ОСТРОВ СОКРОВИЩ (1988)

Oct 31, 2018 23:48




Вот и Хэллоуин пришел. Я, по старой традиции, хотел сделать обзор какой-нибудь хоррор игры, пока в творческий процесс не вмешалась печальная новость. Выяснилось, что вчера умер великий советский мультипликатор Давид Черкасский, который озарил наше детство светом великого “Острова сокровищ”. По этой причине я решил вспомнить былое и написать рецензию на этот прекрасный мультфильм (по правде говоря, это следовало сделать давным-давно).




Билли Бонс. У него есть ROM и KVAS.

Итак, в средневековой Англии, посреди бескрайних туманных болот стоял трактир “Адмирал Бэнбоу”. Управлял им молодой парень по имени Джим - сиротинушка (возможно, сын Адмирала). Дела у пацана шли неплохо, пока в его заведение не пожаловал коротышка - Билли Бонс, моряк по призванию, и его рыжий кот Борис - курильщик, матершинник и остолоп. Бонс любил пить ROM, а Борис любил есть Вискас. Это их и сгубило, поскольку мертвецы в отличие от живых не кусаются.



Режиссер фильма - Давид Черкасский.
Не прошло и недели, как за Билли явились подозрительные типы, с совершенно закономерным вопросом: “Где карта Билли, нам нужна карта?”. От такого поворота событий Билла хватил удар. Джим не долго думая, решил поглядеть инвентарь мертвеца и, действительно, обнаружил там карту (совсем не кредитную). До кучи, на дом напали пираты и герою пришлось искать спасения у своих друзей: местного едроса сквайра Треллони (как водится в этой организации, сквайр много чешет языком, но практически ничего не делает) и врача - доктора Ливси.



Сэр, тут гастарбайтеры пришли. Хотят делать деньги!
Вместо того, чтобы позаботиться о сиротинушке, Треллони и Ливси решают обналичить карту, записывают в свою(!) команду Джима и отправляются в опасное путешествие вместе с грубым, но честным капитаном Смоллетом, а также инвалидом по имени Джон Сильвер (как известно, людей предпенсионного возраста из команды увольнять нельзя). Дальнейшие события, полные кошмарных опасностей, ставят героев на грань выживания. Чтобы выстоять, искателям приключений придется оказать сопротивление разбойникам и ответить на множество вопросов идеологического и философского толка. Ну и конечно же, выжить смогут далеко не все, а некоторые и вовсе станут завидовать мертвым.



Команда положительных героев.
С первых же секунд просмотра “Острова сокровищ” советский ребенок понимал, что ему показывают боевик. Во-первых, в мульте реально стреляли из многоствольных пистолетов и ружей (это вам не какая-нибудь тупая “Маленькая Вера”, где о слове action даже не слышали). Во-вторых, здесь зачитывали биографии пиратов на манер “Семнадцать мгновений весны”. Наконец, внутри мультфильма были вставки, рассчитанные на взрослую аудиторию. В них поднимались проблемы курения, пьянства, жадности и жизненной несправедливости. При этом авторы фильма не пытались ребенка поучать, а старались говорить с ним на равных, как того требуют правила настоящей пиратской команды.



А вы говорите Рэмбо...

Это интересно. Первую серию мультфильма очень часто показывали по Ленинградскому ТВ, но вот вторая там шла чрезвычайно редко. Именно поэтому тусовка ленинградского мальчика Вовы отлично выучила песни “История о мальчике Бобби” и “Шанс” (конец первой серии), но так и не осознала суть песни “Мы все участники регаты” (середина второй). За это фиаско телевизионщиков теперь расплачивается весь наш Порт Рояль.


“Этот слепой Пью - страшный человек! Но одноногий, который его послал, - ещё страшнее!” Из этой реплики советские дети узнавали, что во всем виноват одноногий человек.

Собранные вместе, отдельные элементы “острова” производили на ребят шоковое впечатление, после чего детеныши начинали бредить морской романтикой, петь пиратские песни (про сундук мертвеца) и требовать у родителей ROM (или хотя бы Квас). Заодно доставалось домашнему коту. Детвора перекрашивал кис в серый цвет и давала котейкам свечку или трубку, дабы котэ больше соответствовал дизайну Билли Бонсового Бориса.



Команда злодеев. Пенсий в злой старой Англии не было. Каждый выкручивался, как умел.
Наконец, зрителя изрядно радовал и визуальный ряд “Острова”. Поскольку фильм создавался в спартанских условиях вечного цейтнота, авторы не смогли нарисовать абсолютно все элементы картины. Для достижения нужного производственного эффекта вместо рисованных фонов использовались реальные фотографии и съемки, сделанные при помощи киношной камеры.



Человек-армия капитан Смоллет.
Выпилив часть недоделанных эпизодов (их не успели нарисовать, ибо ROM разрушает MOZG) создатели мульта заполнили освободившееся место пиратскими видеоклипами. Получилось крайне душевно. Переход между мультипликацией и реальной съемкой выглядел так органично, словно был изначально задуман создателями. Новинкой был и отряд пиратов-алкашей, по мановению волшебной палочки очнувшихся не в вытрезвителе, а в детском произведении. Подобный номер прошел на советском ТВ, лишь потому, что пираты выполняли роль антигероев, и пели шанти, рассказывающие о жизненных провалах отдельных “джентльменов удачи”.. К нашему счастью, многие песни оказались истинными жемчужинами жанра и уже через год их вовсю распевала дворовая детвора, сражавшаяся на палках и метлах во славу замерзших морей и деревянных пиратских форпостов.



Рой Лихтенштейн. Бум.
Надо заметить, что “Острову” очень сильно повезло со временем выхода на телевизионные экраны. За несколько лет до релиза его бы просто не выпустили в широкий прокат, уж слишком экспериментальной и злободневной оказалась постановка Черкасского. Если бы срок сдвинулся в правую сторону, то “Остров” бы не дожил до релиза, ибо страна к этому времени развалилась, а мелкие начали смотреть совсем другие мульфильмы (помните, победоносное шествие Диснея и ядерный успех первых аниме?).

Для нас же, детей 80-ых, “Остров” как был, так и остался культовым творением, “учебником жизни”, глубокое знание которого однозначно выдает в человеке представителя последнего советского поколения.

image Click to view



31.11.2018
(с) Илья Садчиков

собаки, movie, кино, music, священные монcтры

Previous post Next post
Up