Через год Таганка отметит полувековой юбилей, однако театр только молодеет. Новое поколение артистов в духе таганских традиций представляет на суд почтеннейшей публики музыкально-поэтическое представление "Нет лет" по стихам Евгения Евтушенко. Премьерные показы пройдут 23-25 апреля. В репертуаре театра 1960-1970-х годов уже были поэтические спектакли «Товарищ, верь…» (по А.Пушкину), «Послушайте!» (по В.Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е.Евтушенко), в которых были заняты Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Алла Демидова, Борис Хмельницкий.
Вместо эпиграфа:
"Молодёжный театр на Таганке, созданный Юрием Любимовым, продолжает традиции революционного театра - традиции Маяковского, "Синей блузы", Всеволода Мейерхольда, Бертольта Брехта. Тонкий психологический диалог, театр теней, кинематограф, пантомима, эстрада, игра света - всё слилось в необыкновенном сплаве, раскалённом энтузиазмом молодых артистов. Он очень молод, этот театр. Он делает лишь первые шаги. Но эти шаги решительные. И пусть они твёрдо звучат в нашем искустве!"
Александр Свободин, театральный критик
"Кругозор" № 6 1965 г.
Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году, главным режиссёром стал Александр Плотников, а труппу составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. Театру было предоставлено помещение бывшего электротеатра (кинотеатра) "Вулкан" 1911 года постройки (архитектор Г.А.Гельрих). Собственно кинематограф существовал там только до революции, а в 1920-1930-е годы этот зал стал театральной площадкой.
В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, - в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, должность главного режиссёра доверили Юрию Любимову, в то время более известному как актёр Театра имени Вахтангова и педагог училища имени Щукина. С этого момента и начался отсчёт времени Театра на Таганке.
Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б.Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева. Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр были зачислены Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, а в конце 60-х - Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов.
Под руководством Любимова Театр драмы и комедии на Таганке сразу же приобрел репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими констукциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. Само название театра со временем стало короче: Театр на Таганке.
На некоторые спектакли практически невозможно было купить билет, рассказывают, что театралы с вечера занимали очередь в кассу. В репертуаре театра в первые годы были поэтические представления «Товарищ, верь…» (по А.Пушкину), «Послушайте!» (по В.Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е.Евтушенко), драматические постановки "Десять дней, которые потрясли мир" (Дж.Рида), «Мать» М.Горького, «Что делать?» Н.Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Дом на набережной» Ю.Трифонова.
Народ на таганские спектакли ломился, а вот идиллические отношения между художником и чиновником быстро сошли на нет. Главный режиссёр Юрий Любимов не собирался прогибаться и власть употребила силу: новые спектакли не разрешали, гастроли отменяли. Помимо претензий к репертуару искусствоведам в штатском не нравилось участие в спектаклях Владимира Высоцкого - поэта, исполняющего под гитару собственные песни весьма сомнительного, по их мнению, содержания. Хотя сам Высоцкий скромно отвечал в интервью, что "без Театра на Таганке не было бы Высоцкого", он был краеугольным камнем в любимовской постройке, исполнителем главных ролей в лучших спектаклях: "Гамлет", "Вишнёвый сад", "Жизнь Галилея", "Пугачёв" и других. Несмотря на все трудности, 1960-1970-е годы стали золотым веком Таганки. После смерти Высоцкого театр переживал смутные времена, его словно преследовал злой рок. Эмиграция Юрия Любимова, скандалы труппы с режиссёрами, делёж имущества - всё это живо интересовало бульварную прессу, но не зрителей.
Уже в 1990-2000 годы патриарх отечественного театра Юрий Любимов поставил десятки спектаклей "Живаго", "Театральный роман", "Шарашка", "Хроники" Шекспира, "Евгений Онегин", "Фауст", "Медея" и другие. В спектаклях заняты молодые актёры, а театр гастролирует по всем странам мира. Спектакль "Нет лет" поставил Вениамин Смехов, его работу с молодёжью уже одобрили Юрий Любимов и Евгений Евтушенко. В спектакле участвуют ветераны Вениамин Смехов, Анатолий Васильев, Алексей Граббе, Татьяна Сидоренко, не ветераны Дмитрий Высоцкий, Александра Басова, Екатерина Варкова, Никита Лучихин и другие актёры.
В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" звучат слова: "...не бывает так, чтобы всё стало как было..." - "Не бывает, вы говорите? Это верно. Но мы попробуем." Остаётся поздравить театр с днём рождения и пожелать молодёжи творческих успехов на сцене легендарной Таганки.