Вот так - ярко и пламенно, будто предвещая то, что случится четыре года спустя, прощался с Парижем последний день 2014 года. Если на снимке, в самой глубине, вы рассмотрели Нотр Дам в зареве заката, то, значит, догадались, о каком "предвестии" я веду речь. Но в тот момент мы, естественно, ни о чем таком не думали. Нас волновало событие, которое ожидалось совсем скоро - празднование Нового года. За оставшееся до него время нам нужно было добраться до отеля, привести себя в порядок и отправиться на Поля... Нет, не на те поля, где трава по пояс или снега по грудь, а на одну из самых известных в мире улиц, называемую Елисейскими Полями.
На этой Авеню, в ресторане, находящемся недалеко от Триумфальной Арки, мы заранее, с помощью турфирмы, забронировали столик.
В начале девятого мы были на месте. Народу на площади Этуаль (Шарль де Голль) и вокруг нее было уже полно. Полиции тоже.
Но движение ещё не было перекрыто. Целыми караванами вдоль Полей проносились экскурсионные автобусы. Гости столицы, те, которые приехали на два-три дня, специально для того, чтобы провести "самую романтическую ночь года" в "самом романтическом городе мира", прежде, чем сесть за столы, могли бегло увидеть, как принарядился Париж.
Елисейские Поля были залиты светом. Праздничная иллюминация и свет фар сливались в один поток.
Стеклянные здания торговых центров и офисов сияли, как большие ёлочные игрушки.
Наш ресторан оказался снаружи маленьким и неприметным, совсем не таким, как на рекламных фото. Мы чуть не проскочили мимо.
Называется заведение "Ше Клеман Элизе". Это сетевой ресторан французской кухни. В одном только в Париже насчитывается штук пять "Ше Клеманов". Почему именно наш был к празднику так скромно украшен, мы поняли чуть позже.
Вот его "родственник" - "Ше Клеман Опера", который находится, как можно понять из названия, возле Оперы (Опера Гарнье). Мы заходили в него за пару дней до этого. "Елисейский" ресторан, по идее, должен был выглядеть так же.
Главный зал "Ше Клеман Элизе" напоминает небольшую городскую площадь. Думаю, в светлое время суток, когда сверху, сквозь прозрачную крышу проникает дневной свет, сходство усиливается.
Мы думали, что где-то здесь мы и будем праздновать. Но оказалось, что в заведении имеется не одно только это помещение. Сначала нам и еще нескольким русскоязычным семьям предложили места в стеклянной пристройке, той самой, которая выходит на Авеню. Там было холодно и неуютно, витринные окна были задрапированы не то белой тканью, не то бумагой, как во время ремонта. Мы дружно запротестовали и нам подыскали другие варианты.
Минусом было то, что единой русскоязычной компании не получилось. Нашу семью устроили в каминном зале, находящемся уровнем ниже главного. Мы поначалу решили, что это подвал. Где разместили остальных, мы не успели отследить.
Лестница спускалась вниз через помещение, стилизованное под погреб в сельской усадьбе. Вообще главной темой в оформлении ресторанов "Ше Клеман" является всякая кухонная утварь - кострюльки, ковшики, сковороды, а также столовые приборы - вилки и ложки.
У самой лестницы, по соседству с нашим, был накрыт стол на семь персон. Он долго пустовал (Где-то за пол-часа до Нового года появилась компания молодых "румын". Парни и девушки экстерном съели все перемены блюд, которые официанты уже успели отгрузить на их тарелки, в темпе опрокинули подряд несколько бокалов шампанского и побежали танцевать. Больше мы их не видели)
Рядом с нами был еще столик на три персоны. Чуть позже его заняла семья с ребенком. Жаль, что языковой барьер не позволил нам общаться.
Я прогулялась дальше по залу и оказалось, что там, в глубине, есть выход на соседнюю улицу, параллельную Елисейским полям, причем с этой улицы лестницы вниз нет, так как каминный зал находится на одном с ней уровне, на нулевом (по-нашему - на первом) этаже.
Столы были красиво сервированы. Вскоре забегали официанты, разнося закуски, и наливая шампанское. Их скорости и оперативности можно было только дивиться.
Сет из морепродуктов я даже доесть не успела, как передо мной уже стояло новое блюдо! Потом мы поняли причину такой фантастической "расторопности". Ребята стремились поскорее наметать на столы все положенные по меню блюда, чтобы самим принять участие в гулянке! Потом мы видели наших гарсонов, отплясывающих на дискотеке. Время от времени они возвращались на вверенные им участки, чтобы проверить, все ли там в порядке. Невооруженным взглядом было видно, что после каждого такого проверочного рейда с заглядыванием в подсобку они становились все веселее и веселее. При этом они не забывали повышать градус веселья и своим клиентам - не переставали подливать всем шампанское. В наш заказ входила одна бутылка, но у нас на столе вскоре оказались наполненными все бокалы и стаканы, включая детские.
Если честно, я рассчитывала на то, что турфирмы позаботятся собрать русскоязычных туристов в определенных заведениях, где для них будут устроены интересные новогодние развлечения. Так у нас было в Праге. Но здесь ничем подобным даже не пахло. Публика была максимально разношерстной. И не было ни Дедов Морозов, ни Санта Клаусов! Даже французский Пер Ноэль не появился. Была просто дискотека, на которой гости отжигали так, будто это был первый и последний шанс в их жизни. Про бой курантов и всякие прочие традиции здесь никто не помышлял.
Дело шло к двенадцати, но музыка гремела и останавливаться не собиралась.
Мы поспешили на улицу, чтобы увидеть, что будет происходить у Триумфальной арки в момент смены дат.
У выхода охранники поставили нам на запястья печати и мы выпали в реальность.
В реальности за 5 минут до наступления Нового года на Полях творилось что-то невообразимое. Народу собралась тьма-тьмущая.
Глядя на Арку, все ждали салюта. Телефоны в полной боевой готовности были подняты вверх.
Момент настал! Над Аркой взлетели огни фейерверка, а по её фасаду побежали цифры - 2015 и поздравления с Новым годом на всех языках мира.
Глядя на это фото, можно по лицам детей понять, что они ожидали большего. Накануне мы побывали в Диснейленде и там был такой фейерверк с музыкой и фонтанами, по сравнению с которым парижское световое шоу показалось почти насмешкой - выглядело бледненько и длилось всего-ничего, буквально пару минут. Просто не верилось, что вся толпа, заполнившая Елисейские Поля от края до края, собралась для того, чтобы увидеть это скромное зрелище.
Но это было, действительно, так! Последний залп стал сигналом расходиться и народные массы тронулись с места. Основной поток стал двигаться от Арки в сторону Площади Согласия. Мы влились в этот поток, надеясь, что он вынесет нас прямо к дверям нашего ресторана. Но стихия толпы непредсказуема. В какой-то момент нас закрутило, засосало и стало уносить прочь. Выручили охранники, которые со ступенек крыльца, как со спасительного клочка суши, протянули нам руки и просто выдернули из стремнины на берег.
Находясь во власти мощных течений, мы поняли, почему с фасада ресторана были убраны все украшения. Вряд ли они бы уцелели при таких обстаятельствах. Удивительно, что стекла выдержали толчки и давление.
За время нашего отсутствия в ресторане ничего не изменилось - всё те же и всё там же под грохот там-тамов (если бы не спиртовая анестезия, эти звуки могли бы вынести мозг) поднимали копытами пыль до потолка. Будто Новый год и не наступал! Никто не сделал паузу, не присел, не поднял бокал, не выпил за все хорошее... ("Господа, вы звери"... крутилось у меня в голове) Мы отыскали тех немногих русскоязычных, кого смогли опознать в лицо, взаимно поздравились. После чего решили делать ноги. Танцы нон-стоп до утра в наши планы не входили, а больше заняться здесь было нечем, Если, конечно, не считать занятием опустошение бокалов, которые продолжали наполняться.
Легко сказать - отправится домой! Мы знали, что метро будет работать всю ночь, но возле ближайшей станции толпа была замешана так круто, что мы тут же оставили затею с нее уехать.
Решили идти пешком до станции Конкорд на одноименной площади.
По дороге я отметила, что среди гуляющих было много компаний молодых парней арабской внешности. По моей оценке, таких было преобладающее большинство. Немало встречалось и африканцев. Китайцев и им подобных тоже хватало.
Этот кадр сделан часа в два ночи. Арка осталась далеко позади, но пока пройдена только треть пути до Площади Согласия (Конкорд).
Конечный пункт пешего участка нашей долгой дороги домой - Колесо обозрения (как раз возле него находилась нужная нам станция). Вся длина авеню от Площади Звезды до Площади Согласия - 2 км
После двух часов ночи толпа понемногу стала редеть. Можно было двигаться быстрее.
Какая приятная встреча! Мимолетное видение - нашинские Дед Мороз и Снегурочка! (Мы не выясняли, кто они по национальности. Во всяком случае, говорили они по-русски и этого было достаточно. Мы поприветствовали и поздравили друг друга).
Вот это украшение можно было бы считать большой яркой точкой в рассказе про нашу парижскую новогоднюю ночь, но было еще кошмарное продолжение - поездка в метро.
Поначалу показалось, что народ почти рассеялся, толпы возле станции не было. К тому же полиция вроде бы контролировала ситуацию... Однако, когда мы оказались под землей, то попали в чудовищную пробку. Может, произошел сбой в расписании движения поездов, в результате чего на лестнице и на платформе скопилась масса людей, которая с каждой минутой становилась всё плотнее. Казалось, еще чуть-чуть и начнется давка. И ведь выйти назад уже не было никакой возможности!... Это была настоящая западня. Не передать словами, как мы были рады доехать, наконец, до своей станции и снова оказаться на поверхности. Осталось ощущение, что мы избежали какой-то большой опасности. Я потом прислушивалась к новостям. Слава богу, в эту ночь ничего из тех ужасов, что мне мерещились там, в метро, не произошло.
А позже, в ноябре этого же года, случились теракты в Батаклане, на стадионе Стат де Франс, в районе Сен Дени и, вспоминая скопления людей на Елисейских Полях и в метро, я с запоздалым страхом думала, какой находкой для террористов являются такие мероприятия. Ведь злоумышленникам, собственно, даже не надо устраивать взрывы и стрельбу или врезаться в толпу на грузовике. Достаточно посеять панику и жертв не избежать. И предотвратить такое никакой полиции не под силу.
А еще я пыталась понять, чего ради все эти люди собирались вместе? Чего ради они провели на ногах целую ночь, мерзли, толкались, не спали, пили-ели в антисанитарных условиях (остатки походных застолий устилали все Поля) В чем кайф?
Не по-нашему это как-то... А вот как выглядит Новый год по-нашему, можно посмотреть
здесь.