ПРАЗДНИК (2019)

Jan 06, 2019 23:38




Действие фильма «Праздник» разворачивается в последний день декабря 1941 года, то есть в самый разгар продовольственной катастрофы. Семья профессора Воскресенского готовится справлять Новый Год в довоенном ключе. Поскольку профессор занимается созданием бактериологического оружия, проблем с питанием у него нет (партия обеспечивает его всем необходимым).  На столе профессора стоят консервы, баранки, салат и, конечно - шампанское. Казалось бы, можно начинать праздник, но тут в квартиру профессора возвращается сын Денис и его новая подруга Маша, с которой молодой человек познакомился во время бомбежки. Маша фигачит весь день на заводе и ест лишь те крохи, которые можно получить по карточкам. Совсем не удивительно, что в квартире советского интеллигента начинается классовый конфликт...




Семья профессора - Лиза, Денис, Маргарита и сам товарищ Воскресенский.
Жена профессора - Маргарита весь вечер пытается объяснить Маше, почему ее семья лопает в три пуза, пока обычные горожане умирают с голоду и промышляют каннибализмом. Маша, в свою очередь, хочет наестся и обокрасть профессора, дабы продать украденные предметы на черном рынке. Профессор сражается с бюрократической машиной института, в результате чего понимает, что один из его сотрудников - шпион. Лиза и Виталий хотят разложить бордгейм и попутно ведут собственную игру, которая называется «против всех». К концу фильма, собравшиеся в банке пауки бросаются друг на друга, что приводит в внезапной, но вполне закономерной развязке.

Как вы уже поняли, «Праздник» Алексея Красовского не является комедией. Да, в нем есть несколько забавных шуток, построенных на игре слов, но в целом - это не та картина, при просмотре которой испытываешь радость и положительные эмоции. Дело даже не в том, что действие «Праздника» разворачивается в блокадном Ленинграде. Осада города тут скорее технический бэкраунд, авторы могли бы и вовсе обойтисьбез нее. Суть фильма - это конфликт между теми, кто имеет привилегии от государства и тем, кто таких привилегий никогда не имел. То есть, автор сценария поднимает актуальную для России проблему социального неравенства.



Виталий - весьма подозрительный тип, дезертир, знающий про разработку советского бактериологического оружия.
Почему же профессор Воскресенский ест курицу, а Маша мрет с голоду? На этот вопрос фильм отвечает так - профессор государству полезен, поскольку он делает оружие. Маша же для государства - бесполезна, пользы от нее мало, а значит свой хлеб она просто так жрет. Смерть профессора - это проблема, хоть и решаемая, ибо на ее нейтрализацию государственному голему придется потратить время. Смерть Маши проблемой не является. С точки зрения голема, она никто и звать ее никак. Если Маша помрет с голодухи, ее место на танковом конвейере займет какая-нибудь Катя и для Страны, в целом, ничего не изменится (страдания Маши для отечественного голема не имели, не имеют и не будут иметь значения).

Трагичность ситуации усугубляется еще и тем, что семья профессора не понимает порочность собственного образа жизни. Подобное поведение, по всей видимости, связано с тем, что проф. Воскресенский является умственным работником первого поколения и у него нет сформировавшейся морально-этической базы, которая появляется в районе второго, а может быть даже третьего поколения интеллектуалов. Он воспринимает сложившуюся ситуацию, как данность и даже не пытается рефлексировать ее. Да и когда ему это делать, мозги товарища Воскресенского плотно блокированы ужасом перед партией, правительством, товарищем Сталином и даже институтским охранником.



Когда же тут рефлексировать, если кругом враги, шпионы и тайные троцкисты.
Жена профессора - Маргарита - классический потребитель-эгоист, рыба-прилипала при умном муже. Ее попытки объяснить происходящее очень напоминают людоедские высказывания современных российских чиновников. Маргарита ведет себя, как королева, но при этом зависит ото всех и вся и не понимает своего реального положения, которое рухнет, если муж умрет, попадет в ГУЛАГ или Маша с голодухи возьмется за Маузер.

Маша - классический выходец из русских низов. Будучи бесправным членом социума она отлично умеет хитрить и обводить вокруг пальца молодых идеалистов (по их мнению, все идеалисты хотят залезть к ней в трусы). При этом она ненавидит Маргариту (кто бы мог подумать) и тащит по карманам все, что плохо к полкам прибито. Полагаю, что Маша переживет блокаду, но выйдет из нее морально искалеченным человеком.



Сделал одну ошибку. Хлоп, и нет тебя.

Лиза и Виталий обладают схожими ценностями. Это тактические неудачники, они не верят ни в партию, ни в Бога, и пытаются устроить жизнь так, чтобы им было удобно, на всех остальных пофиг. Конечно же их обман вскроется и они будут наказаны теми, кто стоит выше их по социальной лестнице. Виталий, судя по всему, человек решительный, но гоповатый. Когда он попытается подняться повыше - его прихлопнут (до эпохи Путина он вряд ли дотянет, а в других реальностях у него шанса нет).

Денис, пожалуй, единственный положительный персонаж этой истории. Парень пытается сгладить социальную несправедливость, занимаясь точечной благотворительностью. Есть вероятность, что в будущем Денис вырастет из коротких штанишек и попытается изменить систему. К сожалению, история показала, что дениях наших Денисов пока обречены на провал, вследствие чего мы живем в зацикленной реальности Маргариты Воскресенской. Нормализация нашего общества зависит исключительно от того, сможет ли оно воспроизводить рефлексирующих Денисов и сумеет ли Денис найти общий язык с дикой Машей (эти двое, в отличие от всех остальных, хотя бы не моральные уроды).



Еще в фильме есть бабушка. Вероятно, она ветеран Battlefield 1 и Verdun в одном флаконе.

Завершая обзор «Праздника», хочется сказать, что авторы картины показали зрителю не некрофильскую комедию, а срез современного российского социума. Ополчившаяся на фильм машина пропаганды радеет не за жертв Ленинградского голода, она боится, что люди прозреют, увидев в постановке реалии сегодняшнего дня.

ЗА:
- Попытка рассказать о реалиях современной России в жанре исторической сатиры.
- Убедительный профессор Воскресенский.
- Щадящий хронометраж.

ПРОТИВ:
- Это не фильм, а телеспектакль.
- Для проката фильма было бы лучше, если бы режиссер избрал менее провокационный бэкраунд.
- Лиза и Маргарита - это пришельцы из другой, не советской эпохи.

06.01.19
(с) Илья Садчиков

movie, кино, ww2

Previous post Next post
Up