Вазген Липаритович Авагян - Сказка ложь, да в ней намёк... (2 притчи про деньги)
Оригинал взят у
http://worldcrisis.ru/crisis/2045093/thread_t Часто можно услышать такую притчу (под названием «Богатый турист») вся соль которой - определить, где подвох. Притча рассказывает о деньгах, и о том, что ради них делают всё - тогда как сами по себе они - парадоксальным образом ничто! Напомню суть дела:
«В некий городок приехал богатый турист. Оставив в залог $100 хозяину гостиницы, он поднялся посмотреть комнаты отеля. Хозяин гостиницы, не медля ни минуты, берёт купюру и бежит с ней к мяснику отдать долг. Мясник, с купюрой в руках, бежит к фермеру и отдаёт ему долг за говядину…
Фермер отдает долг владельцу автомастерской.
Владелец мастерской направляется в местный магазин и отдаёт долг за продукты.
Хозяин магазина бегом в местное турагентство - отдать долг. Менеджер турагентства сразу бежит к хозяину гостиницы и отдаёт ему долг за комнаты, которые в кризис снимали для клиентов в долг...
В этот момент обратно спускается турист и говорит, что не нашёл подходящей комнаты, забирает залог и уезжает. Никто ничего не получил - но, весь городок теперь живёт без долгов и с оптимизмом смотрит в будущее. Так в чем суть этого фокуса? - обычно лукаво спрашивает рассказчик.
По многочисленным «заявкам трудящихся» объясняю суть фокуса.
В притче деньги - очевидное, исчезающее, растворяющееся в воздухе НИЧТО. Однако, они - будучи ничем - всем зачем-то отчаянно нужны.
Конечно, если бы описанный случай был в жизни - участники сделок договорились бы друг с другом «бартером» и поладили бы до приезда богатого туриста путём взаимозачета.
Однако, соль и перец в притче есть.
И они заключаются в самом заголовке сказки. «Богатый турист» - раз назван «богатым», инстинктивно воспринимается рассказчиком как хозяин жизни. Неважно, сам ли он - будучи хозяином территории, печатает $, или он - только фаворит хозяина, печатающего $.
Прямо или опосредованно, но, богатый турист выступает в роли ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ. Он выдает РАЗРЕШЕНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ хозяйствующим субъектам. После выдачи этого разрешения обменные процессы начинают идти по своим законам, но до такого разрешения они не могли начаться.
Почему? Ответ прост:
хозяин территории не дал (не выпустил в оборот) денег - значит, он запретил хозяйствовать на своей территории.
Допустим, на вашем огороде можно вырастить и тыкву, и свеклу, и патиссоны и морковку. Если разные люди будут на разных грядках ВАШЕГО огорода их выращивать - они могут потом ими начать меняться. Но, поскольку они растят овощи на ВАШЕМ огороде, то для обмена (как и для выращивания) им нужно ваше разрешение.
Вот это разрешение власти на деятельность и является деньгами. Сами по себе деньги - что-то вроде весов, линейки, аршина, то есть техническое средство измерения.
Никто и никогда не стал бы кланяться весам и умолять о чем-то линейку - это безумие! Другое дело - весовщик или землемер, от которого зависит разрешительная система народного хозяйства.
Деньги сами по себе не имеют никакой цены и без власти, их выпустившей, вообще не существуют.
Деньги - не бумажки и не кружки металла. Деньги - это РАСЧЁТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Всякие упорядоченные расчетные отношения можно считать вариантом денежной, финансовой системы.
Фигуранты не решились провести взаимозачёты. Эту роль выполнили 100$.
Разрешения от богатого туриста никакого не было. Было решение проблемы взаимного недоверия должников через анонимную бумажку. Очень похожую бумажку - вексель на 100$ на предъявителя - мог бы выпустить и сам хозяин гостиницы, если бы ему доверяли остальные жители и принимали к оплате его векселя.
При этом вексель может быть выписан в счёт будущей поставки.
Расскажу другую притчу.
Производителю кирпича нужно купить глиняный кувшин. А производителю кувшины нужно купить 100 кирпичей. Но, у обоих нет денег:
кирпичник, чтобы получить деньги для своих покупок, должен сперва продать кирпичи, а их некому покупать, кроме гончара. А гончару, чтобы получить деньги для своих покупок, должен сперва продать кувшины:
но и их тоже некому покупать, кроме кирпичника.
Конечно, они могли бы обменяться без денег:
это называется бартер. Но, он пригоден в том случае, если товары УЖЕ произведены. А если их ещё предстоит делать - то ведь никто не станет запускать станки под отсутствующий спрос, который некому и нечем оплачивать!
Откуда появляются деньги? Они появляются от владельца ресурсов, в нашей притчи - того, кто владеет глиной. Из глины делают и кирпич, и горшок. Глина нужна обоим производителям, и она - дар природы. Тот, кто владеет ею - не затрачивает труда на её производство.
Предоставляя её гончару и кирпичнику, владелец глины (территории) - берет с них обязательства сделать ему сколько-то кирпичей и сколько-то горшков. Именно владелец глины является ИСТОЧНИКОМ ДЕНЕГ - ведь с него начинается денежный оборот, он первым выпускает на рынок исходно-бесплатный товар (сырьё) - изделиями из которого потом меняются производители.
Владелец глины (если хочет) - заказывает труд мастерам и выплачивает им за это деньги - т.е. расчётные единицы, обеспеченные дарами природы, ресурсами, сырьём, инфраструктурной базой. Экономика, как обменный процесс, начинается отсюда - больше ей неоткуда начаться!
Без этого первичного заказа горшечник не может заказать кирпичей кирпичнику, а кирпичник - горшков гончару. Если глина не предоставлена - делать их попросту не из чего.
И незачем - ведь денег нет в обороте:
у горшечника, не продавшего горшки их нет точно так же, как и у кирпичника, не продавшего кирпича. Ни 1 продажи - значит, ни 1 копейки.
Выпустить деньги может только ресурсовладелец. В каком виде он их выпустит - бумажном, металлическом, в виде колхозных «палочек» в журнале учёта или электронного «блипа» - уже его дело. Но, источник денежного оборота - он, хозяин территории.
Только понимая эту цепочку:
«Обнаружение ресурсов на территории - узурпация (овладение) этих ресурсов захватчиком - арендные и субарендные отношения ресурсопользователей с узурпатором ресурсов» мы поймём природу финансовой системы, и то, как на самом деле устроена экономика!
Владелец глины является только владельцем глины - с ним производители кирпича и кувшинов тоже расплачиваются векселями, покупая глину. И производитель глины может на эти векселя купить либо кувшины, либо кирпичи.
И это работает до тех пор, пока участники считают, что они могут отоварить полученные векселя предсказуемым для них образом. Как и с $, и с иными формами обещаний.
Но, здесь возможна и “магия”. Владелец глины говорит:
все участники системы покупают у меня глину. Поэтому, если я выпущу свои векселя, то участники, точно их у меня отоварят, когда им потребуется. И в этом смысле у владельца глины есть преимущество по запуску своих векселей: он может выпускать векселя, обеспеченные запасом глины. И такие векселя уже очень похожи на деньги:
не нужно взаимное доверие всех участников, достаточно того, что спрос на глину постоянен у большого количества участников системы, а запасы глины достаточны для его удовлетворения.
Не хозяин территории выпускает деньги, а тот, кто выпускает деньги - является хозяином и денег, и территории, и он же законы пишет, и всё остальное определяет.
В тему:
Потребление. Спрос и предложение. Баланс -
https://moygospodin.livejournal.com/12422.html Кризис на необитаемом острове или Робинзонадная модель "новой экономики" (кредитный мультипликатор) -
https://moygospodin.livejournal.com/331459.html