Памятник Сноудену (Тридентский собор)

Jul 03, 2024 23:13





Забытый Макиавелли.

В самом центре Венеции на одной из площадей стоит памятник брату Паоло Сарпи. Он запечатлел человека в монашеских одеждах. В судьбах города, да и всей Европы сей персонаж сыграл важную роль: и как политик от религии, и как публицист. Пик его активности пришелся на начало 17-го столетия: Сарпи был отлучен от церкви, на него совершались покушения.

Описание жизни нашего героя потребует погружения в европейскую политику накануне Тридцатилетней войной, когда Габсбурги усилили давление на Венецию, а венецианцы ответили вооруженным выступлением и, конечно же, интригами.

Однако сегодня нас заинтересует другая эпоха. Главный труд Паоло Сарпи - это “История тридентского собора”, проходившего с 1545-го по 1563-ий годы. В силу общей испорченности, я принялся читать сей опус в оригинале и полностью погрузился в атмосферу первых десятилетий испанской гегемонии. В те годы вопросы религии являлись вопросами политики, и за обсуждением догм скрывались споры о привилегиях, финансовых потоках и балансе сил.



Воздержусь от подробного пересказа и сосредоточусь на вещах, возбудивших во мне любопытство.

1. Львиная доля повествования посвящена обсуждению религиозных догм и объяснению, какие именно политические вопросы стояли за этими обсуждениями. Временами открыто рассказывается о политике и об интересах сторон.

2. Задача собора состояла не в том, чтобы провести какую-либо “контрреформацию”. Цель была иной - ликвидировать раскол в католической церкви. Именно поэтому, местом сбора назначили Тренто - город, лежащий поближе к СРИ, дабы в него смогли явиться германские протестанты, кои, впрочем, так и не пришли.

3. Официально собор не подчинялся Папе. Впрочем, Павел III имел в нем обширное лобби, следящее за соблюдением интересов Рима. В части вопросов этому лобби приходилось бороться с епископами, представлявшими Карла V. Напомню, что на момент событий он контролировал не только Испанию, но еще Неаполитанское королевство и Милан.

Основной контингент участников прибыл из средиземноморских стран: Италии, Испании, Франции. Немцев и англичан было относительно мало.

4. Удивляет пренебрежение, с коим Сарпи отзывается об иерархах с периферийных земель. С высока повествует наш автор об одном норвежском и об одном ирландском епископе, прибывших на собор непонятно ради чего, и оказавшихся не в состоянии даже себя содержать. Несчастных довольствовал непосредственно Папа.

Здесь любопытно и то, что произвольно взятый ирландский (норвежский) епископальный округ не давал достаточно дохода для съема нескольких комнат и найма пары слуг в заштатном итальянском городке.

5. Основной темой начального периода собора являлся вопрос о резидентуре - то есть об обязанности епископа постоянно находиться в своем округе. К началу 16-го столетия данная традиция сошла на нет. Главным образом в силу потворства Св. Престола, ибо Папам было важно, чтобы лица, занимающие кафедры, не прирастали к своим владениям.

Главными сторонниками обязательного проживания на месте оказались епископы из Испании, за коими маячила тень Карла V.

6. Конечно, помимо вопросов власти, собор осудил доктрины Лютера и Цвингли. Здесь обсуждения прошли гладко, благо не задевались финансовые интересы участников.

Сарпи подробно описывает ход дискуссий: бросается в глаза способность иерархов видеть на несколько ходов вперед. Некоторые заявления были заблокированы именно потому, что могли подвинуть паству к невыгодным для церкви выводам.

7. Генрих VIII не вводил в Англии никакого протестантизма. Он всего лишь отменил подчинение местной католической церкви Риму. Доктрина оставалась полностью католической. Напомню, что в тот момент уже существовал галлицизм как схема отношений между Францией и Св. Престолом. Он подразумевал право короля на назначение епископов. По сути, действия Генриха тянули на более жесткую форму галлицизма.

Реальный протестантизм вызрел в Британии при его малолетнем сыне, Эдуарде VI, когда регент принялся менять уже и доктрину.

8. Политически значимым оказался вопрос о множественности кафедр. Старинная практика - один епископ держит один округ - ушла в прошлое по ряду соображений.

- Во-первых, вакантную кафедру часто отдавали уважаемому иерарху на передержку, пока не сыщется подходящий кандидат. Передержка могла длиться несколько поколений.

- Во-вторых, округ, разоренный эпидемией, либо войной, часто утрачивал возможность содержать иерарха. Тогда его временно объединяли с другим, но, когда экономика восстанавливалась, забывали отсоединить.

- В-третьих, Папа мог выдать персональное разрешение на занятие нескольких кафедр, чем часто и пользовался.

Рим был заинтересован в сохранении существующего порядка. Епископы из Испании и прочих владений Карла V требовали реформ, дабы усилить связь между епископом и его наделом, ослабив, тем самым, подчинение Св. Престолу.

Любопытно, что, когда большинство делегатов приняли сторону испанцев, в Тренто нечаянно началась эпидемия (либо же лишь пошли слухи об оной), соседние полисы объявили о временном разрыве с городом торговых контактов, после чего папское лобби принялось настаивать на переносе собора в Болонью.

9. По мнению Сарпи, главным противником Святого Престола являлись не протестанты, а… император Священной Римской империи Карл V - он же король испанский.

Например, в 1546-ом году Карл начинает склоняться к идее договора с протестантами в рамках СРИ. Папа тотчас же публикует буллу, делающую договор невозможным.

Вспыхивает война Шмалькальденской лиги - протестантские города и князья затевают открытое выступление. Любопытно, что Павел III оперативно высылал в имперский лагерь свой контингент под командованием родственника, но после первых побед отозвал его обратно - естественно, под благовидным предлогом. В результате, Карл V не смог развить успех и получил расколотую страну.

Предлагаю помнить сей эпизод всем, изучающим действия держав в более позднюю эпоху. Например, политику Британии в ходе Корейской войны. С одной стороны, Лондон посылает в Корею силы под флагом ООН, а с другой - передает в СССР технологию реактивных двигателей, что делает победу нереальной.

Наконец, еще одно наблюдение, имеющее отношение к сегодняшнему дню. Первые ростки протестантизма показались в 1517-ом, с началом активной деятельности Лютера. Первая религиозная война в Европе случилась 1546-ом - 29 лет спустя. Выросло поколение, воспитанное в новой, реформированной вере. Те, кому в 1517-ом было десять, к началу конфликта занимали руководящие посты. Примите это к сведению, обсуждая отношения между Россией и Украиной.

На данным момент я прочитал две первые книги истории собора. Вторая заканчивается ссорой имперских делегатов с папскими и отъездом последних в Болонью. Это произошло в 1547-ом году. Со слов Сарпи, легкость, с коей Папа смог перенести собор в другой город, похоронила иллюзию независимости оного, каковую все еще питала непосвященная общественность.

Намерен продолжать знакомить читателей с ходом событий по мере их развития, в смысле, по мере чтения книги.

Италия, Читаем источники

Previous post Next post
Up