J'ACCUSE (2019) / ОФИЦЕР И ШПИОН

Apr 27, 2020 02:42




1894 год. Франция, потерпевшая сокрушительное поражение на фронтах Франко-прусской войны, давно отошла от былого шока и приступила к разработке реваншистских планов, предусматривающих новую войну в Европе. Поскольку основным врагом вновь должна была стать Германия французская разведка приложила максимум усилий к тому, чтобы вывести на чистую воду шпионов, обосновавшихся в генштабе. К несчастью для всех, в лапы разведчиков попал капитан генерального штаба Альфред Дрейфус, который в результате судебной ошибки был признан виновным в государственной измене и приговорен к ссылке в Южную Америку. Казалось бы дело подошло к трагическому концу, но в 1896 году новый руководитель 2 бюро контрразведки - компетентный и идеалистически настроенный полковник Пикар сумел установить, что немецкий крот продолжает работу, а значит Дрейфус ни в чем не виновен. Попытавшись перезапустить дело, Пикар столкнулся с противодействием генералов Французской республики. Конфронтация привела к полномасштабному политическому скандалу, который полыхнул на весь мир и выставил французских военных в самом неприглядном свете.




Полковник Пикар на втором суде по делу Дрейфуса.



Полковник в штатском. Он всегда ходит в цилиндре, тогда как его коллеги пользуются котелками.
Главным героем картины Романа Поланского J’Accuse является идеалист полковник Пикар - герой, триумфатор и жертва эпохи. Поставив Пикара на должность руководителя 2-го бюро контрразведки манипуляторы из Министерства обороны совершили роковую ошибку, ибо на посту оказался человек прогрессивных взглядов (впрочем особого выбора у них не было ибо в свете грядущей войны на столь важном посту не мог стоять балбес и проходимец). Вторую ошибку генералы совершили тогда, когда перешли к прямой конфронтации с полковником, который отказался менять свою точку зрения на шпионский вопрос. Вместо того, чтобы признать ошибку и минимизировать моральный ущерб, силовики устроили настоящий “цирк с конями” с травлей неугодных, убийствами, самоубийством и множеством сломанных человеческих судеб. Дошло до того, что вояки опустились до прямого шантажа неугодного полковника, чем окончательно дискредитировали себя в глазах последующих поколений. Пикар же наоборот, продемонстрировал не только несгибаемую выдержку, но и предельную честность, ибо сумел противостоять монструозной государственной машине, оперевшись на помощь общественного мнения и поддержку гражданских ( на выручку Пикару пришли Клемансо и Эмиль Золя, чья статья “Я обвиняю” произвела в Парижском обществе эффект взорвавшейся бомбы),



Любовь, как говориться, зла.
Фигура несгибаемого Пикара (Жан Дюжарден) довлеет над всей картиной Поланского. Полковник - центральный персонаж истории, который приводит в движение сюжетную линию постановки. Остальные герои J’Accuse, несмотря на детальную проработку образов, выполняют вспомогательные функции. Коллег Пикара - сотрудников 2-го бюро несет на своем гребне волна истории, которая бросает их то в одну сторону, то в другую. Не имея собственной воли, они вынуждены подчиняться стихии, надеясь что их вынесет к спасительному берегу (только вот дотянуть до него смогут не все). Французские генералы, окончательно забывшие про справедливость, связаны круговой порукой и антисемитизмом. Они знают, что дело Дрейфуса трагическая ошибка, но не могут разорвать порочный круг политической обреченности. Тем самым они ставят под угрозу положение страны на мировой арене. Гражданские помощники Пикара - политики и социалисты, пытаются упрочить свое положение в обществе и, в основном, стремятся свести свои счеты с правительством, Наконец, любовница полковника (герой необычный, в своей невероятной обыденности) существует лишь для того, чтобы подвести Пикара под угрозу сексуального скандала. Для полковника все эти люди не акторы, а объекты исторического процесса, их судьба - сыграть свою роль в пьесе и удалится на задворки сцены, будто бы построенной специально для Пикара.



Где собираются германские шпионы? Конечно в кабаре!
Отдельным абзацем стоит сказать о Дрейфусе, роль которого досталась Луи Гаррелю. Дрейфус появляется в фильме лишь несколько раз и особой любви у зрителя не вызывает. Гарелю удалось передать образ серьезного и неприятного человека, практически аскета, не способного привлечь симпатии окружающих. Совершенно не удивительно, что такой персонаж первым попал под подозрение и не сумел найти ни одного сторонника, кроме помешанного на справедливости Пикара. С другой стороны, преодолев трудности и лишения Дрейфус не сломался, остался человеком и лишь в самом конце дал слабину, согласившись принять помилование (то есть признать вину, которой не было, в обмен на свободу).



На приеме у военного министра.
Это интересно. Удивительнее всего то, что несмотря на личную трагедию Дрейфус добился оправдания, дослужился до подполковника артиллерии, принял участие в Первой мировой войне и, в конечном итоге, стал кавалером ордена Почетного легиона.



Альфред Дрейфус - жертва эпохи.



Вероятный германский шпион - майор Шарль Эстерхази. В фильме - очень нервный человек.
J’Accuse - тщательно сделанный фильм, с огромным вниманием и любовью относящийся к мельчайшим деталям эпохи. Зритель, досидевший до конца картины, увидит быт Французской республики на излете XIX века. Перед его взором пронесутся помпезные военные министерства, воздушные интерьеры аристократических салонов, мрачные залы судебных заседаний и многочисленные лачуги, доживающие свой век на окраине огромного города. С той же необыкновенной тщательностью съемочная группа воссоздала моду эпохи: костюмы гражданских и военных персонажей, дамские наряды, сумочки, шляпы и походные трости. Подобное окружение обволакивает зрителя пеленой классических образов и заставляет его еще сильнее вжиться в историю преступления и связанного с ним наказания. Забавно то, что “Офицер и шпион” по большей части, лишен уличных сцен. Два часа экранного времени проходят внутри зданий и лишь тридцать минут зритель сможет созерцать городские улицы, парки и Парижские дворики. Впрочем, по другому и быть не может в фильме, главные герои которого неизбежно попадают в тюрьму в качестве обвиняемых.



Эмиль Золя на судилище.
Несмотря на сложность поднимаемых вопросов, J’Accuse смотрится необыкновенно легко и его хронометраж не кажется избыточным, потому что в фильме нет ни одной лишней сцены, а эпизоды отменно укладываются в канву исторических событий. К недостаткам постановки можно отнести лишь пустоты, не заполненные сценаристами в начале и конце сюжетной линии. Роберт Харрис (автор сценария) крайне бегло упомянул о том, как Дрейфус попал в жернова судебной машины и практически ничего не рассказал о том, что стало со второстепенными участниками процесса, среди которых были весьма примечательные личности.



К бою!
ЗА:
Прекрасная история о чести и справедливости, актуальная в наше время,
Детально воссозданная Франция на излете XIX века,
Отличная игра Гарреля и Дюжардена,
Интересный сценарий захватывает зрителя с первого и до последнего кадра картины.

ПРОТИВ:
Завершение истории получилось несколько рваным, из-за нехватки информации о второстепенных персонажах.

27.04.20
(с) Илья Садчиков

movie, история, history, кино

Previous post Next post
Up