Прочитал автобигорафию Чарли Чаплина, узнал много интересного и о самом Чаплине и о том как тогда снималось кино. Сейчас буду спойлерить)) Хотя, могут ли считаться спойлером исторические факты?
1. Чаплин был ну очень коммерческий человек. Где бы он ни работал - старался выжимать из работодателя по-максимуму. Возможно, конечно, это потому он вырос в очень бедной семье, где они с матерью постоянно балансировали на грани полной нищеты, когда нечего есть и нечем платить за жильё. В любом случае, с тех самых пор как Чарли выучил счет - он помнил с точностью до пенни все флуктуации доходов матери и зарплату на всех-всех своих многочисленных работах и подработках. Всё эти цифры скрупулезно записаны в его автобиографию, при том что биография писалась, когда ему уже было лет так под 60.
После того как в Америке вышло несколько удачных фильмов с его участием он начал простить такие суммы, что сам от себя был в шоке. При этом, когда Чаплин превышал бюджет картины и просил у студии дополнительные деньги, он очень обижался отказам. Дескать, этим денежным мешкам плевать на хороший фильм, им нужна только прибыль)2. Кино в те времена снимали довольно забавно. На серьезные, кассовые ленты редко когда тратили больше 2-х недель. Обычные, низкобюджетные фильмы снимали за день. Вот так просто, прошла неделя и у студии 6 новых фильмов. При этом, в кино народ ходил хорошо, при небольших затратах, фильмы могли по несколько миллионов приносить. В общем, на фоне фильмов эпохи Чаплина, прибыльность знаменитой “Ведьмы из Блэр” немного меркнет.
Большинство фильмов снимали вообще безо всякого сценария, на чистой импровизации. Т.е., например, этот месяц мы снимаем что-то с погонями. Покупали реквизит, ставили декорации. Ночером сочиняли завязку, с утра - господа артисты, вводная такая-то, поехали! Вечером готов фильм, можно монтировать. Вот, такая индустрия интересная.
3. Знаменитый образ бродяги с тросточкой, усиками и в мешковатых штанах Чаплин сочинил за минуту пока шел в гримерку. Ему сказали - “Сейчас будешь играть репортера, иди загримируйся, придумай какой-нибудь образ”. Вот, он “какой-нибудь” образ и придумал. В нём-то Чарли и полюбился публике.
4. Актрис Чаплин выбирал следующим образом - красивых и чтобы умели играть. Именно в таком порядке. Т.е. его студия искала не красавиц среди актрис, а актрис среди красавиц. Чаплин, вообще любил молоденьких красоток. Первой жене было 16 (Чарли - 29), второй тоже 16 (Чарли - 35), третьей 22 (Чарли - 43) и, в последний раз он женился в 54 года на 18-ти летней. Есть мнение, что отношения Чаплина и Литы Грэй (это вторая жена) легли в основу всем известного романа Набокова. Уж не знаю, верить этому или нет. Впрочем, если верить самому Чарльзу и другим источникам, человек он был добрый, жен не обижал и не изменял им.
5. В детстве я смотрел фильм про Чаплина и там говорилось что на работе в студии он был сверхтребовательным, жестким, сжигал километры вроде-бы недурных плёнок и т.п. Прочтя биографию я понял что глазами своих современников, привыкшим работать менее качественно и в более высоком темпе, всё так и выглядело. Но, по сейчашним меркам, он действовал как нормальный режисёр - старался сделать качественную картину, добивался целостности замысла, выкидывал лишнее. Получается, чуть впереди киноэпохи шел, даже несмотря на то что долго не отказывался от немых фильмов.
6. Родители Чаплина были актерами варьете, и у Чаплина был старший брат Сидней (сводный, по матери), который шел примерно по тому же карьерному пути. Т.е. в детстве он был разнорабочим, но пробивался в актеры, потом осваивал английскую сцену, потом приехал в Америку, играл в фильмах и тоже стал режиссёром. И фильмы снимал неплохие, и коммерческая жилка у него была не хуже. Работали вместе они не очень много, фактически шли параллельными курсами. Возможно, просто Чаплину повезло немного больше.
7.Чаплин пишет о том что во времена его детства ну очень много эстрадных комиков кончали жизнь самоубийством. Они стрелялись, топились и перерезали себе горло опасными бритвами. Жуткое дело. Вот, вспоминаешь ту самую анекдотичную историю про Зощенко и уже не так смешно становится. 8. Я знал что Чаплина любили в Советском Союзе. В смысле, партийная вершука к нему благоволила, иначе мы бы в детстве не смотрели бы Чаплинских комедий. И думал я (как, наверное, и многие) что это из-за его чисто пролетарского героя-бедняка, пытающегося выжить в злобном капиталистическом обществе. После прочтения биографии я узнал что дело-то может быть немного не в этом.
8. Чаплин никогда не был ни коммунистом, ни социалистом. Однако, еще до второй мировой войны он был убежденным антифашистом и во время второй мировой, когда США занимало неоднозначную позицию, он явно высказывался в поддержку Советского Союза, но не как носителей идей коммунизма, конечно, а как врагов фашизма. Однажды на важном мероприятии, где присутствовало много важных людей Чарли произнес пламенную речь в защиту идеи об открытии второго фронта. После этого он дал множество интервью о своих политических взглядах. Когда, после войны в США началась та самая “охота на ведьм” и в каждом втором видели латентного коммуниста, то Чаплину припомнили всё. Собираясь в полугодовой отпуск на родину, в Англию, он предвидел что назад может и не вернуться и был прав - в обратной визе Чаплину отказали. В Англии, в то время, у социалистов были сильные позиции и такой истерии как в Америке не было, Чаплина приняли хорошо. А, вот, из-за океана осыпали проклятиями, запрещали к показу фильмы и т.п. То есть, получается Чаплин, пострадал из-за того что сочувствовал коммунистам. Возможно, в основном по этой причине его фильмам в Советском Союзе был дан зеленый свет.
А так-то Чаплин был капиталистом до мозга костей. Всегда говорил как здорово быть богатым и что большие деньги делают его счастливым.
Тем кто интересуется темпористикой - разбор типа Чарли Чаплина.
Здесь.