Петербургские истории, рассказанные москвичом (002)
Дом Демидовых на Большой Морской, 43, - ровесник Исаакиевского собора. И строился также по проекту архитектора Огюста Монферрана. Талант Монферрана и деньги Павла Николаевича Демидова - одного из богатейших промышленников России - позволили создать в центре Северной столицы изящный особняк в стиле необарокко.
Первая каменная постройка на Большой Морской, 43, появилась еще в 1740-х годах. Сначала это был купеческий одноэтажный дом "на высоких подвалах в одиннадцать окон". Потом дом стал двухэтажным, менял хозяев.
.
В 1836 году дом вместе с участком земли приобрел Павел Николаевич Демидов - действительный статский советник, владелец уральских чугуноплавильных заводов и меценат.
Павел Николаевич Демидов в молодости. С портрета, выполненного
в 1814 г. в Париже. history.ntagil.ru
Демидов как раз готовился к свадьбе с одной из первых петербургских красавиц, баронессой и фрейлиной Авророй Шернваль.
Карл Брюллов. "Портрет княгини Авроры Демидовой" (ур. Шернваль) (1837)
Но одной только покупкой особняка промышленник не ограничился: его друг архитектор Огюст Монферран не только продал Павлу Николаевичу соседнее строение - собственный дом на Большой Морской, 45, но и согласился руководить перестройкой и отделкой нового особняка Демидова. Согласился, несмотря на хроническую нехватку времени, сил и нервов - в ту пору архитектор занимался возведением Исаакиевского собора.
План здания
.
Павел Николаевич Демидов скончался через четыре года после свадьбы, в 1840-м, оставив вдову с полуторагодовалым сыном Павлом, будущим князем Сан-Донато.
Аврора Шернваль с сыном
.
Образец для Зимнего дворца
Монферран полностью переделал фасад дома Демидова, добавив в его отделку элементы барокко.
Фигуры Славы держат картуш с гербом .
Цоколь облицован сердобольским гранитом.
Сердобольский гранит - разновидность гранита, добывавшийся в 1770-1930-х годах в каменоломнях на берегу и островах севера Ладожского озера, недалеко от города Сердоболь (современный Сортавала). В исторических источниках термин «сердобольский гранит» употреблялся в отношении любых серых до чёрных твёрдых горных пород, которые добывались в окрестностях Сердоболя.
Обрамлением въезда во двор, по замыслу архитектора, стала единая композиция, состоящая из ворот, балкона и двух ниш с фонтанами.
Первый этаж сделан "под руст" и оштукатурен (хотя, по другим документам, изначально первый этаж был рустован плитами из белого итальянского мрамора с отделкой "под туф" - с углублениями округлой или удлиненной формы).
Белым мрамором облицованы ниши для фонтанов, из него выполнены шесть герм (каменные поясные фигуры, изначально - бога Гермеса) с мужскими и женскими полуфигурами (работа петербургской фирмы Трискорни), поддерживающие балкон второго этажа.
Атланты и кариатиды под балконом.
.
Верхние этажи здания украшены пилястрами, в центральной части фасада расположена скульптурная композиция "Слава" работы французского скульптора Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, работавшего в России (он - автор памятника Петру I в Кронштадте). Крылатые фигуры держат развернутый свиток с гербом Демидовых - позже он, правда, превратился в итальянский королевский герб, но об этом чуть дальше.
Герб Демидовых
Описание герба: В щите, разделённом горизонтально золотою полосой, в верхней части в серебряном поле изображены три зелёные лозы рудоискательные. В нижней части в чёрном поле виден серебряный молот. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом. Намёт на щите серебряный, подложенный зелёным.
В интерьере особняка особо известным стал Малахитовый зал. Впервые малахит был применён для облицовки помещения (колонны и камин), до этого он применялся только для украшения небольших предметов (ваз, шкатулок, табакерок).
Малахитовый зал
Облицовку колонн и камина выполнила фирма Трискорни. При этом использовался камень, добытый во владениях Демидовых на Урале. Только после появления Малахитового зала в особняке Демидовых подобный декоративный приём был применён в Зимнем Дворце и в иконостасе Исаакиевского собора.
Малахитовый зал. Эрмитаж в акварелях Константина Андреевича Ухтомского.1865
Иконостас Исаакиевского собора
.
Вид части вестибюля и парадной лестницы
Обеденный зал
Танцевальный зал в итальянском посольстве
Танцевальный зал
Фото интерьера из интернета, включая
humus в
Санкт-Петербург. Часть 53. Посольства иностранных держав в Санкт-Петербурге .
Во второй половине XIX века в права владения особняком вступил сын Павла Николаевича и Авроры Карловны - Павел Павлович Демидов. Впрочем, сам он на Большой Морской не поселился. Вначале - в 1864 году - дом был сдан итальянскому посольству за 10 тыс. рублей в год, а в 1874 году и вовсе продан.
.
В 1910 году дом был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность итальянского государства. В начале Первой мировой войны посольство пустеет. Но в 1924 году, когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и Страной Советов, здание возвращается Италии. И если герб на фасаде итальянцы поменяли сразу по вступлении в права собственности еще до революции, то внутренним убранством занялись в 1920-е годы. Предположительно в 1925 году убранство Малахитового зала - колонны, камин, пилястры, мрамор и наборный паркет - были демонтированы и подготовлены к вывозу в Италию. Груз шел через Крым и к адресату так и не попал, так что на сегодняшний день считается безвозвратно утраченным.
Дом Демидова. 1970 - 1980
.
С 1995 года единоличным арендатором исторического особняка на Большой Морской улице, 43, является Балтийский банк - здесь располагается штаб-квартира банка.