Первая часть была о том, что в первую очередь привлекает внимание в чужом неведомом мире - о людях, о том, как они выглядят, как себя ведут, во что одеты. Во второй части буду рассказывать в основном об уличной сфере услуг.
Если на вопрос "Как там в России" Карамзин ответил "Воруют", то на подобный вопрос про Индию надо отвечать "ТОРГУЮТ".
Торговля в Индии не вид предпринимательской деятельности, а образ жизни.
На фото - раннее-раннее утро в Джайпуре, рынок уже работает и выглядит так, будто на ночь не сворачивался.
Самые яркие палатки, ларьки и магазины - те, в которых продают женскую одежду и аксессуары. Соперничать с ними в живописности могут только овощные рынки, но на них всегда так много народа, что снять их панорамой ни разу не получилось.
Только отдельных торговцев удавалось в кадр поймать.
На первом плане - красная морковь. Пробовали - вкусная. Что-то среднее между свеклой и нашей обычной оранжевой морковкой.
Продавцами чаще всего работают мужчины, причем возле каждой торговой точки (которая может представлять из себя лоток с горкой мандаринов на нём) их вьётся порой по трое-четверо.
Впрочем, и покупатели тоже они - мужики! Особенно это бросается в глаза в мусульманских кварталах.
Когда смотришь на такое столпотворение возникает вопрос - как они ориентируются среди развалов всякой всячины, как находят то, что им нужно? (Есть и другой вопрос: если такое количество народа среди бела дня продает и покупает, кто в таком случае реально работает, кто производит эти самые товары? Ответ напрашивается сам собой: китайцы)
Китайским хламом забиты все рынки. В приоритете - обувь. Пестрые резиновые шлепки в ходу не только у падких на яркие цвета индианок. Мужчинам они тоже по вкусу.
Обувь для тех, кто хочет выглядеть более солидно, модно и современно - кроссовки.
Парни с интересом изучают "крутые шузы". Это редкая для барахолки вещь - настоящие кожаные ботинки. У мальчишек, разносчиков еды, такая невидаль тоже вызвала любопытство. На какой-то момент они даже забыли о своем "маленьком бизнесе" - о прикрученных к велосипеду чанах со всякой снедью.
Кстати, торговля вразнос всевозможным фаст-фудом - неотъемлемая часть городской среды. Где бы человека не настиг голод, тут же найдется разносчик чего-нибудь съестного. В данном случае в корзине под тряпицей (чтобы не запылились) находятся... не знаю, как это называется... что-то вроде лепёшек, а в пакете сверху - образцы товара.
Есть и стационарные уличные торговые точки. Здесь много чего можно пожевать...
...а здесь - поклевать.
Но чемпионом среди продуктов питания в Индии являются... чипсы! Во всех палатках, киосках, магазинах, забегаловках висят гирлянды из упаковок с чипсами. Со временем их начинаешь воспринимать, как необходимый элемент оформления улиц, что-то вроде национального орнамента или государственной символики, которыми украшают города по праздникам.
Сухие лепешки, чипсы со специями, соленые орешки, съеденные на жаре, неприменно вызовут жажду. Но утолить ее проблем не будет. С питьем здесь дело обстоит так же, как и с едой, то есть, прилавки с напитками тоже встречаются на каждом шагу.
Вот тут, например, можно выпить натурального лимонада...
...а тут - свежевыжатого бамбукового сока (интересно, сколько лет этой соковыжималке?)
Даже горячего чая посреди улицы можно хлебнуть (под чайником горелка работает)
А это уже "тяжелая артиллерия" - серьезная кухня, которая может предложить не только мучную, овощную и прочую вегетарианскую пищу, но и блюда из птицы, заправленные безумным количеством острых специй. Котлы для этого подобраны соответствующие. Более хрупкая тара могла бы взорваться, не выдержав концентрации огнеопасных смесей перцев.
Еду готовят на глазах у покупателей. Всё без обмана, всё с пылу с жару (Такие лепешки мы ели. Они съедобны только первые 10 секунд после снятия со сковороды, позже это уже подмётка)
Городской уличный сервис не ограничивается торговлей и общепитом.
Парихмахерские услуги можно получить прямо посреди проезжей части. В буквальном смысле слова. Брадобрей устроился на разделительной полосе, между двумя потоками машин, рядом со светофором. Его клиентами могут стать пассажиры машин, застрявших в пробке. А при отработанных навыках и сноровке такой специалист может обслужить даже за время, пока красный горит.
В маленьких городах (тех, в которых меньше миллиона) нет ни пробок, ни светофоров. Поэтому и с клиентурой пожиже. (Не возьмусь судить, что за приборы лежат на столе в этой "цирюльне" и какими составами наполнены пыльные банки плошки).
По сравнению с предыдущими, такое заведение можно считать целым парикмахерским салоном, ведь оно оборудовано по последнему слову!... К модному мастеру даже очередь сидит.
У нас такие места называли "Дом быта". Здесь, по сути, всё то же, только слово "дом" надо опустить. Мне вообще показалось, что индийцы к понятию "дом", как к месту, где человек проводит значительную часть своей жизни, относятся совсем не так, как мы.
Даже те, кто имеет жильё, большую часть времени проводят под открытым небом - едят, работают, общаются, обслуживают себя.
Вот парень с утра умывается, чистит зубы у бочки. Бочка стоит во дворе, а двор выходит на оживленную трассу...
А здесь человек моется целиком - душ принимает! В его хоромах, понятное дело, ванной комнаты нет, приходится держать "удобства" снаружи. Устроены "удобства" проще некуда: опять-таки бочка (как без неё!) и шланг. А вот откуда в бочке в сухой сезон берется вода и где находится отхожее место, это загадка. (Между прочим, такая "дача" попалась нам на глаза не где-то за городом и не в деревне, а прямо в столице, практически в ее центре!)
Ну а если рядом с домом есть река, тогда вообще красота! Тут тебе и умывальник и ванна (и туалет, если что)... Мыться можно всем вместе. Мужчины принимают водные процедуры в плавках или трусах, а женщины прямо так, не снимая верхней одежды. А что, и помылись и постирали заодно!
Но Большую Стирку, как и Большую Сушку никто не отменял!
Эти два процесса на реке Джамуна, в Агре выглядят вот таким образом:
...а так они выглядят на Ганге, в Варанаси. Прачки обстирывают городские отели. Экономия сплошная: вода бесплатная, оборудование тоже.
Оборудование представляет из себя каменную плиту, о которую колотят скрученное жгутом бельё. Потом его полощут, отжимают, расправляют и раскладывают на гхатах (лестницах).
Стиркой, как можно видеть, занимаются не только женщины, вернее не столько женщины... Мужчин-прачек здесь даже больше. Думаю, на языках и наречиях Индии слово "прачка" есть и в мужском роде.
После стирки-сушки следует глажка. Гладить можно тоже не заходя в дом.
Нет, это не музей! Здесь реально гладят утюгом на углях! (пусть не вводит в заблуждение шнур рядом с утюгом, это просто какие-то провода, тянущиеся к трансформаторной будке, а "бытовой прибор" совершенно автономен и внутри у него угли - я заглядывала!)
Технические "новинки" потихоньку пробивают себе дорогу. Электрические утюги, я думаю полностью вытеснят своих угольных предшественников, когда те... рассыпятся от ржавчины.
Но в гладильных мастерских удивление вызывает не оборудование, а сам факт их существования. Не могу взять в толк - кого они обслуживают? Встретить в Индии людей в отглаженной одежде так же сложно, как еду без перца.
Ателье тоже может похвастаться техникой музейного образца. Интересно, а по каким выкройкам здесь шьют? Когда женская одежда - это отрез ткани, который надо просто уметь красиво обернуть вокруг фигуры, "Бурда" не нужна!
Прямо, как в анекдоте: ...а в это время за углом двое рабочих... нет, не "ковали железо", а "клепали мебель"
А вот здесь, у ворот Городского Дворца (Джайпур), не успела, к сожалению, снять шикарную сцену, как нотариус ведет прием граждан. Очередь к нему стояла немалая, а он, важный человек, выслушивал, объяснял и печатал клиентам документы на допотопном "Ундервуде". Эта картина - Дворец, простолюдины, мнущие в руках "челобитные" и сановник, знающий законы и владеющий волшебной печатной машинкой - словно перенеслась в наши дни из 19 века!
Опять... ресторан! Да, это ресторан, если судить по посуде, Такие до блеска начищенные кострюли и тарелки на улице индийского города - редкость! (То, что повар выкладывает тесто на сковороду рукой, это не важно, сковорода горячая, микробы не выживут)
Чаще заведения выглядят скромными... чтобы не сказать занюханными. Персонал не рвется лишний раз почистить чайник, даже после того, как масала "убежит".
В распивочной собрались мужчины. Алкоголем они не балуются. Если судить по цвету жидкости в их стаканах, то пьют они именно эту самую масалу - индийский чай. Чаем этот напиток можно назвать с большой натяжкой. Главный компонент - это не заварка, а молоко с комбинацией специй. В набор специй могут входить корица, гвоздика, кардамон, черный или душистый перец, мускатный орех, анис - в любых пропорциях и сочетаниях. Обязательным является только имбирь.
При температуре +25 и выше молоком долго не поторгуешь. С утра будешь продавать молоко, после обеда уже кисломолочные продукты.
Не от этой ли коровёнки молоко? :- (( Несчастное животное, кормящееся на голом асфальте, следовало бы называть не коровой, а худобиной. (так по-беларусски называется любой представитель крупного рогатого скота) Не потому ли индийцы считают этих животных священными, что они обладают невероятной способностью выживать там, где другие давно бы откинули копыта?
Вот тут, я думаю, настало время показать и, по-возможности, описать то, что для индийцев является священным, устоявшимся, традиционным, незыблемым. Это я сделаю в
следующей части.Я не буду углубляться в религии, обряды и прочие духоскрепные вещи - скользну по поверхности и поделюсь впечатлениями, ведь я по-прежнему буду смотреть на всё из иллюминатора...