Резолюция круглого стола по экологии Химок

Nov 08, 2013 20:53

Итогом проведённого 5 ноября 2013 года круглого стола по экологической обстановке г.о. Химок стала объёмная резолюция, полный текст которой мы предлагаем всеобщему вниманию.

РЕЗОЛЮЦИЯ
КРУГЛОГО СТОЛА
по теме
«Общественный экологический контроль: правовое регулирование и развитие»

г. Химки, 5 ноября

Право на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия, возмещение причиненного окружающей среде вреда и получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и влияющим на нее негативным факторам относится к числу фундаментальных прав, гарантированных Российской Федерацией согласно Конституции и раскрытых в нормах действующего федерального законодательства (ст. 42 Конституции РФ, нормы и положения ФЗ «Об охране окружающей среды). Вместе с тем, Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Важно отметить, что охрана окружающей среды, в том числе от негативных факторов хозяйственной деятельности человека, может и должна строится на основе профилактики и заблаговременного пресечения возможного вреда, поскольку зачастую уничтожение природных территорий, природных ресурсов и разрушение природного каркаса поселения носит необратимый характер, а в остальных случаях восстановление поврежденной природной среды может занимать десятилетия.
Необходимо помнить, что федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлен принцип презумпции экологической опасности, согласно которому любую планируемую или осуществляемую хозяйственную деятельность надлежит полагать опасной для окружающей среды до тех пор, пока в установленном порядке не будет доказано обратного.
Согласно ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Согласно ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
Ст. 3 Водного кодекса РФ устанавливает приоритет охраны водных объектов перед их использованием и приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Та же статья гарантирует, что «граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации».
Общественный экологический контроль является законодательно предусмотренным способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Опыт деятельности инициативных групп жителей, общественных движений и организаций в г.о. Химки показывает, что общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах, от выездных проверок до проведения коллегиальных мероприятий и иных видов деятельности различных общественных движений, организаций, муниципальных и государственных органов и учреждений.
По результатам проведенных в отношении градостроительной деятельности, хозяйственной деятельности и экологической обстановки в г.о. Химки мероприятий общественного экологического контроля было выявлено следующее:
I ) неисполнение необходимых и предусмотренных законом мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и охране зеленого и водного фонда на территории городского округа. Частными случаями такового является следующее:
а) в г.о. Химки не проведено лесоустройство, несмотря на решение суда по иску Химкинской городской Прокуратуры;
б) не имеют охранного статуса ценные природные объекты, расположенные на территории г.о. Химки и внесенные в качестве планируемых особо охраняемых природных территорий областного значения в Схему территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития" (утверждена Постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 г. № 517/23);
в) в г.о. Химки не произведена инвентаризация зеленых насаждений и водных объектов;
г) в г.о. Химки не производится в надлежащем объеме и сроках компенсационное озеленение;
д) в отношении озелененных территорий г.о. Химки не производится предусмотренных федеральными правилами мероприятий по контролю состояния озелененных территорий и ухода за ними;
е) не утверждены проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, находящихся полностью или частично на территории городского округа.
ж) отсутствует «Положение о городских лесах, расположенных на территории г.о. Химки».
II ) пренебрежительное отношение к вопросам сохранения природных территорий, поддержания благоприятной окружающей среды и охраны зеленого и водного фонда при принятии решений о развитии и застройке территорий округа:
а) несмотря на критически низкий показатель процента озеленения в г.о. Химки, систематически принимаются решения о застройке озелененных территорий естественного или искусственного происхождения;
б) систематически утверждаются проекты планировки с недостаточным показателем процента озеленения либо без расчета такового, а также без учета водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
в) систематически игнорируются нормы муниципальных правовых актов, ограничивающих застройку озелененных территорий;
г) не утверждены документы территориального планирования муниципального образования, несмотря на соблюдение предусмотренной законом процедуры подготовки и утверждения таких проектов.
Исходя из изученной в ходе Круглого стола ситуации в г.о. Химки следует вывод, что деятельность по устранению обозначенных выше негативных факторов должна вестись под контролем общественности.
По совокупности норм действующего законодательства РФ государственные и муниципальные органы должны оказывать всякое содействие проведению общественного экологического контроля и рассматривать результаты такого контроля, оперативно и добросовестно устраняя и предотвращая действительный либо возможный вред окружающей среде, объектам зеленого и водного фонда поселения, а также признавая, соблюдая и защищая право каждого на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и возмещение причиненного окружающей среде вреда.

В виду вышеизложенного по итогам Круглого стола приняты следующие решения:
1) Рекомендовать Администрации г.о. Химки провести организовать и произвести предусмотренную законом инвентаризацию зеленых насаждений в срок до конца 1 квартала 2014 г. и лесоустройство в сроки, предусмотренные имеющимся решением суда.
2) Рекомендовать Администрации г.о. Химки организовать работу общественного Совета при заместителе Главы г.о. Химки по вопросам имущества, землепользования и жилищным вопросам и оказывать Совету содействие в дальнейшей работе.
3) Рекомендовать Администрации г.о. Химки ввести обязательную практику регулярного проведения предусмотренных разделом 5 «Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» мероприятий оценки состояния озелененных территорий и обеспечивать каждому открытый доступ к информации о результатах проведенных мероприятий.
4) Рекомендовать Администрации г.о. Химки до конца текущего года на основании ранее выданных разрешений на вырубку произвести учет объемов и количества зеленых насаждений, подлежащих высадке в статусе компенсационного озеленения; разработать и внедрить муниципальную программу компенсационного озеленения, а также учесть компенсационное озеленение в бюджете.
6) Рекомендовать Администрации г.о. Химки до конца первого квартала 2014 г. провести ревизию утвержденных проектов планировки территории на предмет надлежащего показателя процента озеленения и принять решения об отмене или корректировке тех проектов планировки, в которых этот показатель не достигает установленного законом и действующими нормативами градостроительного проектирования уровня.
5) Рекомендовать Совету депутатов г.о. Химки и Администрации г.о. Химки до конца первого квартала 2014 г. разработать и внести изменения в нормативные акты, регулирующие порядок вырубки зеленых насаждений и получения разрешения на такую вырубку, в части:
а) обязательности информационного щита, содержащего сведения о сроках и обосновании вырубки, количестве уничтожаемых зеленых насаждений, сроках и месте компенсационного озеленения и привлеченных к данным работам организациях;
б) указании в порубочном билете сроков, места и объемов компенсационного озеленения;
в) выдачи порубочного билета только при условии предъявления заключенного договора о компенсационном озеленении, заключенном со специализированной организацией.
7) Рекомендовать Совету депутатов г.о. Химки и Администрации г.о. Химки до конца второго квартала 2014 г. разработать и внести изменения в нормативные акты, регулирующие уборку и содержание территории г.о. Химки, в части:
а) сохранения участков естественного разнотравья;
б) ограничения либо, в случае с крупными удаленными от дорог участками парковых и лесопарковых зон, запрета на сбор и вывоз опавшей листвы.
8) Рекомендовать Главе г.о. Химки в установленный срок, по окончании работы согласительной комиссии (15 ноября 2013 г.) принять решение о направлении проекта генерального плана г.о. Химки и проекта правил землепользования и застройки г.о. Химки на утверждение в Совет депутатов г.о. Химки.
9) Рекомендовать Совету депутатов г.о. Химки до конца второго квартала 2014 г. разработать, а Главе г.о. Химки - утвердить "Положение о водоохранных зонах водных объектов г.о. Химки и их прибрежных защитных полосах".
10) Рекомендовать Администрации г.о. Химки до конца второго квартала 2014 г. разработать и утвердить проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водных объектов, находящихся полностью или частично на территории городского округа (включая родники), а также установить их границы на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
11) Рекомендовать Администрации г.о. Химки до конца второго квартала 2014 г. разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, протекающих по территории городского округа (р. Сходня, р. Клязьма, притоки р. Клязьмы первого порядка и канал имени Москвы), провести независимую экологическую экспертизу строек, ведущихся в пойме указанных рек, и принять срочные меры по прекращению существующей застройки и загрязнения этих зон и по предотвращению таковых в дальнейшем.
12) Рекомендовать Главе г.о. Химки и Совету депутатов г.о. Химки до конца первого квартала 2014 г. разработать и утвердить «Положение о городских лесах, расположенных на территории г.о. Химки».
13) Рекомендовать Администрации г.о. Химки в срок до 1 июля 2014 г. провести полную инвентаризацию ценных природных и природно-исторических объектов, расположенных на территории г.о. Химки, с выделением участков, наиболее перспективных для создания особо охраняемых природных территорий местного, регионального и федерального значения.
14) Рекомендовать Администрации г.о. Химки принять срочные меры для создания особо охраняемых природных территорий областного значения в Химкинском участковом лесничестве (в границах кварталов 1-25) и Новогорском участковом лесничестве (в границах кварталов 1-13, 15-25).
15) Рекомендовать Совету депутатов г.о. Химки разработать и утвердить "Положение об особо охраняемых природных территориях местного значения г.о. Химки" до конца первого квартала 2014 г.
16) Рекомендовать Совету депутатов г.о. Химки в срочном порядке путем издания соответствующих положений закрепить в качестве особо охраняемых природных территорий местного значения следующие ценные природные объекты:
а) «Сходненский лес» (ранее территория квартала 55 Сходненского участкового лесничества);
б) старинный парк усадьбы "Свистуха" (мкр. Клязьма, в районе Клязьминской больницы);
в) «Квартал 27 Химкинского участкового лесничества».
17) В связи с тем, что р. Сходня и ее долина являются уникальным для Подмосковья природным ландшафтом, находящимся под угрозой полного уничтожения, рекомендовать Администрации г.о. Химки принять срочные меры для придания р. Сходня (на участке, расположенном в пределах г.о. Химки) статуса особо охраняемого водного объекта (согласно ст. 118 Водного кодекса РФ).
18) Рекомендовать Администрации г.о. Химки выделить в своем составе отдел, отвечающий за экологическую обстановку в городском округе - Комитет по охране окружающей среды г. о. Химки и наделить его соответствующими полномочиями.
19) Рекомендовать Администрации г.о. Химки разработать картографическую геоинформационную систему (ГИС) «Экологическое состояние г.о. Химки», данные которой должны быть доступны для общественности, и предусмотреть занесение в данную ГИС границ: планируемых особо охраняемых природных территорий, объектов зеленого и водного фондов, зон и источников радиационного, химического и микробиологического загрязнения вод, воздуха и земельных ресурсов, существующих полигонов ТБО, зон влияния и защитных полос автомобильных дорог, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, санитарно-защитных зон промышленных предприятий и аэропорта Шереметьево, районов планируемой застройки и т.д.

Химки, экология, Марш Против Коррупции, Круглый стол

Previous post Next post
Up