WANDERING EARTH (2019)

Jul 04, 2019 00:16




Блуждающая земля - фильм-катастрофа, созданная китайскими кинематографистами на основе коротенького рассказа Лю Цисина (псевдоним Ли Си Цына). Создавая картину китайцы пытались показать всему миру, что они умеют снимать фильмы-катастрофы не хуже американских кинематографистов (у нас тут своих Эммерихов куча). В целом, получилось неплохо, но уже сейчас видно, что перед китайскими фантастами лежит длинный путь, пройти по которому за год не получится. Слишком уж большой разрыв раскинулся между восточным кино и западным зрителем, решившим приобщиться к  популярной культуре Поднебесной.





Последние дни.

В основе фильма лежит концепция глобального апокалипсиса, о котором предупреждали древние Майя. В 2061 году Солнце стало превращаться в Красного гиганта, его тропосфера начала вбирать в себя окружающие планеты. Для того,чтобы избежать гибели, человечество возвело на поверхности Терры сеть термоядерных двигателей, которые должны были сдвинуть с места ранее “стабильную” Землю.

Спустя десять лет после начала работ планета запустила реакторы, сошла с орбиты и двинулась за пределы Солнечной системы в зловещие глубины вселенной. Финальной точкой путешествия стала Альфа Центавра. Полет через бездну пространства должен был занять 2500 лет (китайцам не привыкать), но ученые не учли активность Юпитера, который начал притягивать Землю к себе. Человечество вновь оказалось на краю гибели, но храбрые китайцы: молодой водитель Ли Кью, его сестра Хан Даодан и дедушка Хан Зи Янг решили дать Земле второй шанс. Они не только придумали хитроумный план спасения, но и смогли осуществить его, воспользовавшись помощью интернациональной команды дальнобойщиков.



Таким было начало конца.

В начале просмотра кажется, что “Блуждающая Земля” будет суровой коммунистической фантастикой. Однако через 15 минут становится понятно, что “Земля” представляет собой ударную кино-катастрофу, выполненную в духе “Армагеддона” и “Дня послезавтра”.

Забравшийся в снежный грузовик Ли Кью колесит по ледяным пространством планеты, спасает друзей и уворачивается от трещин, вскрывающихся под колесами громадной машины. Болтающиеся рядом друзья сыплют шутками и погибают в многочисленных критических ситуациях. До конца, как это принято, доживают самые стойкие, пафосные и глупые (особенно меня порадовала девушка-лейтенант, просто так расстрелявшая чрезвычайно полезное ядерное ядро). На фоне героической тупости ярко сверкает лидерская звезда Ли Кью, которое воплощает в себе полный набор коммунистических добродетелей: он молодой, умный, решительный и способный постоять за себя и своих друзей (ну а за спиной Ли Кью всегда стоит дедушка).



Киберпанк дедушка.



И странная внучка.

Впрочем, самый странный герой фильма - это сестра Ли Кью - Хаон Даодао. Судя по всему, этот персонаж создан для одной единственной сцены, в рамках которой Даодао толкает пафосную речь о самопожертвовании. Остальные герои второго плана представляют собой балласт и их характеры толком не раскрываются. Тот же героический дедушка мало чем отличается от героического офицера китайской армии, в обязанности которого входит быстрая доставка атомного “ядра” к ближайшему двигательному комплексу. Печально то, что в фильме полным полно таких героев, ориентированных на совершение одного единственного действия (как правило, подвига, которому мог бы позавидовать Геракл, Эолай, Эврисфей, да еще и Лернейская Гидра в придачу).

Это интересно. В сюжет “Блуждающей земли” вставлена дополнительная арка, рассказывающая о приключениях двух космонавтов (русского и китайца). Сладкая парочка спасает Землю, сражаясь с AI космической станции. Злоключения космонавтов разворачиваются на фоне земных передряг Ли Кью. Совсем не удивительно, то, что результирующая жертва летунов лишь удлиняет финал, растянувшийся более чем на 40 минут.



В мире будущего есть только грузовики и бесконечные дороги.

Собственно, неудачное сочетание нескольких сюжетных линий и делают картину такой неповоротливой (и, временами, даже скучноватой). Герои, вроде бы, постоянно находятся в гуще событий, но сочувствовать им не получается. Западный зритель с трудом понимает, кто все эти люди. Через 5 минут он уже забывает, чем Ванг Лей отличается от Ханг Зианга и Жу Киан.

В первой половине “Земли” интерес зрителя поддерживается при помощи большого числа  экстремальных ситуации. На второму часу эпопеи операция спасения становится столь комплексной, что зритель начинает мечтать о Годзилле, который придет и проглотит Солнце вместе с остатками солнечной системы (иначе китайцы попадут в очередную передрягу, из которой их будет спасать неизвестный ранее отряд приключенцев).



Китайские города превратились в ледяную пустыню.

Короче говоря, если бы авторы порезали лишние сюжетные ветки и сократили бы фильм до 90 минут, то “Земля” не стала бы хуже и точно бы выиграла у текущей версии благодаря возросшему темпу событий.

Это интересно. Авторы фильма регулярно пытаются шутить, но получается у них не очень хорошо. Все дело в том, что шуточки в стиле “Кунгфу Панды” плохо подходят скай-фай эпику, в рамках которого персонажи жертвуют жизнями во имя великой цели. Вот герой только что шутил, а вот он уже лежит мертвый лежит, раздавленный куском огромной скалы. Хо-хо-хо.



Говорите, что угодно, но Китай готовится к космическому прорыву и мы увидим его своими глазами.

Впрочем у картины есть и одно серьезное преимущество. Китайцы точно понимали, что именно снимают и поэтому сделали ставку на глобальные эффекты разрушения. Эти падающие самолеты, скользящие по краю пропасти грузовики и разрушающиеся ледяные стены вы забудете еще не скоро. Авторы приложили массу усилий к тому, чтобы фильм выглядел грандиозно и “Земля” вполне успешно справляется с данной задачей.

Можно уверенно сказать, что “первый блин” у Китайцев вышел удачным. Конечно “Земле” не хватает глубины и сюжетной уверенности, но это дело поправимое. Главное, что киношники из Поднебесной знают основы жанра и стремятся рассказать зрителю динамичную и захватывающую историю не претендующую на глобальные смыслы (у нас же все наоборот, любая мелодрама стремится показать душу обывателя, а жанровые фильмы стараются ответить на вопросы, перед которыми бы спасовала немецкая сборная по философии).



Красное пятно Юпитера и блуждающая Земля.

ЗА:

Динамичная фильм-катастрофа

Китайские коммунисты спасают будущее

Русские первыми изобрели вертолет, танк, автомат, машину для газировки и космолет

ПРОТИВ:

Сюжетные линии не собираются в единое целое

Странная главная героиня

Гламур и пафос отдельных сцен

Затянутый финал

А у нас Федор Бондарчук...

image Click to view



04.07.2019
(c) Илья Садчиков

movie, кино, НОАК, sci-fi, atomic age, apocalypse, redalert

Previous post Next post
Up