Музей современного искусства (Moderna Museet) находится на острове Шеппсхольмен. Из центра Стокгольма туда можно дойти пешком. Если, к примеру, двигаться от
Оружейной палаты Королевского дворца, то расстояние будет чуть больше километра, но придется огибать залив и дважды пересекать его по длинным мостам.
Шеппсхольмен не так живописен, как соседние острова. Сказывается его прошлое: здесь раньше располагалась военно-морская база. Наверное, для того, чтобы как-то вытравить еще витающий повсюду казарменный дух, пространство вокруг музея превратили в продолжение его экспозиции. Четыре ярких подвижных объекта это "Четыре элемента" Александра Колдера. (Похожую композицию этого же автора можно увидеть у входа в центр Помпиду в Париже)
Не менее празднично и нарядно выглядит фонтан, созданный супружеской парой - Жаном Тенгли и Ники де Сен Фаль. Плоды их совместного оригинального творчества можно встретить во многих городах Европы. Самый известный из них - Фонтан Стравинского находится опять-таки у Центра Помпиду.
Наблюдать за работой диковинных водомётов Тенгли очень интересно, но без забавных разноцветных фигур авторства его жены, черные механизмы смотрелись бы мрачновато.
В самом музее есть постоянная экспозиция и есть залы для сменных выставок. Мы решили не отвлекаться на заезжую японку, на которую народ валом валил, а сосредоточиться на "вечных ценностях" (позже, посмотрев работы Яёи Кусама в интернете, я поняла причину ажиотажа: людям нравится фоткаться с огромными тыквами, на фоне кружочков и точек, уходящих в бесконечность!)
Галерея для нас началась с картины шведской художницы, ученицы Матисса, Сигрид Хейертен. Очень логично - музей-то шведский.
Вид из окна узнаваемый: Стокгольм! Это легко определить по колокольне церкви Риддерсхольмен.
Всемирно известных мастеров в музее тоже хватает.
Пикассо! Как же без него. Он ведь один из самых плодовитых художников 20-го века - оставил потомкам порядка 20 000 работ. В музее их около сотни, но живописи немного.
"Женщина с черными глазами" смотрит на зрителя таким тревожным и пронзительным взглядом, что после встречи с ней хочется хлебнуть пивка, чтобы... отпустило.
Есть тут пиво другого разлива. Его тряпочную суть пену еле сдерживает тугая кожаная куртка кружка.
А вот и закуска к такому пиву! Всё одно к одному!
Розовый фламинго, дитя заката?! Ой, нет - розовая женщина, мечта маньяка. Автор - супер-эпотажная Луиза Буржуа (на заднем плане вырисовывается некая мужская особь, по виду точно не совсем нормальная)
Каждой женщине - по мужчине, каждому мужчине по две!... то есть, по паре!...
По паре... ботинок?... носков? (ха-ха! - стоячих!) Нет, как я не старалась, у меня не получилось проникнут в замысел Рене Магритта. Название картины не только ничего мне не подсказало, но только еще больше запутало - "Красная модель"! (одна из моих версий имеет политическую окраску: пойдешь по пути "красной" революции, останешься сначала без ботинок, а потом и без ног)
А вот "програмную" работу Роберта Раушенберга под названием "Монограмма", я, как мне кажется, расшифровала!
Ангорский козел, существо с тонкой душой шерстью пытается пролезть через рутину быта резину покрышки , но она плотно обхватывает его, мешает идти вперед.. Морда козла в краске - да это же сам автор! Сплелись в одно целое, в монограмму, творческая натура художника и грубая реальность... А иначе и быть не может.
Икона поп-арта в золотом окладе - усатая Джоконда Марселя Дюшана. По большому счету, к рассуждениям о половой принадлежности она отношения не имеет. А к чему имеет, каждый для себя решает сам (таких Джоконд, кстати, Дюшан "создал" аж 38 и каждая нынче стОит сотни тыщ, про это я уже писала
вот здесь)
Зато советское искусство никаких разночтений не предполагает. И усы здесь - "у кого надо усы". Честный советский плакат если и касается вопросов пола, то только в их социальной постановке.
От рабоче-крестьянского, революционно-патриотического "иконостаса" исходит такая мощная энергия, что ее невозможно не почувствовать! (хотелось бы спросить у Фрейда: откуда она берется, без сексуальной-то составляющей?..)
Интересно, кто у кого черпал идеи: советские плакатисты у Кандинского или наоборот? По большому счету, это не важно. Они все варились в одном котле: каждый "ингридиент" добавлял что-то свое в общую похлебку и и каждый пропитывался её вкусом и запахом.
Фотографии того времени впечатляют идеями и исполнением даже сейчас, когда появилось столько новых возможностей в этой области. Недаром старые журналы лежат в витрине под стеклом.
Башня Татлина - макет памятника Третьему Интернационалу, тоже очень энергетически заряженная вещь. Вообще, зал советского искусства показался одним из лучших. Причем не только нам. Плотность посетителей здесь была самая большая. С трудом удавалось поймать моменты, когда можно было фотографировать без помех.
Даже знаменитый Дали не так пртягивал посетителей своей "Загадкой Вильгельма Телля". Возможно потому, что вникать в "переоценку ценностей на сюрреалистический манер" далеко не каждому охота. Тут и профессиональные искусствоведы в компании с психологами затруднятся сказать - в чем, собственно, загадка и каков ответ. И причем здесь, в конце концов, Вильгельм Телль. Но самым главным и неразрешимым остаётся совсем другой вопрос: а надо ли? (разгадывать)
Чем мозолить мозги, не лучше ли насладиться видом пространственной композиции? Но... может она тоже несет в себе какой-то скрытый смысл...
...как и эта сиротливо висящая на стене лопата? Это еще один "шедевр" Дюшана, того, что Джаконду наградил усами. Он привнес в изобразительное искусство идею "рэди мэйд" - использование готовых предметов в качестве художественных объектов. Новатор считал, что любой предмет становится предметом искусства, если его перенести в соответствующую среду. Тогда он приобретает новый смысл и эстетику... (и цену - если предмет снабжен подписью, которая поставлена прославленным автором).
Смыслы смыслами, (курьёзы курьёзами), но работа с формами, с цветом, предметами, пространством, материалами, композицией не могла не принести плоды
Если бы не эти эксперименты, порой граничащие с абсурдом, не случились бы ни современная архитектура ни современный дизайн...
Не случилось бы и само здание музея, перестроенное в 98-м году по проекту испанского архитектора Вальеса. Оно идеально выполняет свою задачу, представляя из себя простую лабораторную емкость, в которой заключено бурное кипение идей, изобретений, событий и образов современного искусства.
Фото из интернета
Иногда залы напоминают не выставку с законченными работами, а мастерскую, где творческий процесс еще продолжается. Есть объекты, которые выглядят так, будто их автор разозлился и решил уничтожить своё детище - выплеснул на него краску, сломал подрамник, порезал холст. Но не стоит торопиться с выводами. Лучше присмотреться, и тогда станет понятен смысл:
Плоскость реальности грубо и непредсказуемо взрывается случайностями. Понятное и привычное рвётся в клочья. Цена уверенности в существовании законов и гарантий такая же, что у оберточной бумаги, которая затрачена на то, чтобы про это рассказать:
Вот еще о случайностях и непредсказуемостях - картина американского художника Джеймса Розенквиста "Я люблю тебя с моим "Фордом"
...А чтобы никто не усомнился в том, о чем же все-таки картина, рядом установили покореженный корпус когда-то шикарного авто. Я только одного не поняла - груда металла это просто пояснение, сноска, или отдельное произведение. Но в любом случае, после таких инсталляций... хочется принять успокоительное.
Соседний зал с представленным в нем искусством в стиле минимализм, показался большой таблеткой от фобий, депрессий, стрессов...и от мыслей вообще. Хотя... думать ни о чем порой бывает куда сложней, чем о чем-то думать...
Есть способ выкинуть лишние мысли из головы - надо начать их записывать! Быстро-быстро записывать, а потом рвать записки на кусочки!
Или, наоборот, сохранять, чтобы при других обстоятельствах и в другом настроении достать, прочитать и во всем спокойно разобраться.
Мне эта мешанина рисуночков с текстами показалась похожей мои школьные черновики. Прямо воспоминания нахлынули!
Еще несколько шагов назад во времени. Теперь что - детский сад? Тепло, но не слишком. Мои детсадовские каляки-маляки всё же поэстетичней были. Может у авторов с графикой не сложилось, и они в живописи раскрылись?
Ммм-даааа.... Тут даже сами музейщики рекомендуют обходить эту живо... кляксопись стороной. По сравнению с этим полотном работа экспериментатора Энди Уорхола...
...выглядит почти....академичной.
А эта работа... Эта просто - выглядит!!! (Мартиал Райс - любил использовать неоновые трубки в своих портретах)
Неон это неожиданно и необычно, но все-таки, что же с живописью?
О! Вот и она! В отличие от Куинжи, автор этого полотна вдохновлялся не луной и Днепром, а, должно быть...
...вот этим (что это, точно не знаю, но предполагаю: набор блюдечек на 12 персон) :
Персон в музее не 12, а намного больше, с каждой не пообщаешься, даже просто поздороваться не хватит времени. Но мимо некоторых не пойдешь!
Как пройти, если персона - сам бог Аполлон! Огромный, во всю стену коллаж Анри Матисса, созданный им за год до смерти - одна из визитных карточек музея.
Матисс был не единственным любителем "рисовать ножницами". Целый зал пэчворков, аппликаций и коллажей оставил радостное ощущение детского (если не вглядываться в детали) праздника
Сувенирный магазин тоже порадовал яркими красками. Я уже направилась было к книгам, но тут вспомнила об одном из "произведений" Дюшана, увиденном как раз перед этим. Точно не знаю, может, это было два "произведения", случайно оказавшиеся рядом. Но как бы там ни было, в сочетании писсуара и чехла от пишущей машинки смысл вырисовывался однозначный: к печатной продукции надо относиться с осторожностью. Многое из публикуемого достойно того, чтобы быть спущенным в канализацию.
Расскажу и еще об одном объекте, связанном с канализацией. На сей раз обычном, не концептуальном. Музейный туалет на первый взгляд выглядит сугубо утилитарным. Но нет, ему не позволили быть просто туалетом! Я увидела в кабинке, ни много ни мало, продолжение экспозиции! Даже автор произведения, как и положено, был указан на табличке.
Рассмотрела я экспонат и...невольно глаза вверх подняла.
Камеры не было. Однако осадок от мысли о всевидящем оке остался. И это было, пожалуй, самым сильным впечатлением от музея))).