Поморье

Dec 04, 2013 12:09



...Двигаясь дальше вдоль Онеги на север интернациональная бригада прибывает в монументальное село Пияла (это продолжение маршрута, начатого в Каргополе вот этим матерьялом). Я с утра принял аперитиву и спал, поэтому когда меня растолкали - узрел монумент сразу и наверняка, яркий эффект, всем рекомендую.

Главное не освежаться росой из копыццев, ну вы знаете.



До 1966 года здесь также был тройник, остались Вознесенская церковь 1650-х и колокольня 1700г.



Храмозданная надпись: "...царствования государя нашего Алексея Михайловича и патриарха Никона..."



И всяко другие надписи. Старосоветские граффити кстати обычно трогательные и незлые, чаще просто инициалы пионерские, последний день каникул.





Самая сильная однако эта завтра была война:







Ниже по реке стоит могучая Владимирская церковь в Подпорожье, также остаток тройника. Переправляться было некогда, пялились через речку.



А далее, от города Онежска, исключительно морем, посрецтвом двух матросов, одного капитана и катера. В данном случае утренний апиритив был ошибкой, провоцирует сволоч морские болезни, не рекомендую.





Легчает только в лодке - мелководьем, а потом речкой, до совершенно идиллического, на первый взгляд, села Нименьги.



Обойдёшь 200 метров по берегу, а там оказывается вона чего.





Английская коллега Дарел риторически спрашивает: живут же люди, стада у них, угодья, тарелка всякая, а колокольню подпереть некому? А, говорю, единица - ноль, что ты тут сделаешь в своё рыло без государственной тяги. Однако на следующее утро эта безвольная теория была посрамлена и повергнута. Заночевав на борту и повернув обратно к Онежску, прибыли мы в Ворзогоры, невероятно место аккурат против Кий-острова. Высокие песчаные берега вкруг мыса, с трех сторон омываемого морскими водами. Сверху люди живут, обычный русский пизаж, но за огородами, как глюковина, стоит сплошное синее море.





Наконец целый тройник с колокольней и ныне безглавой Введенской церковью 18в. и Никольской, традиционно датируемой 1630-ми. Думается, что такая прогрессивная штуковина "на каменное дело" при такой ранней датировке - слишком круто, вероятно, церковь переделывалась позже, но все равно очень необычайная. Вторая тоже была пятиглавой и обе при этом беленые, так что морская лоция 1915 года ошибочно называет ориентир каменным храмом.



Никольская недавно была двуглавой, но её завершение уже восстановлено. Совершенно случайно мы оказались в Ворзогорах именно в тот день, когда здесь впервые за 80 лет вновь звонили колокола и служилась вторая по счёту литургия. Просто и замечательно, с бегающими по храму детьми, с доходчивой околокраеведческой проповедью о том, что этот храм как корабль, путешествующий во времени, все умрут, а ему плавать дальше. После батюшка учил всех желающих в колокола звонить, тоже здоровско.









Познакомились с иереем Алексеем Яковлевым, трудами которого возрождается погост. Вообще он служит в Тихвинском храме в Москве, а сюда наезжает летом. Он известен как один из начинателей общественного движения "Общее дело", занимающегося спасением деревянных северных храмов. Именно спасением: в основном, добровольцы движения проводят срочные противоаварийные работы на памятниках, техническое состояние которых однозначно тревожное. Латают дырявые кровли, ставят подпорки, вырубают заросли и копают противопожарные рвы. За несколько последних лет проект, начатый несколькими людьми, стал массовым и сейчас под опекой его волонтеров находятся десятки адресов.





Начиналось всё именно здесь, в Ворзогорах. "Когда мы прибыли сюда в первый раз, - рассказывает отец Алексей, - то неожиданно для себя услышали, что на колокольне брошенного погоста стучит топор. А это был дед Саша, который много лет день за днем латал колокольню - просто не хотел увидеть, как однажды она рухнет у него на глазах. И нас так вдохновил пример этого человека, что мы сначала вызвались помогать ему, а потом пошли дальше, и теперь каждое лето собираем по нескольку экспедиций".
Возможно, всё ещё будет.



страна

Previous post Next post
Up