Образование старообрядческой Рогожской общины относится к 1771 году. В тот год в Москве была страшная чума, во время которой московские старообрядцы внесли большой вклад в борьбе со страшной болезнью. И Екатерина вторая пожаловала старообрядцам территорию, на которой они могли похоронить своих единоверцев. Также императрийца разрешила построить здесь храмы, после чего вокруг стали селиться старообрядцы, так образовался посёлок.
Кто же такие старообрядцы? Почему после церковной реформы XVII века православная церковь раскололась, и как это произошло?
Почему Москва - Третий Рим?
Все мы знаем, что христианство было принято Русью в 988 году, и пришло оно к нам из Византии, где на тот момент находился центр Православия. С тех пор, в Русь из Константинополя направлялись метрополиты для управления Русской Церковью. И в Византии находился Патриарх. В 1439 году во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей - западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем православная должна была признать и католические догматы. За православной церковью сохранялись лишь ее богослужебные обряды. На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед собором константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращению митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита неправильными, и он был низложен с кафедры митрополита. После чего собором русских епископов был избран в митрополиты архиепископ рязанский Иона, который был поставлен в 1448 году уже без утверждения константинопольского патриарха. С этого времени русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства самостоятельно, без утверждения и хиротонии византийским патриархом. Таким образом русская церковь приобрела независимость от греческой.
При митрополите Ионе также произошло отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом.
Так образовались две русские митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая - юго-западным краем. Юго-западная церковь подпала под влияние католичества. Русская же православная церковь на северо-востоке России с центром в Москве, церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту православия.
С момента захвата Византии турками, главной православной страной стала Русь. Константинопольский патриарх Иеремия, рукоположивший в Москве первого патриарха Иова, подписал "Уложенную" грамоту об учреждении патриаршества в России, в которой обращается к Московскому Царю с таким заявлением: "Так как ветхий Рим (столица Италии) пал от аполинариевой ереси, а второй Рим, Константинополь, находится в обладании безбожных турок, то твое, благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, превзошло благочестием все прежние царства; и все благочестивые царства соединились в твое царство, и ты един теперь именуешься христианским царем во всей вселенной". Это "Уложение" было внесено в каноническую книгу Русской Церкви - Кормчую (листы 15 и 26) и стало исповеданием всего русского народа. Последний благочестивый московский патриарх Иосиф такими словами засвидетельствовал царю Алексею Михайловичу это всеобщее верование: "Русская Церковь сияет аки столп до небеси, никогда непоколебима и нерушима, право и истинно, якоже изначала приняла Божественный устав."
История образования русской православной старообрядческой церкви
Одним из следствий богослужебной реформы, предпринятой Патриархом Никоном и Царём Алексеем Михайловичем, стал раскол в Русской Церкви. Реформы происходили под влиянием греков и греческой православной церкви, которая на тот момент уже сильно отличалась от русской.
Главных изменений коснулись богослужения, где произошла унификация русских текстов с греческими. Принятые в Московском государстве формы совершения таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены либо даже подвергнуты анафеме соборным судом Церкви. Всё это произошло под влиянием внешних и внутриполитических факторов, и не было принято многими в Русской Церкви.
В результате этого, на тех, кто не принял новые реформы, начались страшные гонения со стороны государства. Среди старообрядцев также не было единства. Они разделились на «поповцев» и «беспоповцев». Первые сохранили все православные обряды, таинства, и священников. Более радикально настроенные староверы решили, что священство при «господстве Антихриста» погибло, и в нем уже нет необходимости. Такие раскольники отменили большинство церковных таинств, за исключением крещения, и внешне стали похожи на протестантов. Жизнью их общин руководили опытные наставники. Беспоповцы разделились на множество мелких толков и согласий, образовав секты. Себя они обычно называют именно «староверами». Тем не менее, в русском языке понятия «старовер» и «старообрядец» давно считаются синонимами.
Государство агрессивно боролось с старообрядцами, в тюрьмах и ссылках было множество церковных деятелей. Тогда в старообрядческой среде было принято решение образовать старообрядческую епископскую кафедру за пределами России. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопоставленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Произошло это в 1846 году, в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница (рум. Fântâna Albă), относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия), затем - к Румынии.
В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия вблизи Рогожского старообрядческого кладбища, ставшая вторым центром белокриничан.
Рогожская Старообрядческая община
Образование старообрядческой Рогожской общины относится к 1771 году. В тот год в Москве была страшная чума, во время которой московские старообрядцы внесли большой вклад в борьбе со страшной болезнью. И Екатерина вторая пожаловала старообрядцам территорию, на которой они могли похоронить своих единоверцев. Также императрийца разрешила построить здесь храмы, после чего вокруг стали селиться старообрядцы, так образовался посёлок.
Церковь Рождества Христова
Храмы и Соборы, а также рогожское кладбище московского старообрядчества всегда отличалось своим богатым убранством. Это связано с тем, что к нему принадлежали богатые купцы и фабриканты.
На первом фоне Иордань на пруду, слева Покровский Собор, справа Церковь Николая Чудотворца
В середине 19 века старообрядцы стали подвергаться гонениям, в результате чего, в 1856 году в Рогожской общине были прекращены богослужения, все церкви были опечатаны.
Колокольня Церкви Николая Чудотворца
Только в 1905 году церковные службы были возобновлены и продолжаются и поныне. Рогожская община также смогла выдержать гонения, которым подвергалась церковь в 20-30-е годы прошлого столетия.
Церковь Николая Чудотворца (сейчас Новообрядческая)
Главным кафедральным храмом рогожской общины является Покровский Собор, строительство которого относится к 1790-1792 годам. Сооружён он был архитектором Казаковым. Стены внутри расписаны в древнерусском стиле. Здесь до сих пор находятся редкие старинные иконы.
Покровский Кафедральный Собор
Церковь-Кокольня Воскресения Христова была построена в 1906-1912-х годах по проекту архитектора Горностаева. Колокольня впечатляет своими размерами, и она всего на 1 метр ниже Колокольни Ивана Грозного в Кремле, высота её составляет 80 метров. На фасаде колокольни изображены райские птицы.
Церковь-Колокольня
Ворота на территорию Рогожской старообрядческой общины
Материалы взяты с сайтов:
www.apograf.ru www.lib.rus.ec www.klintsy-portal.ru