей и отбирать у них импровизированные «шмайсеры».

Идем дальше и посмотрим на более сложные развлечения. Настольные игры. Наши депутаты, скорее всего, ничего не знают про варгеймы - военные игры, участники которых разыгрывают исторические сражения дома, на комнатных столах. Многие варгеймы связаны с историей Второй мировой войны, при этом в игре может принимать участие сразу несколько игроков. Если игра посвящена событием на Восточном фронте, то один игрок, как правило, сражается за СССР, тогда как другой - правильно, берет под свое командование вооруженные силы Третьего рейха. При этом в сражении, иногда, участвует не просто вермахт, а дивизии СС, обладающие аутентичными знаками различия и порядковыми номерами. По мысли дум-умников выходит, что один из варгеймеров является настоящим сыном отечества, тогда как второй едва ли не враг народа, потому что своими руками он двигает по карте германский картон. Ситуация усложняется еще и тем, что некоторые игры посвящены трагическим страницам нашей истории - операциям, в которых Красная армия потерпела поражение. Так что теперь и эти игры запрещать? Или быть может нам следует переписать историю и заменить поражения победами? Но ведь это тоже путь в никуда, ибо в этом случае придется давать ответ на вопрос о чудовищных потерях, понесенных СССР во время Второй мировой войны.



А за американцев тоже играть нельзя? Они атомными ракетами пуляются!
Теперь посмотрим на videogames. В западных играх за немцев можно было играть с незапамятных времени. Еще в начале 90-ых я поднимал в воздух Мессершмисты в Their Finest Hour. Позже мне удалось посмотреть на блестящую Secret Weapons of Luftwaffe. Это были выдающиеся игры, несмотря на то, что летать приходилось за германских пилотов. В середине 90-ых одной из моих любимых игр стал Panzer General и да, там тоже приходилось сражаться за немцев (Allied General вышел примерно через год). Еще позже вышел Польский шутер Mortyr, в котором игрок сражался за восставшего немецкого солдата. Я уж не говорю, про Hearts of Irons или про Silent Hunter. В этих играх кампания за Рейх была весьма интересной и увлекательной. Не стоит забывать и про «народный» хит World of Tanks, в котором можно играть за танки Третьего рейха. В созданной русскими Panzer Corps одна из миссий вообще была  посвящена подавлению Варшавского восстания (между прочим, 200 тысяч убитых гражданских!) Да и в российском Blietzkrieg 3 есть кампания за Ось, но до нее почему-то никому нет дела. Или может быть там рассказывается история каких-то других немцев, которые не воевали с СССР? Однако, почему-то запретители не считают русских любителей панцеров предателями Родины и не требует запретить WoT в России.



Secret Weapons of Luftwaffe



Panzer Corps



Отечественный Blietzkrieg 3, тут все нормально да?
В свете последних событий весьма занятно выглядит травля Company of Heroes 2, в которой Советский Союз был показан, как мрачная и беспощадная страна, в которой живут настоящие герои. Игра концентрировалась исключительно на советской стороне и была безжалостно забита кованными сапогами (хотя стоило бы остановиться и порадоваться тому, что на Западе хоть кому-то оказалась небезразлична история ВОВ).

Это интересно. Чтобы сумасшедшие SJW не агрились на германских орлов и красно-бело-черные флаги в конце 90-ых из игр стали убирать нацистскую символику, вследствие чего игроки начали вести в бой войска какого-то тевтонского ордена (в Panzer Corps по той же самой причине подразделения SS были переименованы в Elite Units). Впрочем, и этого нашим безумцам оказалось мало. Судя по всему, совсем скоро преступлением станет любое упоминание Германии во времена ВОВ и противниками Красной армии станут некие обезличенные «серые солдаты», ползущие через границу.



"Мерзкая" Company of Heroes 2, которую только ленивый не пнул.
Наконец, в этой истории еще есть и этический момент. В нашей стране полным полно людей, интересующихся военной историей. Если бы государства выделяло деньги на разработку военных стратегий, то мы бы увидели нормальный Soviet Corps и свой Strategic Mind. Авторы Miuss Front не делали бы игры на запад и пытались бы донести свои проекты до обычного Российского игрока. К сожалению, единственным человеком, заикнувшимся о подобном опыте финансирования был Дмитрий Медведев. После ухода ДМ-а, государству резко стало не до игр. Все попытки наших разработчиков достучаться до государственной машины, судя по всему, остались без ответа.



Болтологам с Первого канала не плохо бы знать, что Гитлер принимал парад в Москве задолго до эпика Starni games.
В качестве примера можно привести историю проекта Syrian Warfare, который демонстрировал Сирийский конфликт с Российской точки зрения, но при этом был вынужден идти на Бумстартер с протянутой рукой (я отлично помню этот момент, потому что в то же самое время мы собирали деньги на игровой проект про Афганистан). Эта игра почему-то Империуму оказалось не нужна, даже несмотря на то, что стоила она по нынешним временам совсем немного. Куда важнее оказалось вбухать миллионы в убогий трэш про «Крымский мост». Только вот дети и подростки телевизор не смотрят и отечественные фильмы игнорируют. Они любят в игры играть. В том то и беда, что современная игровая индустрия показывает западную точку зрения на нашу историю, а своей поп-апртовой точки зрения у нас как не было, как и нет.



Syrian Warfare. Патриотическая игра не нужная "патриотам".
Завершая обзор ситуации, сложившейся вокруг Starni Games, приходится констатировать, что запретители не понимают принципы функционирования военных игр, как детских, так и взрослых (возможно, они все забыли, а может быть у них было очень скучное детство). Игра за немцев не является пропагандой национал-социализма, альтернативные исторические сценарии не являются преступлением. Это всего лишь фантастические сценки из возможного прошлого, а не руководство к действию. Карательные меры против альтернативной истории бесполезны. В лучшем случае они не сработают, в худшем случае творцы запретов проведут для ненавистного проекта рекламную кампанию в масштабах страны (опыт Advanced Warfare 2 никого ничему не научил).

Если обитатели думы хотят продемонстрировать молодежи некие образцы для подражания, то они должны вкладываться не в запреты, а в создание собственных военно-игровых проектов. Это единственный шанс показать ВОВ так, как хочется государству. Впрочем, с нашим министром культуры этот сценарий выглядит столь же невероятным, как германский парад на Красной площади…

07.06.2020
(с) Илья Садчиков

рейх, gamedev, history, games, main kampf, либералы, redalert

Previous post Next post
Up