Когда закончилась гегемония Габсбургов?

May 17, 2017 22:09



Часто сталкиваюсь с мнением, что переход европейской гегемонии к Франции ознаменовало сражение при Рокруа, произошедшее в 1643-ем году. Про эту битву написано много, некоторые ее эпизоды увековечены в фильме “Капитан Алатристе”. На пленке выглядит зрелищно. На бумаге - тоже. Сцена, где окруженные испанцы на предложение сдаться отвечают “Благодарим, но это испанская терция” перекликается с похожим моментом в ходе баталии при Ватерлоо. Там взяли в клещи уже французов, и английские парламентеры услышали ”Гвардия умирает, но не сдается”. Так уходят в вечность империи. Кстати, между местами этих сражений меньше ста километров.

На этом параллели заканчиваются. После Ватерлоо империя Наполеона не просуществовала и месяца. Ее падение ознаменовало крах претензий Парижа на гегемонию. После Рокруа Испания воевала еще 16 лет. Битва явилась частью продолжительной франко-испанской войны, начавшейся в 1635-ом году. Хронологически эта война частично совпадает с Тридцатилетней. Неудивительно: между ними прямая связь - трон Империи, равно как и престол пиренейской монархии, занимали Габсбурги. Две ветви единой фамилии координировали усилия, поэтому тот, кто желал бросить ей вызов, был вынужден сражаться с обеими державами.

Серия договоров 1648-го года, известная как Вестфальский мир, несколько сузила рамки конфликта, выведя из игры Империю, Голландию и союзных Бурбонам имперских князей, но отнюдь не привела к его завершению. Франция и Испания продолжили битву. Пушки гремели еще 11 лет, сотрясая стены городов Иберийского полуострова, Фландрии, Италии. Флоты двух держав схлестывались в сражениях, затмевающих бои Непобедимой армады. Опираясь на снабжение морем, французы вгрызались в испанскую территорию. Агенты обеих сторон разжигали пламя восстаний: от Испании отложились Каталония и Неаполь, Францию парализовала Фронда. Долгожданный мир был подписан только в 1659-ом году. Бурбоны увеличивали свои владения как на севере - за счет испанской Фландрии, - так и на юге - за счет самой Испании. По одному из пунктов, французы прекращали поддержку Португалии, отложившейся в 1640-ом. Ее испанцы намеревались присоединить обратно.



Мир был подписан на Фазановом островке на реке Бидасоа, отделяющей Францию от Испании. На полотно молодой Людовик XIV приветствует Филиппа IV. Встречаясь в Тильзите с Александром I на плоту, Наполеон шел по стопам королей.

Победа осталась за Францией. Возможно, 1659-ый год - это и есть дата перехода гегемонии к Бурбонам? Проверим.
Вечный двигатель дипломатии - стремление сохранить баланс сил. Против сильнейшей державы заключаются союзы. Их цель - не допустить ее усиления. Сам гегемон, как правило, пребывает в гордом одиночестве. Или в блестящей изоляции. Это верно и для Англии 19-го столетия, и для Венеции после мира в Лоди. Конечно, политика - не физика, тут лучше говорить не о законах, а только о тенденциях. Тенденция первой половины 17-го столетия состояла в том, что Габсбурги почти не имели союзников. Исключения были, но они несущественны. С другой стороны, Франция, бросив им вызов, не испытывала недостатка в друзьях - рука об руку с Бурбонами сражались голландцы и имперские князья.

Итак, если Франция стала гегемоном в результате победы в войне, то сразу после подписания мира следует ожидать резкого изменения тенденции. Европейские державы должны были бы разорвать союз с Парижем и перебежать к Габсбургам. Так ли было на самом деле? Оказывается, нет.
Еще в 1657-ом году по инициативе кардинала Мазарини создается Рейнская лига - союз ориентирующихся на Бурбонов германских князей. К сожалению, мне не удалось найти его карты, но это значительная часть западной Германии. В лигу вошли три из семи имперских электоров, что открывало Парижу широкие возможности для вмешательства в выборы Императора. Любопытно, что традиция ориентации рейнских княжеств на Францию имеет длинную историю. Например, в ходе войн времен Реформации на их стороне выступал Генрих II.
Как же сложилась судьба нового образования после Пиренейского мира? Оно расширялось. Например, в 1663-ем году в него входит Палатинат-Цвайбрюккен. А в 1666-ом даже Бранденбург, то есть Пруссия. Получается, Габсбургов по-прежнему боятся, а в Бурбонах видят защиту.

Гром грянул в 1667-ом. Именно тогда Рейнская лига распалась. Существует традиция обвинять в этом молодого Людовика XIV, предъявившего территориальные претензии некоторым германским княжествам. Впрочем, едва ли король был так наивен, чтобы осознанно отталкивать от Франции союзников. Скорее всего, он просто знал больше нас. А мы обратим внимание еще на два события.
Во-первых, в 1668-ом в поддержку Испании заключается Тройственный пакт. Против Франции объединились два ее старых союзника - Голландия и Швеция. Третей стала Англия.
Во-вторых, тогда же Мадрид наконец-то признает независимость Португалии.
Наконец, Европа начинает объединяться против Бурбонов. Это случилось через 25 лет после битвы при Рокруа.

Франция, Международная политика, Испания

Previous post Next post
Up