Бронетехника ЮАР в Пограничной Войне (1975-1989). Часть 1 - Операция "Саванна".

Jun 09, 2017 20:03

Уважаемые господа, проект "Африканские войны" делается фанатами для фанатов. Поскольку тема плохо освещена в русской военно-исторической и технической литературе, мы активно пользуемся иностранными источниками. Мы были бы благодарны вам за поддержку, необходимую на приобретение новых книг и исторических материалов.
Наш кошелек Yandex деньги: 410014129052983



Конфликт, известный как Южноафриканская пограничная война (Война за независимость Намибии) продолжался с 1966 по 1989 год на территории Намибии, а потом перекинулся в охваченную войной Анголу (став частью Гражданской войны в Анголе).

Все началось с того, что в 1960 году лидеры намибийских племён создали политическую организацию СВАПО (Организация Народов Юго-Западной Африки), задекларировавшую своей целью добиться независимости страны от ЮАР (согласно манданту Лиги Наций, Намибия была провинцией ЮАР c 1917 года). В 1962 году было создано военное крыло организации - Народно-освободительная армия Намибии (PLAN), которая и начала борьбу с ЮАР, когда стало понятно, что руководители Южно - Африканской республики независимость Намибии не дадут.

Решение о начале вооруженной борьбы СВАПО приняла ещё в 1965 году, однако первое столкновение между партизанами и силами южноафриканской полиции произошло через год - 26 августа 1966 г. В том же году ООН аннулировала мандат ЮАР на управление Намибией. В 1967 году был создан Совет ООН по Намибии, а сама Намибия признана территорией, оккупированной ЮАР. В 1967 году СВАПО открыла фронт в области Каприви и маховик вооруженного противостояния раскрутился на полную катушку.

Ситуация стала еще более сложной, когда в 1974 году в Португалии произошла революция и колониальная система этого государства развалилась, как карточный домик. Вакуум  колониальной власти привел к тому, что Ангола стала территорией боевых действий между левым Народным Движением за Освобождение Анголы (МПЛА), правым Национальным Союзом за Освобождение Анголы (УНИТА) и консервативным Национальным Фронтом Освобождения Анголы (ФНЛА). При этом надо отметить, что идеология у УНИТА находилась в подчиненном положении, спектр взглядов ее бойцов простирался от черного национализма до маоизма.

Как бы там ни было поддерживаемая СССР МПЛА начала брать вверх, и перед западными правительствами открылась пугающая перспектива появления крупномасштабного коммунистического форпоста в южной Африке. Тут может возникнуть вопрос, а зачем СССР вообще понадобилось создавать красную колонию в столь далекой стране?  Ответ прост - после разрыва отношений с Сомали (в войне за Огаден, СССР принял сторону Эфиопии), Союз потерял единственную в африке базу подводных лодок, тогда как Ангольские порты отлично подходили для стоянки советских надводных и подводных кораблей. Победа МПЛА в Анголе гарантировано приводила к тому, что СССР обзаведется новой базой подводных крейсеров в Африке.

Однако вернемся в Намибию. СВАПО воспользовалась возрастающим хаосом в своих целях и начала вести полномасштабную трансграничную войну, активно перемещаясь между Намибией и Анголой.

Оценив ситуацию и воспользовавшись информационной помощью ЦРУ, правительство ЮАР вмешалось в Ангольский конфликт на стороне УНИТА. При этом УНИТА должна была поддерживать ЮАР во время операций против СВАПО. Полномасштабное наступление против МПЛА известное, как «Операция Саванна», началось в тот момент, когда на помощь УНИТА прибыли южно-африканские военные специалисты, а также полноценный бронетанковый корпус ЮАР.



Eland-90. Мог вывести из строя T-35/85, но вот с новыми Советскими танками сражаться ему было не просто.
БРОНЕАВТОМОБИЛИ ELAND.

Южно-Африканские силы самообороны (САДФ), которые вступили в Ангольскую Гражданскую войну на стороне УНИТА, зародились в 1961 году, когда ЮАР вышла из Британского Содружества Наций.  Основой САДФ стала техника, предназначенная для участия в ближневосточных конфликтах. Африканеры на ближний восток не отправились, но при этом оставили себе 203 танка «Центурион», 280 БТР «Сарацин» и 280 БРДМ «Феррет». Изучив театр боевых действий, командование САДФ пришло к выводу, что будущие конфликты ЮАР будут подобны операциям Франции в Северной Африке.

Пока ВВС ЮАР приобретали у французов истребители типа Мираж-III, армия ЮАР пыталась найти легкую разведывательную машину большого радиуса действия, подходящую для операций в южно-африканской саванне. Машина данного типа должна была быть хорошо вооружена, поскольку разведывательная миссия ЮАР в любой момент времени могли превратиться в полномасштабную наступательную операцию. По этой самой причине африканеры отказались от британских машин типа «Саладин», был отвергнут и Panhard EBR. Panhard AML выглядел более многообещающим, но африканеры отказались от него, по причине недостаточно мощного вооружения. Для того, чтобы удовлетворить требованиям ЮАР, фирма Panard в 1961 году разработала вариант бронеавтомобиля AML-90, вооруженный 90-мм пушкой. На вооружении разведывательных частей ЮАР эти бронеавтомобили появились в 1962 году под обозначением Eland Mk.1. В 1964 году появился улучшенный образец - Eland Mk.2, выпускаемый по лицензии на мощностях Сэндок-Эстрал.

Типовая бронемашина Eland была создана на основе сварного стального корпуса, который выдерживал попадания пуль, мелких и средних артиллерийских осколков (однако его могла пробить пуля калибром 12.7 мм). Машина имела низкий профиль, была 2.5м. в высоту и 2м. в ширину. Внутри Eland стоял оригинальный двигатель Panhard объемом 1,99 литра и мощностью 90 л.с., который, тем не менее, позволял бронемашине на ровной местности двигаться быстрее чем «Центурион». На пересеченной местности дела обстояли намного хуже, поскольку «Иланды» обладали маленьким клиренсом и могли увязнуть в грязи. Eland-60 сохранили башню оригинального бронеавтомобиля. То есть на них была установлена 60мм мортира, который могла стрелять на дальность 2км миной весом 1.72 килограмма. Подобное оружие было эффективно против пехоты, но не могло уничтожить бронированные или хорошо укрепленные цели.



Eland-60. В сражениях с танками противника его могла спасти только скорость и выдержка экипажа.
Eland-90 был намного более продвинутой машиной. У 90-го была поворотная башня с командирской системой наблюдения, а также мощная 90-мм пушка GIAT F-1. В ЮАР это орудие было известно под маркой GT-2.  Несмотря на плохие разгонные характеристики снаряда и низкое давление в канале ствола, F-1 могла точно доставить фугасный снаряд на расстояние в 2,2 км и кумулятивный на расстояние 1,2 км. Более поздние варианты снарядов для F-1 могли пробить 320 мм стальную пластину, что позволяло Eland-90 сражаться с вражескими танками типа T-34/85, находящимися на вооружение Ангольских бойцов. С другой стороны Т-55 вывести из строя было намного сложнее, тут нужен был точный выстрел в уязвимое место. Очень часто на уничтожение подобного танка уходило несколько бронебойных выстрелов 90-мм кумулятивного снаряда, весившего 5.27 кг.

Зарядка пушки F-1 осуществлялась вручную. Для наведения на цель использовался телескопический прицел, спаренный с пушкой. Поскольку у орудия отсутствовала система стабилизации, стрелять на ходу Eland-90 не мог. Впрочем, для ЮАР-танкистов это не было проблемой, ибо они были обучены вести огонь во время коротких остановок.  Гораздо большей проблемой было малое число снарядов - 29 штук (20 в башне и еще 9 в корпусе машины).

Стоит отметить, что африканеры начали модифицировать «Иланды» сразу после того, как те поступили в локальное производство и начали поступать на вооружение их механизированных частей (то есть с 1964 года).  Практически сразу же серьезной модификации подверглись шасси и тормозная система. Новая топливная система появилась на машинах типа Mk.3. На Mk.4 убрали дико непопулярную электрическую муфту, на смену которой пришла обычная гидравлическая система. На смену педальной стрельбе пришла стрельба при помощи ручки управления огнем. На Mk.5 армия ЮАР избавилась от двигателей Panhard, на смену которому пришел 2.5 л. 4 цилиндровый двигатель от GM. Установленный на специальной направляющей, этот двигатель можно было легко демонтировать в полевых условиях, а его мощь была достаточна для того, чтобы Eland разгонялся в саванне до скорости в 100 км/ч. В пятой модели броневика появилось новое коммуникационное оборудование, южно-африканские пружины, новые более эффективные амортизаторы и плоские шины Dunlop. Начиная с 1972 года, фабрики ЮАР изготовили 365 машин 5-ой модели. При этом все детали, кроме башни и корпуса стали производиться на территории Южно-Африканской Республики. Импортозамещение оказалось успешным, поскольку в 1977 году ЮАР попала под плотные санкции ООН и доступ военного оборудование в эту страну прекратился.

Следующим вариантом Eland  стала модель Mk.6, которая появилась в 1975 году, и в которую было конвертировано 1016 машин предыдущих версий. В 1979 году в производство пошла модель Mk.7, которая обзавелась новой командирской башенкой, основанной на концепции БМП Ratel (IFV). Несколько подразделений подобных машин дислоцировались в Намибии и участвовали в кампании против СВАПО против Анголы.



Кубинские танки на улицах ангольской столицы.
НАЧАЛО АНГОЛЬСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, 1975

В 1975 году граничащая с Намибией Ангола получила независимость от Португалии. Фактически ещё до формального провозглашения независимости в Анголе разгорелась гражданская война между несколькими военно-политическими организациями, должными войти в состав будущего коалиционного правительства.

После того, как вооружённые силы МПЛА установили контроль над Луандой (столица Анголы), стало понятно, что коалиционное правительство Анголы никогда не появится на свет. Не долго думая, ангольские политические движения - МПЛА, ФНЛА, УНИТА - обратились за помощью к своим внешним союзникам.



Агостиньо Нето - лидер МПЛА и первый президент социалистической Анголы.
25 сентября 1975 года на ангольскую территорию вступили Заирские войска президента Мобуту, который в лице  ФНЛА поддерживал своего родственника  - Холдену Роберто. Стоит отметить, что вскоре после начала войны ФНЛА развалилась на две независимые фракции:  северную, находящуюся под контролем Роберто и южную, управление которой перешло в руки Даниэля Чипенды. В отличие от Роберто Чипенда сразу же сделал ставку на наемников и довольно быстро получил помощь в лице пехотных, парашютно-десантных и механизированных инструкторов из 1 Специального Механизированного Батальона ЮАР. Стоит отметить, что для африканеров обучение ангольских бойцов оказалось не простой задачей, ибо последние не были приучены к дисциплине и не имели ни малейшего опыта ведения боевых действий в условиях современной войны.

Поскольку марксистская МПЛА (ратующая за свободную Намибию) находилась в союзе с враждебным ЮАР СВАПО, Южно-Африканская армия вторглась на южные территории Анголы, оказывая поддержку дружественной УНИТА (естественно, об оккупации тут и речи не шло, в задачу военных входила лишь поддержка дружественных ангольцев и смена социалистического режима). Вместе с ЮАР границу Анголы пересекли немногочисленные отряды Португальской армии освобождения (ЭЛП), целью продвижения которых была столица Анголы - Луанда.

Сообразив, что дело идет к быстрому разгрому, председатель МПЛА Агостиньо Нето обратился за помощью к своим союзникам Кубе и СССР. Фидель, думал не долго, быстро принял решение и направил на помощь МПЛА технику и многочисленные отряды кубинских добровольцев. СССР отказался от прямой военной интервенции, но направил в Анголу 200 военных специалистов, разнообразное вооружение и боевые корабли, которые должны были обеспечить защиту побережья от потенциального империалистического десанта.

Таким образом, локальная напряженность быстро переросла в тяжелейшую многолетнюю прокси-войну, растянувшуюся более чем на три десятилетия.

Боевое крещение южно-африканских механизированных частей состоялось 21 августа 1975 года, когда бронемашины африканеров (с базы Ондангва) вступили в бой против подразделений МПЛА, пытавшихся перейти границу. В этом бою бронемашины поддерживали десантников при помощи минометов и даже умудрились подстрелить 6-ых ангольских бойцов.



Фидель - сказал, Фидель - сделал и прислал на помощь черным товарищам кубинских военных экспертов, а также относительно современное оружие.
На следующий день механизированное подразделение ЮАР пересекло границу Анголы и устремилось вслед за разгромленными бойцами МПЛА. В этом рейде принимали участие воздушные десантники, следопыты бушменов и специальные подразделения коммандос. 25 марта рейд превратился в крупномасштабную анти-повстанческую операцию, в которой приняли участие 2 южно-африканских пехотных батальона, поддержку которым оказывали бронемашины. Начало рейда было не очень удачным, но события стали развиваться быстрее, когда подразделения ЮАР приблизились к Перейра де Эку. К этому моменту центральная база УНИТА в Новоа оказалась на острие удара механизированной колонны МПЛА.

Для срыва означенной выше атаки, ЮАР-ские бойцы решили усилить подразделения УНИТА и организовали собственную контр-атаку силами 2 AML-90, одного AML-60 и двух «техничек», вооруженных спаренными Браунингами М2 или 14.5мм зенитными пулеметами Владимирова. Кроме того, в распоряжении УНИТА оказались три джипа, вооруженных ракетами ENTAC и находящиеся под управлением южно-африканских инструкторов, а также два командных грузовика, которые использовались исключительно в логистических целях. Ближнюю защиту подразделения обеспечивала сотня зеленых бойцов УНИТА и подразделение ангольских ветеранов, снабженное 106 мм безоткатной пушкой. Южно-Африканские инструкторы попытались повести с бой ангольские экипажи, но в начале сражения, африканеры выяснили, что от негров толку мало и сражаться придется самим

Что касается штурмовой колонны МПЛА, то она состояла из несколько Т-34 и БТР, которые обрушили на противника град снарядов и пулеметных патронов. Подразделениям УНИТА/САДФ пришлось отступить, израсходовав большую часть ракет и снарядов. Сумев отвлечь внимание противника, подразделения ЮАР выиграли время, в результате чего атака МПЛА против Новоа  оказалась сорвана фланговым ударом подразделения Фоксбэт.



Воздух принадлежал ангольским и кубинским пилотам, которые легко могли сбросить бомбу на плохо замаскированную технику противника.
ОПЕРАЦИЯ «САВАННА»

Регулярные стычки на Ангольской границе повторялись с завидной регулярностью, вследствие чего политики ЮАР решили нарастить свое участие в конфликте. По их задумке МПЛА должна была быть разгромлена до 11 ноября, то есть до дедлайна Ангольской независимости. Для сокрушительного налета Претория сформировала подразделение «Зулу», находящееся под командованием полковника Кооса ван Хердена. В составе «Зулу» находилась боевая группа «Альфа» (коммандер Делвилль Линдфорд) и боевая группа «Браво» (коммандер Ян Брейтенбах). Дополнительные силы операции состояли из тактической группы «Фоксбэт» (командир Эдди Вебб), тактической группы «Оранж» (коммандер Дольф Карстенс) и тактической группы «Икс-Рэй» (капитан Фред Риндель)

Естественно, втягивание страны в конфликт проводилось под предлогом того, что ни один боец ЮАР не будет ранен, а все солдаты, участвующие в конфликте будут защищены танковой броней. От внимания политиканов как-то ускользнул тот факт, что Eland не является танком, а его броню легко пробивают пули крупнокалиберных ангольских пулеметов.

Несмотря на первоначальные сложности подразделения Зулу и Фоксбэт довольно быстро доказали свою эффективность в атаке и обороне Новоа (соответственно).  На протяжении октября подразделения Зулу взяло под свой контроль города: Перейра Де Реко, Рокадас, Джоа Де Альмейда и Са Бандейра. 28 октября состоялась тяжелая битва за Мокамедес.  Тем временем Фоксбэт перешел в наступление и 31 октября оба подразделения столкнулись с серьезным сопротивлением врага, который был готов к тому, что черные «братья» привели на помощь белых людей из ЮАР.

Взяв город Катенгу, подразделение Зулу столкнулось с бойцами ФАПЛА (вооруженное крыло МПЛА, впоследствии ставшее полноценной ангольской армией), которые хорошо окопались на хребте за пределами города. Кубинские специалисты установили на высотках множество пулеметов, две безоткатных 82-мм пушки В-10 и два 75-мм орудия. Дорога находилась под контролем солдат, вооруженных РПГ. На невидимой стороне хребта располагалось два десятка минометов и некоторое количество 122-мм ракетных установок, которые выпускали свои снаряды по наступающему противнику. В качестве ответной меры, бойцы «Зулу» пустили в ход собственные 81-мм орудия и древние минометы, сохранившиеся со Второй мировой. Кроме того, в бою приняли участие «Иланды», которые выкатывались из-за укрытия, делались выстрел и вновь скрывались за складками местности. В конце-концов, артиллерия, пулеметы и бронеавтомобили взломали линию вражеской обороны.

К этому времени «Фоксбэт» захватили Нортон де Матос и начали пробиваться через засады, расположенные за пределами Каулиты. Пользуясь открытым для передвижения речным руслом, бронеавтомобили обходили противника с тыла или с фланга, после чего выгоняли засевших в засаду врагов на открытую местность и уничтожали последних огнем фугасных снарядов и пулеметов (всего бойцы подразделения подстрелили от 60 до 80 врагов).



Эффективность Т-54 была низка из-за того, что ангольские экипажи были плохо подготовлены и часто бросали машины, попавшие под обстрел. Когда на смену ангольским экипажам пришли кубинские, ситуация пошла на поправку. К сожалению, кубинцам мешала тактические приемы, начисто скопированные с советских концептов времен Второй мировой войны.
Означенные выше сражения задали тон всей операции. Не сумев совладать с противником при помощи многочисленных засад, командиры ФПЛА или отступили или глубоко закопались в землю. Стоит отметить, что механизированные подразделения ЮАР неоднократно встречались с тяжелой вражеской техникой - танками Т-34 и ПТ-76, любой успешно выпущенный снаряд которых был смертелен для бронеавтомобиля. Однако серьезных потерь бронемашины не понесли, поскольку ангольские танкисты выпрыгивали из танков при первых же звуках стрельбы (с дисциплиной у ФПЛА всегда были серьезные проблемы).

4 ноября группа «Зулу» повернула к побережью и достигла пригородов Бенгуелы. Пятого ноября город был взят. К этому времени «Фоксбэт» пресек отступления отдельных частей противника и 11 ноября взял Селу и Санта Комбу. Впрочем это не помешало лидеру ФАПЛА Агостинью Нето провозгласить образование Народной Республики Ангола и стать ее первым президентом. Для того, чтобы замедлить продвижение противника, бойцы ФАПЛА (точнее сказать первые высадившиеся в Анголе кубинцы) взорвали мосты Ново Редондо во время высокого прилива, который пришелся на 13 ноября. После этого Южно-Африканские части не могли быстрым маршем подойти к побережью и помочь отрядам ФНЛА в отражении намечающегося «красного» десанта.

Ситуация стремительно приближалась к развязке. Кубинцы инициировали операцию «Карлота» (полномасштабная интервенция в Анголу), вследствие чего африканским союзникам начало поступать более-менее современное Советское оружие, в том числе многочисленные танки устаревших типов - Т-34/85, Т54 и Т-55, а также советские системы реактивно-залпового огня БМ-21. Пытаясь предотвратить наступление коммунистов, Холден Роберто устроили масштабную битву при Кифандондо, завершившуюся полной катастрофой. Кубинские «грады» и танки уничтожили несколько сотен (по самым скромным оценкам) бойцов ФНЛА, а также разгромили механизированные части Португальской милиции, потеряв всего лишь 2 человек. В мифологии ФНЛА эта эпическая битва до сих пор называется «Сражение за дорогу смерти».

К этому времени «Фоксбэт» добрались до плантаций, расположенных вдоль реки Нхиа (к северу от Эбо) и попал в хорошо спланированную засаду Ангольских войск (кубинских добровольцев). В течение нескольких секунд, залпами из РПГ и безоткаток, кубинцы уничтожили пять броневиков. Следующая за ними транспортная колонна УНИТА попала под плотный артиллерийский обстрел и была практически полностью уничтожена. Подразделение «Фоксбэт» вынуждено было отступить. Выжившие команды «Иландов» смогли примкнуть к своим лишь с наступлением ночи.



Бойцы УНИТА. Многие из них были социалистами маоистского толка и впоследствии жалели о крушении СССР.
БИТВА ЗА МОСТ 14

Зализав раны подразделение «Фоксбэт» перегруппировалось и запросило помощи у «Зулу», машины которых вновь покинули побережье. Новую атаку боевая группа ЮАР провела возле разрушенного Моста-14, который был переброшен через Ниа. Защиту моста обеспечивали многочисленные пулеметы, минометы, системы залпового гоня, а также противотанковые комплексы AT-3 Sagger.

В этот раз африканеры не стали атаковать в лоб, а вызвали на передовую корректировщиков и начали обстреливать позиции кубинцев артиллерийскими снарядами. После гибели кубинского командира Рауля Аргуэллеса (подорвался на мине), ангольские командиры устроили путаницу в выполнении приказов. Вместо того, чтобы готовиться к вражеской атаке по всему фронту, ангольцы начали дожидаться того момента, когда африканеры восстановят мост. Как следствие, все противотанковые системы обороняющихся были наведены на дорогу.

Рейд «Иландов» стал для ангольцев полной неожиданностью. Прежде чем команды AT-3 успели открыть огонь по африканерам, на них обрушился град фугасных снарядов. Во время хаоса ангольцы не успели спасти кубинских специалистов. Последние забрались в грузовик, в который влетел снаряд командирского «Иланда». В результате сражения, ангольские бойцы потеряли несколько десятков человек, тогда как Африканеры всего 4. Кроме того, вооруженные силы ЮАР захватили 10 артиллерийских систем калибра 76.2мм, 22 120мм миномета и 5 систем залпового огня БМ-21.  Победа оказалась знаковой для ЮАР и позже по событиям этого боя сняли целый фильм.



Кубинские МиГ-23 готовятся сбросить бомбы на бошки проклятых империалистов.
Что касается кубинцев, то те расстраивались не долго. К этому моменту на территорию Анголы высадился полноценный моторизированный батальон Кубинской революционной армии, а Советский Союз обещал отправить в дар Нето крупные партии оружия и боеприпасов.  Политиканам в Претории стало понятно, что ситуация выходит из-под контроля и крупномасштабное поражение на вражеской территории становится вопросом времени. Кроме того, в западной прессе стали появляться статьи об интервенции ЮАР на территорию Анголы, написанные в чрезвычайно враждебном ключе.

Не удивительно, что к концу декабря 1975 года операция «Саванна» была свернута и ЮАР начала выводить свои подразделения из страны, все глубже увязающей в трясине бесконечной Гражданской войны…

Копировать эту статью и ее части без разрешения автора - строго запрещено.

(с) 09.06.2017, Садчиков Илья.
На основе материалов Osprey - New Vanguard 242.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ "АФРИКАНСКИЕ ВОЙНЫ" (всего 50 р.).

Через Yandex кошелек

Через банковскую карту

По телефону

история, сold war, war history, ww3, cold war

Previous post Next post
Up