2 мая открывается вторая сцена Мариинского театра. Обсуждать архитектуру этой постройки уже давно считается дурным тоном. «Мариинка-2» - один из самых дорогих, долгих и скандальных проектов Петербурга. А мог стать чем-то уникальным и единственным в мире. Новым по-европейски удобным и уютным общественным пространством. Архитектурным шедевром, которым любовались бы горожане и туристы. Этаким аналогом парижского центра Жоржа Помпиду, сбывшейся мечтой, эталоном, образцом для подражания при реализации всех масштабных городских проектов. Но не стал.
11 долгих лет, 720 миллионов долларов и три «волны» архитектурных идей. А получилось то, что получилось. Здание, которое, по словам маэстро Гергиева, «можно построить». Здание, которое с архитектурной точки зрения не оправдало ничьих надежд и ожиданий. Конечно, как сказал один из бывших высокопоставленных чиновников Смольного - «стерпится-слюбится». И очень здорово, что в городе появилась еще одна хорошо оснащенная театральная площадка, да и Мариинский театр получил дополнительный стимул к развитию. Но, если честно, очень жаль упущенной возможности, мечты о новом грандиозном шедевре - красивом и притягательном.
Иногда мне кажется, что Петербургу было бы лучше, если бы архитектурное и градозащитное сообщество не только критиковало предложенные проекты и требовало разрушить уже построенные здания, но и предлагало бы адекватную альтернативу. А решения принимались людьми с воображением, готовыми прислушиваться к здравым идеям профессионалов. В общем, конструктивного диалога хочется, на пользу городу и нам с Вами. Может быть тогда, постепенно, станет понятно, как именно нужно развивать наш город, и что именно делать с умирающими зданиями исторического центра. И у Петербурга, наконец, появится перспектива. А в чем она - в «консервации» или строительстве новых Эйфелевых башен, Домов Зингера, авангардных стеклянных фантазий Эрика Мосса, золотых куполов Доминика Перро - вопрос обсуждаемый. Пока же вспомним, какой могла стать вторая сцена Мариинского театра, если бы не…
Проект, выбранный Госстроем России по итогам конкурса и поддержанный Валерием Гергиевым. Эрик Мосс, 2002
Новаторский проект, который кроме собственно здания театра, предусматривал огромную пешеходную зону. Градостроительная идея заключалась в том, что Новая Голландия и Мариинка объединяются в единый культурно-досуговый ансамбль и становятся одним из главных центров городской активности, подобно району Ковент-Гарден в Лондоне и Линкольн-центру в Нью-Йорке. Мариинский театр получал новый зрительный зал, решенный в виде деформированного стеклянного объема, который ограничивали прямоугольные корпуса с техническими и коммерческими помещениями. Мост через Крюков канал объединял сценическое пространство строго и нового театров.
Проект-победитель международного архитектурного конкурса. Доминик Перро, 2003
Футуристическое строение из чёрного мрамора, укрытое золотистым стеклянным куполом. По замыслу архитектора сквозь купол днем должен был просвечивать таинственный прямоугольник темного театра, ночью - литься поток света. В пространстве, образующемся между упаковкой и зданием, предполагались кафе, рестораны, бутики. Это обеспечивало связь театра и города - вокруг храма театра, и даже как бы в нем, постоянно движутся потоки городской жизни. В самом здании планировалось разместить зрительный зал на 2000 мест, фойе, а также необходимые технические помещения.
Реализованный проект. Выбран по итогам архитектурного тендера. Бюро "Даймонд & Шмитт", 2009
В здании 7 наземных этажей и 3 подземных уровня. Самая высокая точка купола - 42,5 м. Комплекс включает зрительный зал на 2 000 мест, основную и репетиционную сцены, трансформируемую оркестровую яму на 120 человек, репетиционные залы, вспомогательные и коммерческие помещения, а также амфитеатр на крыше для летних мероприятий.
Продолжение следует...