Воздушная война во Вьетнаме. LINEBAKER II - Итоги и результаты кампании.

Nov 24, 2019 21:56




Данная статья завершает цикл об операции Linebacker II, который начался 6 октября 2018 года и, к сожалению, затянулся на долгих 12 месяцев. Столь длительные сроки написания последней части оказались связаны с тем, что начиная с мая 2019 года большая часть моего времени уходила на разработку книги "Нейтронная ночь", которая увидит свет весной 2020 года. Второй причиной медленного написания стало разочарование в текущем формате военных статей. Создание столь масштабных и сложных текстов занимает много времени, а крадут их все кому не лень, забывая не то что делать ссылку в конце текста, но и указывать авторство статьи. Таким образом, новая часть "Воздушной войны", которая стартует в следующем году, будет выполнена в ином формате. Это будет или Патреон или ВК группа или какое-то иное AccessToDemand решение с частичным копированием в ЖЖ. Кроме того, уже сейчас вы можете проголосовать за следующую серию цикла у меня на страничке https://vk.com/mrgarret Так что следите за новостями, а пока я представляю вашему вниманию последнюю часть цикла о воздушной кампании Linebacker-II.


РЕЗУЛЬТАТЫ КАМПАНИИ

Вьетнамцы заявили о следующих результатах компании. Во время операции Linebacker II вьетнамская ПВО сбила десять Б-52 и серьезно повредила еще 5 машин, который рухнули на территории Лаоса и Таиланда. Всего по американцам вьетнамское ПВО выпустило от 266 до 483 SA-2.

33 американских пилота (включая членов экипажей) погибли или пропали без вести, еще 33 летчика стали военнопленными и еще 26 пилотов были спасены. Все сбитые бомбардировщики были уничтожены советскими зенитными ракетами.

Кроме того, в воздухе над Вьетнамом пропало два F-111 (один был сбит ручным оружием, тогда как второй пропал без вести и его судьба неизвестна).

Сразу по завершении операции вьетнамцы заявили о 17 сбитых бомбардировщиках. Подобный результат боевых действий стал результатом путаницы, поскольку вьетнамцы не могли понять из скольких упавших кусков состоял самолет (и были ли это разные бомбардировщики).



Лейтенант-полковник Дж.Б.Аллисон, радарный навигатор, позирует перед своей машиной в начале 8 дня операции, 26 декабря 1972 года.
Для американцев военная статистика выглядела так. Во время операции ВВС США выполнили 729 вылетов, против 24 целей на территории ДРВ, расположенных севернее 20 параллели. За все дни операции на территорию Вьетнама было сброшено 15,000 тонн бомб. Разрушениям подверглись 1600 военных конструкций, 500 железнодорожных складов, 372 вагона было выведено из строя или полностью разрушено. Индустрия ДРВ потеряла три миллиона галлонов топлива (¼ вьетнамские топливных резервов). Бомбежке подверглись 10 ВПП. Выработка энергии в стране снизилась на 80%.

Индустрия страны остановилась, передвижение по дорогам ДРВ практически прекратилось. Если перед началом бомбардировки порт Хайфона принимал 160,000 тонн грузов месяц, то после завершения кампании грузооборот снизился до 30,000 тонн грузов в месяц. Дальнейшее продолжение бомбардировки могло бы разрушить страну и полностью остановить переговоры, чего американцы так не хотели.

В результате бомбовых ударов погибло 1,624 гражданских жителя, несколько тысяч вьетнамцев было ранено.



Команда технических специалистов наблюдает за приземлением B-52G, который возвращается с ночной миссии.
В целях отражения воздушных атак вьетнамцы использовали перехватчики, зенитные ракеты и зенитные орудия. Зенитные ракеты в основном работали по истребителям и истребителям-бомбардировщикам. Вьетнамские перехватчики проявили себя довольно посредственно. Их успехи были ограниченными, даже если принимать во внимание свидетельства вьетнамской стороны. Таким образом вся тяжесть боев легла на плечи ракетчиков. Во время операции ПВО Вьетнама выпустило по противнику от 884 до 1242 ракет, из которых в цель попало 24 ракеты (не более 2%). Из попавших ракет лишь 15 нанесли сокрушительные повреждения американским самолетам (1.5%). Всего ракетчики подбили 25 самолетов различных типов и сбили 15 машин.

Из 729 Б-52, прорвавших ПВО Вьетнама, 498 машин действовали над Ханоем и Хайфонгом. Из этих самолетов было сбито лишь 4%. Экипажи подбитых машин включали в себя 92 пилота, из которых 61 (10 Б-52) были потеряны на территории Северного Вьетнама. Официально ВВС потеряло 14 летчиков, и 14 оказались потеряны без вести, еще 33 человека оказались в лагерях военнопленных и позже успешно вернулись в США. Еще 24 пилота выпрыгнули с парашютом на территории Лаоса или Тайланда. Еще один пилот, выпрыгнувший над Лаосом так и не был найден. Еще 6 членов экипажей потерпели крушение в У-Тапао (4 погибли, 2 были спасены).



Результат бомбардировки железнодорожного узла Транг Кванг. Станция полностью выведена из строя, пути разрушены, 27 вагонов сгорело.
КОНЕЦ ВОЙНЫ

По завершении кампании, вьетнамское руководство пришло к выводу, что дальнейшие политические маневры бессмысленны. СССР и Китай на словах поддержали ДРВ, но серьезного нажима на США не оказали. Без прямой поддержки союзников, шансы Вьетнама на успешное продолжение технологической войны были призрачными. 3 января Ханой анонсировал продолжение переговоров в Париже. Перед этой встречей Никсон встретился с адмиралом Мурером и государственным секретарем Роджерсом и секретарем обороны Лэрдом. Во время разговора военные пришли к выводу о том, что вьетнамцы пойдут на переговоры, но при этом не следует упоминать что-либо о военных победах США. Подобное поведение может подорвать мирный процесс и привести к продолжению войны.

В течение следующих нескольких дней Киссинджер пытался добиться от северных вьетнамцев продолжения мирного процесса. При этом Никсон продолжал давить на Тхьеу, намекая последнему, что переговоры будут доведены до конца и соглашение с ДРВ будет подписано 23 января 1973 года. Для того, чтобы окончательно добить Тхьеху, Никсон послал в Сайгон генерала Александра Хейга, который уже 16-го числа заявил президенту, что США гарантирует независимость Южного Вьетнама, если Тхьеху подпишет мирное соглашение. Если Южный Вьетнам откажется подписывать документ, США все равно доведут соглашение до конца и при этом отрежут южан от всех финансовых потоков.

20 января Тхиеу согласился поставить подпись под документом. Все было кончено. 23 января Киссинджер и То заявили о завершении переговоров, тогда как сам документ был подписан 27 января представителями ДРВ, США, Южного Вьетнама и Вьетконга. Американские военнопленные начали возвращаться в США.



Конец войны. Танк ДРВ въезжает в президентский дворец Южного Вьетнама.
LINEBACKER II С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЬЕТНАМСКИХ ВОЕННЫХ

Военные ДРВ назвали Linebacker II Дьен-Бьен-Фу в небе. Для Вьетнамцев - это великое воздушное сражение, выигранное ПВО и ставшее первым шагом по унификации страны под властью коммунистического правительства. После ухода США, ДРВ перестроило свою армию и в 1975 году войска Северного Вьетнама взяли Сайгон поставив жирную точку в кровопролитном конфликте, растянувшемся на несколько десятилетий.

В анналах Вьетнамской истории Linebacker II стал сражением за родную землю. При этом в битве приняли участие не только военные, но и многочисленное гражданское население Северного Вьетнама. Можно уверенно сказать, что практически в каждой вьетнамской семье есть хотя бы один человек, который оказался под масштабными американским бомбардировками 1972 года.



23 января 1973 года. Никсон рассказывает об особенностях мирного договора, который должен был положить конец Вьетнамской войне.
LINEBACKER II С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ

С точки зрения американцев вывод войск из Вьетнама был неизбежным, так что Linebacker II стал поворотной точкой, которая позволила американцам выйти из войны не “потеряв лица”. Кроме того, воздушная операция дала еще два года жизни Южному Вьетнаму.

В принципе расчет Киссинджера, Никсона, Хэйга оказался верным. Рейды не уничтожили вьетнамскую военную машину, но оказали серьезное влияние на гражданское население и боевой дух Северного Вьетнама. Пленные американцы говорили, что во время бомбежек их тюремщики были напуганы, а простые гражданские испытывали панику и отчаяние. Однако, эффект ужаса не стоило переоценивать, поскольку продолжение бомбардировок могло привести к сплочению нации и продолжению кровопролитного конфликта.

Поскольку тактика оказалась верной, Никсон мог продолжать бомбардировки всякий раз, когда Северный Вьетнам начал наращивать военную активность. Уотергейт помешал этим планам и обрек режим Южного Вьетнама на тотальный крах.



Вьетнамская война завершилась в начале 70-ых, но США вполне могли упереться и помогать своим союзникам до начала 80-ых годов.
ЧТО ЕСЛИ?

Некоторые участники операции считают, что Linebacker II мог бы изменить ход вьетнамской войны, если бы Никсон не ограничивался полумерами и довел бы бомбардировки до логического конца, а лучше всего, если бы он начал их намного раньше. Во время операции некоторые военные задавались вопросом: “Была бы выиграна война, если бы полномасштабное наступление на Северный Вьетнам началось бы в конце 60-ых?”

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует рассматривать не только военную мощь США, но также следует взглянуть на динамику Холодной Войны и внутреннюю политику государства. На протяжении 60-ых считалось, что бомбардировки носят тактический характер и их цель - уничтожение военной машины врага. Стратегические задачи бомбардировщики решать не должны, поскольку война и так идет к победному концу (хоть и не быстро).

Если бы бомбардировки Вьетнама начались слишком рано, Хо Ши Мин бы сделал ставку на войну до победного конца. Его было бы просто невозможно сломить, а его авторитет поднялся бы на невиданную ранее высоту, после чего северо-вьетнамская партия мира прекратила бы свое существование.

Когда ситуация изменилась (конец 60-ых), бомбить Вьетнам было поздно, поскольку в США развернулось массовое антивоенное движение. Проводить в таких условия ковровые бомбардировки местности было равносильно политическому самоубийству, как на внутренней, так и на мировой арене.



Никсон, в целом, понимал, как работают советские шестеренки и поэтому старался избежать прямой конфронтации с СССР.
Кроме того, использование Б-52 в локальном конфликте серьезно подрывало стратегическую безопасность США, поскольку эти машины были важным элементом в планах ядерного сдерживания СССР. Да и вообще, специалисты SAC были категорически не согласны терять тяжелые машины в войне, которая и без того “выиграна”.

Дипломаты также были против массированного использования бомбардировщиков, поскольку боялись ответных действий СССР и Китая. Первые могли послать во Вьетнам новейшую технику и инструкторов, тогда как вторые могли оказать прямую военную помощь в лучших традициях Корейской войны. Американские политики никак не могли игнорировать возможность прямого военного столкновения американских и китайских подразделений в недрах вьетнамских джунглях. Подобный конфликт мог стать первым шагом к Третьей мировой войне.

С другой стороны, СССР не раз показывал США, что воздушная кампания против ДРК может иметь свои последствия. В частности, советские дипломаты намекали США, что интенсификация боевых действий приведет к тому, что на территории Вьетнама появятся куда более совершенные SA-3, с большим количеством зенитных ракет, что приведет к многократному росту американских потерь.

В конечном итоге получилось то, что получилось. Никсон мог бы изменить план военных действий, но налеты все равно не разрушили бы военную машину ДРВ и не спасли бы Южный вьетнам от поражения. Война в этом случае, растянулась бы еще на 10 лет и кончилась в середине 80-ых.



ПОТЕРИ B-52 ВВС США ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ LINEBACKER II

1.  18 декабря 1972. B-52G Charcoal-01 (58-0201). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Йен Виня
2.  18 декабря 1972. B-52G Peach-02 (58‑0246). Подбит Вьетнамской зенитной ракетой в районе Кин Но, упал на территории Тайланда
3.  19 декабря 1972. B-52D Rose-01 (56-0608). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Ханоя
4.  20 декабря 1972. B-52D Brass-02 (57‑6481). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Йен Виня
5.  20 декабря 1972. B-52D Orange-03 (56‑0622). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой
6.  20 декабря 1972. B-52D Quilt-03 (57-6496). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой
7.  21 декабря 1972. B-52G Olive-01 (58-0198). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Кин Но
8.  21 декабря 1972. B-52G Tan-03 (58-0169). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Кин Но
9.  21 декабря 1972. B-52D Straw-02 (56‑0669). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Бич Май
10.22 декабря 1972. B-52D Scarlet-03 (55‑0061). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Бич Май
11.22 декабря 1972. B-52D Blue-01 (55-0050). Сбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал в районе Бич Май
12.26 декабря 1972. B-52D Ash-01 (56‑0584). Подбит Вьетнамской зенитной ракетой в районе Кин Но, упал на территории Тайланда возле У-Тапао
13.26 декабря 1972. B-52D Ebony-02 (56‑0674). Подбит Вьетнамской зенитной ракетой в районе Гиап Ни14.27 декабря 1972. B-52D Ash-02 (56‑0599). Подбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал на территории Тайланда возле У-Тапао
15.28 декабря 1972. B-52D Cobalt-01 (56-0605). Подбит Вьетнамской зенитной ракетой, упал на территории Лаоса

02.05.2019
(с) Илья Садчиков

вьетконг, history, airplanes, вьетнам, atomic age, cold war, redalert

Previous post Next post
Up