Нехорошая квартира и другие Булгаковские места Москвы.

Apr 10, 2013 15:00

Будучи большим поклонником творчества Булгакова и "Мастера и Маргариты" в частности, не мог отказать себе в удовольствии и взял экскурсию по Булгаковским местам во время декабрьского визита в Москву. Группа собиралась возле концертного зала им. Чайковского, что на Большой Садовой, и не случайно... Ведь буквально в сотне метров, сразу за Театром Моссовета находится та самая "нехорошая квартира", в которой сегодня расположен музей Михаила Афанасиевича...

Дом № 10 (он же 302-бис) по Большой Садовой улице.





Пару лет назад этот памятник Коровьеву и Бегемоту стоял во дворе мастерской скульптора А.Рукавишникова, около Нового Арбата вместе с ещё несколькими скульптурами, которые должны были стать единой композицией на Патриарших прудах, как памятник Булгакову и его самому знаменитому роману.


С патриаршими не срослось и скульптуру перенесли во двор "нехорошей квартиры".


Вход в подъезд


и вывеска над ним.




Лестницу, ведущую в "нехорошую квартиру", можно смело назвать отдельным экспонатом музея.


Сам музей совсем открылся недавно, в 2007г., однако квартира № 50 и этот подъезд стали известны поклонникам Булгакова ещё с конца 70-х, через несколько лет после первой публикации романа в журнале "Москва", а ещё через несколько лет на стенах позъезда стали появляться первые написи, а затем и граффити. С тех пор стены подъезда два раза перекрашивали, один раз по настоянию жильцов, другой раз после нападения вандалов. Сейчас стены выкрашены в унылый цвет, и вместо граффити покрыты довольно простыми надписями и рисунками почитателей романа.








"И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая."


"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус"




"- Прощай, Наташа! - прокричала Маргарита и вздернула щетку, - невидима, невидима, - еще громче крикнула она и между ветвями клена, хлестнувшего ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок."


Кстати, та самая Аннушка с бидоном - реально существовавшее лицо, а именно - бывшая соседка Булгакова из квартиры № 48 Анна Горячева. Писатель не сильно её любил, и было за что...  Аннушка ежевечерне лупила своего сына, а тот орал на весь подъезд. Вот отчего, видимо, он и запечатлел её в романе, как "чуму", "дуру", "старую ведьму", скандалистку и вообще крайне неприятную личность.




Именно в этой квартире происходят основные действия романа и его кульминация - бал у Сатаны. Нехорошей ее называл сам Булгаков в своих письмах, так как он страдал от неустроенности коммунального быта с многочисленными соседями. Тем не менее, обитатели коммуналки становятся прототипами персонажей многих произведений писателя, а сама квартира - главным героем романа "Мастер и Маргарита".




Видимо на подобной люстре раскачивался стреляющий из "Браунинга", никого не трогающий и починяняющий примус Бегемот.


В этой комнате писатель жил со своей женой с 1921 по 1924 год. Здесь были написаны ранние произведения, такие, как "Записки юного врача", "Морфий", "Роковые яйца" и "Белая гвардия".








Вся бывшая коммунальная квартира заставлена предметами быта 20-30 годов прошлого столетия и замечательно воспроизводит культурную среду того времени. Некоторые вещи подлинные, вывезены из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке.












Особо порадовали принтер, стлья из Office Depot и чашка из IKEA.


Кухня - центр коммунальной жизни в квартире стала для Булгакова неиссякаемым источником впечатлений и образов.


Потрясающая экспозиция, которая перемещает нас из шумной современной Москвы в Москву советскую с пузатыми самоварами, эмалированными бидонами, деревянными табуретками, примусами и прочими атрибутами "коммуналки".








Гениально. Можно кликнуть, увеличить и причитать :-)





Своеобразный театр теней в коридоре.






"Степа попросил у гостя разрешение на минуту отлучиться и, как был в носках, побежал в переднюю к телефону."
Тот самый телефон?




Несложно догадаться как зовут этого обитателя квартиры.


К слову, дом № 10 знаменит не только "нехорошей квартирой". Здесь в разные времена проживало много деятелей искусства и культуры, и известно, что именно в этом доме на одной из дружеских встреч в 1921 г. познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан, отсюда же из квартиры № 5 уходила якобы стрелять в Ленина Фани Каплан.

После "нехорошей квартиры" мы отправились на расположенные в нескольких минутах ходьбы Патриаршие пруды.


"-Потому, -ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, -что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится."


Именно тут и находился турникет, около которого Аннушка разлила масло...


По утверждению экскурсовода - это та самая скамейка на которой и произошла встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом. По крайней мере в фильме Бортко показывали именно её.






А вот после того как на Патриарших вся группа загрузилась в микроавтобус, началась какая то чертовщина. Народ тупо отказывался выходить на холод (хотя было действительно очень холодно) и смотрел на дом Грибоедова, на особняк Маргариты и на другие связанные с романом места сквозь стёкла отапливаемого "Транзита". Я был единственным кто порывался при каждой остановке выйти наружу и сфотографировать, но в темноте издалека без нормального освещения и вспышки (и как я мог перед выходом на эксурсию вспышку дома забыть ...) это было нереально. Поэтому фоток больше практически нет.

Мансуровский переулок, дом № 9. По утверждению ставшей прототипом Маргариты третьей жены Булгакова Елены Сергеевны Нюренберг - это и есть тот самый домик с подвалом Мастера. Это было единственное место после Патриарших, где россияне (москвичи, гости столицы и и прочие понаехавшие) согласились выйти на минуту из автобуса.


Дом сильно просел и подвал залили бетоном чтобы здание не рухнуло. Сейчас его выставили на продажу, но пока никто вроде не купил. Хотя странно, 5 миллионов $ всего :-)


Были мы и у дома профессора Филиппа Филипповича Преображенского, прототипом которого, равно как и  профессора Персикова в "Роковых яйцах", послужил дядя Булгакова, брат матери Николай Михайлович Покровский (1868-1941), врач-гинеколог. Закончилась 4-х часовая экскурсия там же где и началась - у театра Моссовета. Хоть я и прилично замёрз, тем не менее получил массу удовольствия от прогулки по булгаковским местам Москвы. gala_karlik, Аня, Спасибо Вам огромное за это...


Москва, Россия, Фото, Булгаков

Previous post Next post
Up