Я уже
упоминала ранее, что на территории Пестума, кроме Археологического парка - открытой территории с величественными руинами древнегреческих храмов, остатками римского форума и площадками, на которых продолжаются раскопки - есть еще Археологический музей, в котором собраны находки, сделанные как в самом Пестуме, так и в его окрестностях.
После того, как мы основательно поджарились,
гуляя на солнцепеке от одного храма к другому, оказаться внутри хорошо кондиционированного здания музея было настоящим счастьем.
Наверное, в тот момент наши лица отражали состояние полного блаженства и выглядели приблизительно так:
Музей был построен в 1952 году по более ранним (1938 г.) планам архитектора Марчелло де Вита, в традициях «итальянского рационализма"
Первоначально он предназначался для находок, сделанных в устье реки Селе, к северу от Пестума, где было обнаружено одно из древнейших святилищ Геры (Герайон)
Но этими артефактами дело не закончилось. В последующие годы раскопки продолжались и места для экспонатов стало не хватать, из-за чего музей дважды пришлось расширять.
Экспозиция музея показывает (не всегда последовательно) исторический путь Пестума - все его этапы, начиная с доисторического.
Здесь можно увидеть предметы искусства и быта архаического периода и периода расцвета греческой культуры, проследить, как влияла на нее местная луканская цивилизация и, наконец, стать свидетелем вытеснения той и другой римлянами.
Чтобы дать представление о форме и реальных размерах древнего храма в Герайоне, в холле первого этажа был создан условный объем, к которому на соответствующей высоте были прикреплены детали фриза (в кадре слева)
На фриз можно смотреть снизу, с того расстояния и в том ракурсе, в каком он был виден человеку, стоящему возле храма. Но если хочется рассмотреть каменные рельефы более подробно, то для этого есть специальная галерея, поднятая на уровень фриза.
Поначалу квадраты со вписанными в них фигурками показались мне такой же условностью, как и коробка храма. Я сочла их современными элементом оформления музейного интерьера, чем-то вроде пиктограмм, выполненных в стилистике древнегреческих изображений. Но присмотревшись получше к фактуре и сюжетам, я поняла, что метопы самые что ни есть натуральные, исторические (метопы - квадратные каменные плиты фриза, обычно украшавшиеся резьбой или росписью. Метопы чередовались с триглифами - типовой деталью, имевшей вид плиты с тремя вертикальными выступами) Поле метопы закрашивали, обычно красным цветом, фигуры оставляли, как есть, и они получались светлыми на темном фоне.
На большей части рельефов изображены эпизоды, которые я отношу к категории, обозначаемой мною цитатой "...в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть..." - это всяческие смертоубийства, запечатленные в разных видах и фазах любимого предками процесса.
Один из "кадров" относится к Троянскому эпосу (вот уж где полно кровищи и смачного выпускания кишок!...) - Аякс Великий кончает с собой, падая на свой меч:
А здесь другой герой, Геракл, убивает гиганта Алкионея во время эпической битвы богов и гигантов.
Иногда встречаются и вполне мирные сюжеты, такие, как две танцующие барышни. Юным созданиям, должна заметить, почти 2600 лет... (метопы датируются 570 - 560 г.г. до н.э.) Несмотря на годы, они все так же самозабвенно движутся в ритме неслышной мелодии, прикрыв глаза и слегка улыбаясь. Можно только гадать что (или кто?) у них в этот момент на уме.
Также нельзя с уверенностью сказать, что выражает морда льва с открытой пастью: с одной стороны глянешь - она вроде бы улыбается, с другой - свирепо скалится, с третьей - плачет.
Симпатичные львята на терракотовом расписном желобе выглядят совсем безобидно. Их характер вопросов не вызывает. (Я только не поняла, частью чего был этот желоб)
А вот улыбке этой дамы точно нельзя доверять. Она опаснее любого представителя семейства кошачьих, несмотря на то, что с виду кажется добродушной толстушкой.
Думаю, нетрудно догадаться, что даму зовут Медуза Горгона.
После простеньких терракотовых предметов домашнего обихода, относящихся к архаическому периоду греческой культуры (с начала VIII по начало V в. до н. э.), огромные вазы эпохи расцвета (классическая Греция - V - середина IVв. до н.э.) особенно впечатляют. Одной только их формой - чрезвычайно сложной и утонченной, можно бесконечно восхищаться.
Рисунок со множеством фигур и орнаментов заставляет ходить по кругу без остановки! (та же ваза с другой стороны, крупно)
Сохранились до наших дней даже имена некоторых мастеров. Они подписывали свои изделия по центральной оси главного рисунка вазы.
Но почему-то "Амфора Афродиты" осталась неподписанной. Ее автора поэтому именуют условно "художником Афродиты". Он жил в 4 веке до н.э., его работа датируется 330 годом.
(Белая фигурка сидящей Афродиты очень длинноногая! А всего на этой вазе три Афродиты в трех разных эпизодах)
Амфора Афродиты считается жемчужиной коллекции, в первую очередь из-за изображения буйной фантастической растительности. Лианам и цветам придан эффект объема, что делает их необыкновенно пластичными, как будто подвижными.
Другая Афродита на этой же амфоре (танцующая?) выглядит совсем иначе, пропорции ее тела более естественные. И она практически обнажена - прозрачная накидка не в счет.
Я обратила внимание на то, что на вазах этой коллекции (как и на многих других греческих вазах, которые мне встречались) женские фигуры чаще всего одеты в длинные, покрывающие все тело складчатые одежды, а мужчины, наоборот, обнажены. Даже гениталии у них ничем не прикрыты (спустя века предпочтения и традиции поменялись, художники стали упаковывать мужчин от и до, а женщин раздевать - вспомнить хотя бы "Завтрак на траве" Мане!)))
Кроме высоких художественных достоинств вызывает удивление необыкновенная сохранность таких сложных и тонких изделий.
Это объясняется условиями, в которых они находились долгие века. Большинство предметов извлекли из каменных гробниц, где они были изолированы от воздействия внешнего мира. Вазами обычно наполняли женские захоронения, мужские - оружием и доспехами (они тоже представлены в экспозиции).
Некоторые гробницы сами по себе интересны - они расписаны изнутри. Рисунки на их стенах впечатлили меня, пожалуй, даже больше, чем вазы. Все-таки с классическим искусством древних греков я была знакома, а вот с таким видом их художественного творчества столкнулась впервые.
Гробницы, как ларцы с сюрпризами!))) Про это будет мой
следующий пост (нынешний и без гробниц великоват получился)