Сюжет крутого фильма, а может и не фильма, а может не крутого хочу вам рассказать. Его я помню с детства, а может и не с детства, а может и не помню, но буду вспоминать.
Фильм, как мне помнится, называется Сталинград... Хотя нет, не так. Но тоже связано с названием города... Битва за Севастополь?.. хм, тоже не то, но похоже. Название такое же пафосно-эпическое... Вспомнил, Спасти Ленинград. Картина сия сотворена некой кинокомпанией АВК при поддержке правительства какого-то Санкт-Петербурга.
После титров с названием и представлением швеца, жнеца и на дуде игреца режиссера, продюсера и сценариста Алексея Козлова первые кадры, которые видят зрители это панорама современного Ленинграда, после которой мы плавно переносимся на съёмки телевизионного репортажа.
Его главной героиней является 85-летняя Анастасия Александровна.
Журналистам интересна история её жизни и история катастрофы, которая изменила её жизнь. И Анастасия Александровна с удовольствием рассказывает: - Прошло 84 года. Я до сих пор чувствую запах свежей краски. Посудой до этого никто не пользовался. Постельное бельё было совершенно новым. "Титаник" все называли сказочным кораблём... Хотя постойте, это из другого фильма. Она рассказывает: - Мне очень жаль, но у меня нет ни одной его фотографии. Я была по уши влюблена в него. Из-за Кости Горелова я и попала на эту злополучную баржу.
И далее Анастасия Александровна достаёт из заветной шкатулочки часы, о происхождении которых она поведала минутой ранее: - Эти часы были на запястье моего отца, когда его сбили над Ханоем. Его взяли в плен. Он знал, что если вьетконговцы увидят часы, то сразу отнимут. И он спрятал их в единственное место, где их было не найти... Извините, это из другого фильма. Вот настоящая история часов. - Помню вечер, холод. Берег Ладоги, кирпичное здание, крошечное фотоателье. Я в каких-то чужих обмотках. Костя сидит. Я стою рядом. Птичка вылетает. Но у нас нет денег заплатить даже за фотографию. Через час Косте идти на фронт. Он отдаёт мне свои часы, чтобы я могла утром заложить их в ломбард и на эти деньги выкупить снимок у фотографа. А ночью налёт вражеской авиации. Бомба попадает в дом, всё сгорает: фотографии, негативы. И вот всё, что осталось. Им 80 лет, их никто никогда не чинил, и они всё ещё идут. И никто никогда не заводил, ведь они работают на ядерной энергии.
Фильм уходит в затемнение и вскоре таким нехитрым образом зритель оказывается в погожем сентябрьском деньке 1941 года. Курсант-артиллерист Костя Горелов (Андрей Миронов-Удалов) едет на велосипеде, явно напевая про себя песенку: - Кручу, кручу, кручу педали, кручу, С горы, с горы, с горы как птица лечу. Спешу, спешу, спешу, спешу налегке Навстречу радуге-дуге.
Хорошее настроение у него не просто так. Во-первых, погода прекрасная, это принцесса ужасная, а во-вторых его девушка Настя (Мария Мельникова) согласилась прокатиться с ним на другой берег Ладоги. Чем недовольна её мама Мария Николаевна (Анастасия Мельникова). Она просто не может поверить, что за МКАДом Ладогой есть жизнь и не может понять, как там жить можно. Ведь её папа говорил, что переехать из Питера куда-нибудь это всё равно что животному поменять среду обитания. Допустим, слона заставить жить под водой. Но Настя, пропуская слова матери мимо ушей, незаметно тибрит из заветной маминой шкатулки ожерелье и прячет его в свою любимую игрушку - плюшевую собачку. На чёрный день, видимо. И забудьте про этот эпизод. Какой-либо роли в дальнейшем сюжете он не сыграет.
Мария Николаевна и Настя прощаются без проявления каких-либо эмоций с обеих сторон, словно Настя собралась на вечеринку, а не уезжает далеко и надолго. И вот уже Настя весело бежит вместе с Костей к ожидающему их грузовику с курсантами.
Старшина Гена Букин Бакин (Сергей Жарков) недоволен, ведь он отпускал Костю ненадолго, а тот опоздал на целый час. - На 45 минут, - дерзко отвечает Костя, демонстрируя свои наручные часы. И получает три наряда вне очереди за самовольное оставление части.
И вот этот маленький начальный эпизод вызывает кучу вопросов, за что спасибо режиссёру и монтажёрам. Где Костя раздобыл велосипед? За сколько он домчался до возлюбленной? За сколько они пешком добежали до непонятно где ждущих грузовиков? Отпрашиваясь у старшины, Костя рассчитал нужное ему время? А если рассчитал, то почему он опоздал? Где он шлялся? Или может быть курсант попил кваску, скушал эскимо, никуда не торопясь вышел из кино. Часовые ж на посту, в городе ж весна, так чего ты докопался, товарищ старшина, товарищ старшина.
А пока Костя с Настей трясутся в грузовике, из дальней командировки в сибирские лагеря возвращается невинно осуждённый доктор биологических наук Александр Наумович (Валерий Дегтярь), по совместительству Настин папа. Вернуться он должен был ещё год назад, ибо документы по амнистии были подписаны ещё тогда, но кто-то напутал с его статьёй... Мама Насти встречает мужа так же эмоционально, как и провожала Настю. Впрочем, авторы объясняют такое поведение чувством вины Марии Николаевны, ведь она же в свое время отреклась от мужа. Но отреклась по благой причине, ради дочери, ведь как жена "врага народа" она могла потерять работу. Александр Наумович прибыл ненадолго, лишь повидаться. Сразу из тюрьмы его призвали в армию. Так что холодно попрощавшись с супругой, Александр Наумович отправляется служить.
Супругу на протяжении фильма покажут ещё несколько раз, но эпизоды с её участием настолько короткие и ненужные для сюжета, что я их опущу.
На этом моменте фильм прерывается военной хроникой, как бы напоминая нам, что уже четвёртый месяц идёт война. А следом, чтобы зритель не решил, что хроника попала в фильм случайно, нам показывают нацистов, которые планируют блокаду города. И лишь только путь через Ладогу может помешать их планам.
Блин, не те нацисты! Вот нужные!
А в это время на берегу Ладожского озера между курсантами-артиллеристами и курсантами Военно-морской медакадемии проходит волейбольный матч. Естественно, удача на стороне артиллеристов, потому что Горелов - молодец! Болельщицы-юные скрипачки строят глазки курсантам, а Костя с Настей строят любовь. МЫ СЧАСТЛИВЫ! Ведь нет никакой эвакуации, нет никакой войны, враг ведь не у границ города!
Кто-то скажет, что это, мол, натянутая претензия. И курсанты вполне могли и играть в волейбол и заглядываться на девчонок. И я бы согласился, если бы не одно НО. Режиссёр Козлов с самого начала фильма выстраивает какую-то лёгкую, беззаботную атмосферу, словно войны нет или она где-то далеко-далеко. И это очень сильно бьет по восприятию фильма. Ни один из персонажей даже не упоминает, что идёт война. Так небольшие перебои с электроэнергией, да "ежей" повсюду зачем-то понаставили. А эвакуация, видимо, это что-то типа туристического круиза.
А пока курсанты и скрипачки весело проводят время, отец Кости капитан I ранга Николай Горелов (Виталий Кищенко) совещается с капитаном Скворцовым и капитаном буксира "Орёл" Иваном Ерофеевым. Скворцов говорит, что баржа не выдержит такого количества желающих, а Горелов отвечает, что, мол, мой сын пойдёт на этой барже, так что спокуха, браток. И если получится пройти, то путь к спасению Ленинграда есть.
Да, авторы на полном серьёзе утверждают, что 16 сентября 1941 года была предпринята первая попытка пройти через Ладогу и до этого никакой эвакуации населения через Ладожское озеро не проводилось. И это не простое художественное преувеличение с целью создать некое напряжение и оправдать пафосное название, это наглое враньё. Баржи с продовольствием начали приходить в Ленинград ещё 12 сентября, то есть путь был известен. Да, и эвакуация через Ладогу началась ранее 16-го числа.
Ерофеев говорит, что на борт может взять лишь 600 человек, но Горелов настаивает на полутора тысячах и всю ответственность берёт на себя.
Так, а теперь пришло время познакомиться ещё с несколькими персонажами. Это следователь НКВД Вадим Петручик (Гела Месхи), который на своём служебном Chrysler Imperial вывозит из Ленинграда хворосту воз некие архивы. Вот он.
Тьфу, не из этого фильма. Вот он.
Этим жестом Петручик оценивает сиськи вежливость другого персонажа - юной скрипачки Померанцевой (Есения Раевская), которая уступила дорогу его автомобилю.
Но вернёмся к курсантам и нашим голубкам. Матч прервали, ибо пришло время посадки. Костя отсылает Настю к барже и обещает её там найти. Артиллеристы одеваются, а один из них, Андрей Бабинцев (Иван Лырчиков) никак не может отыскать свои портянки. Какая же собака их взяла? Хм, вот эта.
И приходится Андрею натягивать кирзовые сапоги на босу ногу. И сами понимаете, чем это грозит. Так что с этого момента я буду звать этого персонажа босоногим мальчиком. И пока босоногий мальчик тарантеллу танцевал искал свои портянки, товарищ старшина решил преподать урок Косте Горелову. И преподал ударом под дых и при этом реквизировал часы. - С очка вылезать не будешь, - назидательно сказал товарищ боевой старшина и добавил: - Терпеть не могу блатных.
С очка?! Я бы понял, если бы с гауптвахты или из нарядов, но с очка. Он собирается ему слабительное в паёк подсыпать, что ли?
Посадка началась и Костя, обеспокоившись, что Настя не попадёт на борт, потому что гражданские загружаются в последнюю очередь, решил ей помочь. Но так как с товарищем старшиной у Кости как-то не заладилось, то разрешение на отлучение он выспрашивает у товарища комроты. Товарищ комроты не против блатных, поэтому разрешение выдаёт. Напором и наглостью Костя проводит Настю на баржу и даже находит ей отдельный уголок.
А в это время на берегу Петручик хищным орлиным взором выцепляет на палубе баржи юную Настеньку и чуть ли не вприпрыжку кидается за ней.
Какие же цели преследует Петручик? Вначале я решил, что поручика Ржевского охватила жажда похоти, что косвенно подтвердил флэшбэк, в котором поручик узрел юную Настеньку в неглиже и из которого зритель узнал, что именно поручик посадил Александра Наумовича.
Но оказалось, что поручика охватила не только похоть, но и служебное рвение, ибо углядел он дочь "врага народа". Впрочем, поручику не фортануло и несмотря на то, что он везде выглядывал и вынюхивал, ему таки не удалось догнать Настю.
А в это время Костя, надёжно спрятавший Настю, сбирается было возвращаться к своей роте, но тут на пристань налетают невидимые (ну, нет денег на лишнюю компьютерную графику, но вы держитесь) немецкие самолёты. Выстрелы, крики, стоны, главный герой оглушён.
Сорри, это кадр из другого фильма. Вот кадры из этого.
Но Костя быстро приходит в себя и вскоре возвращается к своим. Капитан Горелов был очень рад, очень рад, что его сын едет в... из Ленинграда, но тут случается оказия: с линии фронта прибывает окровавленный гонец с приказом отправить роту артиллеристов на помощь.
Горелов вызывает комроты и сообщает ему это пренеприятнейшее известие и заодно интересуется, как у курсантов со снаряжением. На что Максим Петрович отвечает.
- Винтовки, но патронов немного. На каждого артиллериста по десять штук. Пулемётов нет.
Спасибо, что хоть не так, как здесь.
Артиллеристов разворачивают и это из своей уютной каморки видит Настя. Она не хочет плыть без Кости, поэтому выбирается из своего убежища и пытается слинять с баржи.
Игра "Где Уолли?"
Костю же в это время вызывает его отец и предлагает сменить его мокрую солдатскую гимнастёрку на сухую форму курсанта Военно-морской медакадемии.
Костя решительно отказывается от этого предложения, ведь его товарищи идут на фронт, а он что, рыжий, что ли. Но уже в следующем кадре он, переодетый, перехватывает Настю и вместе с ней вновь поднимается на борт баржи. В чём же причина столь резкой перемены? Об этом зритель узнает лишь в конце фильма, когда во флэшбэке нам покажут окончание разговора Кости с отцом. Капитан Горелов показывает Косте стенограмму того разговора со Скворцовым и Ерофеевым. - Здесь меня уверяют, что баржа № 752 непригодна для перевозки людей, - говорит Горелов. - Скорее всего, так оно и есть и это риск. Но если баржа не выйдет в рейс, завтра меня расстреляют...[..] Правильно, бля*ь! Правильно! А людей надо вывозить. Я настоял на том, чтобы баржа была загружена под завязку и сказал, что на ней пойдёт мой сын. А так как слова зафиксированы в протоколе, то Костя решает не подставлять отца и соглашается на его предложение. Но обо всём этом Настя не знает и поэтому теперь считает Костю трусом и дезертиром.
А тем временем баржа отправляется в путь. Поручик всё же находит Настеньку и пытается уморить её разговором соблазнить её уютным салоном служебного авто.
Но на помощь приходит Костя, обломав поручику пикап. Поручику это явно не нравится и он берёт Костю на заметку.
В следующие двадцать минут интерес авторов переключается с баржи на бои на Невском пятачке, лишь изредка возвращаясь к основному сюжету. Главными персонажами этой части фильма становятся товарищ старшина, босоногий мальчик и Александр Наумович по кличке Айболит.
Полковник НКВД толкает перед бойцами пламенную речь, о том, что за тем берегом Индия, а в Индии у каждой шлюхи... - Возможно, наступит день, когда мужество оставит род людей, и мы предадим друзей, и разорвем все узы дружбы, но только не Сегодня. Может быть, придет час волков, когда треснут щиты и настанет закат эпохи людей, но только не Сегодня... Сегодня мы сразимся! За все, что вы любите на этой славной земле. Зову Вас на бой, Люди Запада!...
Звиняйте, это речь из другого фильма. Вот речь из этого.
- Наша задача высадиться на том берегу и закрепиться. Ленинграду нужен фарватер, а потому враг должен быть отброшен. Это приказ. Мы - русские люди. Мы на своей земле. Нам бояться нельзя. Вчера мы ушли с той стороны и сегодня обязаны с вашей помощью, бойцы, туда вернуться. Поставленную задачу надо выполнить или умереть.
Следует заметить, что авторы опять умудрились приврать. Дело в том, что бои на Невском пятачке начались немного позднее 16-го сентября, да и проходили они несколько иначе и цель имели другую.
Солдаты форсируют Неву (товарищ старшина в этот момент дарит Костины часы босоногому мальчику) и пытаются взять укреплённый пулемётными дотами и миномётными расчётами берег. Всё это режиссёр Козлов показывает строго следуя заветам товарища Спилберга.
Дело осложняется нехваткой боеприпасов, которые приходится пополнять обшаривая тела убитых товарищей, отсутствием какой-либо тактики и неподготовленностью многих бойцов, которые испуганно мечутся по полю боя. А некоторые, как, к примеру, интеллигент Айболит, даже начальной военной подготовки не проходили и поэтому не знают, как винтовку держать надо. К чести Айболита следует сказать, что он быстро справился с начальной дезориентацией, взял на себя обязанности медика и начал помогать раненым (не всегда удачно).
Полковник НКВД даёт товарищу старшине задачу: ликвидировать немецкий пулемёт.
Старшина, прихватив нескольких бойцов, включая босоногого мальчика и Айболита пытаются обойти пулемёт сбоку. И им это удаётся. Старшина удачно подорвав пулемётное гнездо конфискованной у фрица гранатой, затевает с другим фрицем кулачный бой в грязи.
В конце первого раунда старшина топит фрица в сортире луже. Босоногий мальчик в это время пытается застрелить другого уцелевшего немецкого пулемётчика, но неловко поскальзывается и последняя пуля уходит в небо.
Ну, почти так же.
Аналогичный неловкий удар штыком тоже не принёс результата и вот, казалось бы, победа будет на стороне Чужого, но на помощь приходит Айболит и пристреливает ксеноморфа.
К сожалению, в следующую секунду босоногий мальчик был сражён третьим уцелевшим немецким пулемётчиком (получается, не так уж удачно старшина кинул гранату). Подоспевший старшина срезает фрица очередью из трофейного шмайсера. (И так как босоногому мальчику часы больше не пригодятся, старшина их забирает.)
Успешно выполнившего задание старшину полковник НКВД отправляет выводить раненых в Новую Ладогу. Старшина уходит по воде,...
Нет! Не совсем так!
Что-то мне это напоминает.
...а Айболит решает остаться на Невском пятачке, где и погибает (за кадром).
И вот мы вновь возвращаемся к барже. На палубе поручик играет на рояле, на скрипке ему аккомпанируют Померанцева с подругой. Поручик строит глазки Померанцевой, Померанцева строит глазки поручику. МЫ СЧАСТЛИВЫ!
Но вспыхнувшую между ними страсть остужает препод Померанцевой. Галина Сергеевна недовольна развязным поведением своей ученицы и строго её отчитывает. Сначала же надо школу закончить, а потом уже себе всё позволять.
Лишившийся второй добычи за день поручик решает отыграться на Косте. Для этого он заставляет офицера ВММА вывести своих подопечных на палубу и провести перекличку. И вот таким образом и выясняется, что Костя курсант-то ненастоящий. Костя пытается отбрехаться, что, мол, форму перепутал, а сигнал на построение артиллеристов не слышал. Но поручик воробей стреляный, его на мякине не проведёшь. Он сразу понял, что это девчонка сбила Костю с толку.
- Ты знаешь, что её отец - "враг народа", предатель, немецкий шпион, - поручик пытается открыть Косте глаза на его пассию. - В моей машине лежит три тома доказательств и собственноручное признание отца этой девочки про то, как он в Ленинграде вёл подрывную работу. Могу дать почитать, хочешь? Но Костя дерзко отказывается. Поручику это не ндравится. - Не разговаривай со мной через губу, иначе я тебя шлёпну щас, как щенка и за борт, без суда и следствия, - орёт поручик и грозится сдать Костю вместе с батькой в особый отдел на хранение. Костя, выслушав эту гневную тираду, просит разрешение идти. - Нет, - отвечает поручик и отвернувшись от Кости, задумчиво смотрит на медленно затухающий горизонт.
Наступает ночь и обещает всё исполнить для меня, Ладогу штормит. Костя, оказывается, привязан к какой-то конструкции на палубе и поэтому наслаждается холодным душем.
Поручик сидит в своём престижном авто и ждёт Померанцеву, которую вскоре приводит сутенёр водитель поручика. Они страстно целуются (в смысле, поручик и Померанцева, а не водитель и поручик).
Что же будет дальше? Это?
Нет, конечно. Хоть Козлов страстно хотел скосплеить сцену из "Титаника". Так страстно, что забил на элементарную логику и чувство самосохранения персонажей. Баржу качает из стороны в сторону, волны перекатываются через палубу. Тут явно как-то не до плотских утех. Но, конечно, столь блестяще прописанных персонажей это не волнует. Намечающемуся разврату внезапно мешает рейтинг фильма, разыгравшийся шторм и... Галина Сергеевна, которая не дала Померанцевой дать.
Молодец, Козлов, скосплеил-таки сцену из "Титаника".
Вижу, Померанцева, ты плохо кончишь!
Все хотелки Померанцевой проходят и она решает вернуться в трюм, но накатившая волна чуть не смывает её за борт. На помощь Померанцевой приходит Костя, которого развязала Галина Сергеевна. Поручик же так и не смог выйти из машины, вцепившись от испуга в руль.
В этот же момент баржа даёт первую течь. Трюм начинает заполнять вода. Понимая, что никакие помпы не справятся капитан "Орла" отправляет сигнал "СОС". А капитан I ранга Горелов осознав, что его сын попал в ловушку, на утлой лодчонке отправляется на помощь.
Будь попрочнее старый таз, длиннее был бы мой рассказ.
Шучу. Спустя несколько часов Горелов всё же доберётся до баржи.
Ну, а пока к медленно тонущей барже, на которой юные скрипачки дают концерт (Козлов, остановись) летят немецкие самолёты (на сей раз, видимые) с Гансом и Вальтером за штурвалами. Кстати, шторм стих и настало утро.
Настя молится в трюме.
Костя выкачивает воду.
Померанцева и Галина Сергеевна сидят в машине поручика.
Да, Козлов, могёшь! Во второй раз скосплеил сцену из "Титаника"!
Прямо с неба, словно ветер налетают Пауль и Петер Ганс и Вальтер и обстреливают баржу. И их первой жертвой становится Померанцева (не прощу, Козлов!). Ганс и Вальтер заходят на второй круг.
Чьорт, опять кадр попутал! Вот нужный кадр.
Костя и курсанты вооружаются винтовками, наскребают по сусекам горсть патронов и организуют противовоздушную оборону.
Костя удачно попадает в двигатель самолёта Вальтера и немцы решают ретироваться. Но до базы долететь им не получается. Самолёт Вальтера теряет высоту и падает в воду.
Спорим, вы не догадались, что это кадр из фильма "Дюнкерк"?!
Или это кадр из фильма "Дюнкерк"?
Вальтер погибает, но... Но как же так?! Он ведь так мечтал преподнести фельдмаршалу в честь его дня рождения эту баржу!
ВААААААЛЬТЕЕЕР!
Ганс решает выполнить мечту Вальтера и разворачивает самолёт взад.
А в это время капитан баржи Ярыгин пытается облегчить судно и скидывает в воду всё, что не прикручено. Его взгляд падает на "Крайслер" поручика, но поручика не устраивает такой расклад. И не из-за машины, а из-за архивов эстонского правительства, которые он в ней перевозит (но мы то в курсе, что это архивы НКВД). В начавшуюся дискуссию вмешивается Костя, но поручик не сдаётся и вытащив пистик, орёт: - Отошёл от машины! Быстро, билять!
Но ни Ярыгин, ни Костя пистика не испугались и продолжили настойчиво сталкивать машину. Тогда поручик сменил тактику и начал ябедничать резать Ярыгину всю правду-матку про Костика. - Ведь он же диверсант, он - предатель, а его отец капитан I ранга... Ведь это он дал эту баржу... гнилую. Он - предатель, враг народа. На это Костя отвечает что-то типа: - Кто буйный? Ты буйный, епту, бля!
Такой разговор поручику не понравился и он даже хотел пристрелить наглеца (и пристрелил бы, но его руку вовремя отвели, поэтому выстрел ушёл в сторону), но тут поступило предложение скинуть вместо машины концертный рояль (рояль - 500 кг, Крайслер - ~1-1,5 тонны). Накал страстей разом поутих, поручик остался доволен, что отстоял архивы, а экипаж баржи и Костик занялись скидыванием рояля вместе с другими вещами и переводом женщин и детей из трюма в рубку. А теперь внимание. Неожиданный поворот. Спустя две минуты экранного времени поручик без какой-либо причины даёт добро на сбрасывание "Крайслера". И к чему был весь этот цирк ранее?
Ганс возвращается и начинает мстить за невинно погибшего Вальтера.
Но Костя заряжает последний патрон в свою верную винтовку Мосина (я положу в тебя патрон, мне выстоять поможет он (с) BadComedian) и дождавшись, пока Ганс подлетит поближе (к счастью, в этот момент у Ганса кончилась пулемётная лента), стреляет и попадает белке в глаз Гансу в глаз.
"Мессер" падает на баржу, роняя при этом мачту, которая пробивает палубу. Костя через образовавшуюся дыру ныряет в затопленный трюм, находит среди мертвецов живую Настю. Они оказываются в водах Ладоги, где их подбирает спасательный катер, на котором, среди прочих спасателей, приплыл товарищ старшина.
Что? Вы думаете, я обленился? Нет, это обленились Козлов с его двумя монтажёрами. Всё было показано именно так, обрывочно, с такими же рваными перебивками на других выживших, среди которых был и поручик. Да, баржа между кадрами незаметно для зрителей умудрилась окончательно затонуть.
Старшина мигом забывает и про свою неприязнь к Косте, и про то, что тот дезертировал, ведь он же с километровой дистанции видел, как Костя попал Гансу в глаз. Он отдаёт Косте часы (присутствие старшины на катере и нужно было лишь для этого идиотского подсюжета с часами) и крепко-крепко его обнимает.
Герои прибывают в Новую Ладогу. Довольные, радостные. МЫ СЧАСТЛИВЫ!
Что? Тысяча человек утонуло? Но главные герои-то живы!
*Звучит весёлая мелодия из индийского кино*.
На пристани они встречают поручика, за которым приехал чёрный воронок. Печалясь от того, что его за потерю архивов скоро расс-т-т-т-т-т-треляют, поручик даёт напутственные советы юным героям и желает им удачи.
Это он удачи желает. А вы что подумали?
А где там капитан I ранга Николай Горелов? Он доплыл до места крушения, но оттуда все уже разъехались и спасти ему удалось лишь собачку.
А спасся ли он сам, ведь в его лодчонке горючего было только в одну сторону, то об этом зритель не узнает. Да и о дальнейшей судьбе Кости, вскоре ушедшего на фронт, мы узнаем лишь из таблички, которую держит Анастасия Александровна во время шествия "Бессмертного полка".
И съёмкой этого шествия фильм и заканчивается.
Что же сказать по итогу? Фильм плох, очень плох. Плох по многим параметрам. Плох в плане историчности. Мало того, что Козлов наврал про эвакуацию и бои на Невском пятачке, так ещё и произошедшее с баржей сильно исказил. В реальности всё было иначе и намного страшнее. Плох по режиссуре. Не получилось у Козлова снять ни военную драму, ни фильм-катастрофу. И даже использование чужих режиссерских приёмов не спасло. Плох по монтажу. Уж не знаю, сколько материала осталось в монтажной комнате и не планировали ли авторы небольшой сериал (как это у нас любят делать), но за такую работу надо сечь розгами. В некоторых сценах кто, куда и откуда можно понять только смотря покадрово. Плох по центральным персонажам. Большинство которых явно страдает диссоциативным расстройством личности. Костя - это типаж современного разгильдяя и эгоиста, который несмотря на свой сценарный героизм, в конце остаётся всё тем же разгильдяем и эгоистом. После случившийся трагедии взобравшись на борт спасательного катера он первым же делом шутит: "Вернулись, чтобы отдать мои часы, товарищ старшина?" Сам же старшина, вначале кажущийся суровым и непреклонным, оказывается внутри добрым-добрым, как сок, поэтому готов делиться добротой с другими. Но хуже всех капитан НКВД, который и волевой и трусливый и упорный и бесхребетный. Чего он хочет (кроме Померанцевой), чего добивается мы так и не поймём. Плох по актёрской игре. Андрей Миронов-Удалов не смог показать ничего выдающегося, всё что он делал это лыбился и орал. Прямо как главный герой одного известного фильма Фёдора, нашего, Бондарчука. Но, массаракш, там это было обусловлено хотя бы особенностями персонажа. А в этом случае что? У тебя главный персонаж, пусть и криво прописанный, но ведь, Андрей, ты мог бы постараться. Что бы по поводу такой игры сказал твой дедушка? - Терпеть не могу блатных. - Товарищ старшина, вам слово не давали! Претензий к Марии Мельниковой нет. Она просто сыграла саму себя. Да и её персонаж появляется на экране максимум минут на пятнадцать. Вопрос в другом. Почему именно её взяли на роль центрального персонажа? К тому же взяли в 15 лет на роль более взрослого персонажа? И это учитывая то, что она нигде больше не снималась? Ааа, так её мама по фильму есть мама и по жизни. - Товарищ старшина, вам слово. - Терпеть не могу блатных. А вот Гела Месхи мог бы сыграть хорошо, если бы ему дали роль другого персонажа в другом фильме у другого режиссёра. То же касается и Сергея Жаркова. Плох по сценарию. В нём очень много лишних сцен и ненужных линий. К чему была линия с часами? Ни к чему. Убери её и ничего не поменяется. К чему линия с капитаном НКВД? Он не главный антагонист. Он вообще не антагонист. Убери его из сюжета и исчезнет только сцена с машиной. Ладно, две сцены с машиной. К чему персонаж Александра Наумовича? Чтобы в очередной раз показать, какая советская власть плохая? Что сажали только невинных интеллигентов? Лады-лады! Но оказал ли этот персонаж какое-то влияние на развитие сюжета. Нет. Убери его из уравнения и ничего не изменится. И к чему было притягивание боёв на Невском пятачке? Неужели Козлов внезапно осознав, что у него из-под пера выходит какой-то жалкий эпигон "Титаника" решил разбавить сценарий подражанием "Спасти рядового Райана" и подшлифовать "Дюнкерком"? А в итоге и про катастрофу вышло сумбурно и Невский пятачок получился пляжем Омаха. Даже в "Рубеже", тоже далеко не выдающемся фильме, бои на Невском были показаны лучше. Может тогда и не стоило включать их в фильм. Да, конечно, если все эти линии убрать, то кино внезапно окажется короткометражкой. Но может тогда стоило тщательней обдумывать сценарий? И может быть тогда в итоге не получилась бы абсолютно пресная и пустая картина? А разве таким должен быть фильм про одно из самых страшных кораблекрушений военного времени? Компиляцией из кусков чужих картин? Впрочем, меня это не удивляет. Наши современные творцы, задавшись целью переплюнуть западный кинематограф, даже не стараются создать что-то своё. Они лишь нагло передирают всё с буржуйского кинопрома, иногда целиком копируя сюжетные каркасы, операторскую работу, режиссерские ходы и даже музыку.
Да, если вы удивлялись, почему у советских бойцов были только винтовки, то спешу вас успокоить. Были и ППШ и пистолеты.