Фильмы СССР о хулиганской проблеме

Jul 26, 2018 01:39

После кучи боевиков, фантастики, шлаков и не очень про войну хочется посмотреть что-то про реальность, и чтобы эта реальность ещё и обладала реалистичностью. Увы, из современного нарочито предлагается тлько чернуха про криминали говно, в котором мы якобы живём. Читатель догадался правильно, это опять камни в огород Юрки Быкова, Звягинцева и всех остальных прочих, под них косящих. И я всегда не понимаю публику, восхваляющую их: ну да, снято хорошо, актёры играют, повествование интересное, ситуация взята из реального мира - но в конце всё скатывается в чернушный бред, далёкий от того, что ждал зритель, далёкий от того, что произошло бы в реальности (особенно, если в реальном событии финал был другой).

Тогда я обратился к таким драмам в кино советском, и основным костяком реалистических фильмов про криминал составили фильмы о хулиганах, объединённых темой противостояния простых граждан всякому оборзевшему чмырью, кончающимуся убийством кого-то из сторон. Мною были отсмотрены Подсудимый (хороший, но увы, чернушный местами) и Средь бела дня (его я считаю лучшей из этих работ). Там же, мне посоветовали посмотреть и другое кино, я честно пообещал это сделать - но обещанного, как говорится, ждут 3 года, и спустя время я представляю вам списковой обзор на фильмы этого жанра.

Фильмы объединяют следующие вещи:

* Злодеи все молодые. Если не школота, то чуть старше.
* Убийство - двигатель конфликта. Почти всегда.
* Главгад - непременно мажор из "элитной" семьи. Ещё Макаренко говорил - самые отморозки именно они. Всегда артистичны, всегда много заумно "базарят".
* Сложная мораль. Брать на поруки? Казнить? Но он же молодой?
* Судебная драма как двигатель сюжета (в большинстве случаев)
* [Спойлер]Хэппи-энд
--------------------


Обвиняются в убийстве
Год - 1969
Режиссёр-Борис Волчек
В гл. ролях: Елена Козелькова и Игорь Старыгин

Четверо быдланов докапываются до парочки школьников-выпускников, начиная избивать обоих прилюдно. Школьник (молодой Евгений Герасимов) даёт достойный отпор, но в итоге его запинывают до смерти, добивая бутылкой по голове. Дело ведёт судебное трио: старая с обострённым чувством справедливости, как бы тупой молодой и главная героиня - строгая молодая женщина. Казалось бы, всё бы ничего, нужные показания сняты, свидетели есть, осталось только выслушать стороны и огласить приговор. Но вот есть кое-какие проблемы:

* Гопота, науськанная главгадом (Игорь Старыгин, кстати), пытается вывести на минимальный срок, уйдя в несчастный случай вместо умышленного убийства с особой жестокостью
* Свидетели начинают нести ересь и выгораживать
* Родственники гопоты. Про это следует сказать отдельно - часто в нашумевших уголовных делах случается такое, что преступник вместо 7 лет за драку с леталкой получает 3, за разбой с отягчающими вместо 8 едет на 2-3 года, а то и вовсе условка. Дело в том, что потерпевший и его друзья, дав показания, думают, что уже всё, уроды будут сидеть - но в дело вступают мамаши, которые начинают БЕГАТЬ: сначала они бегают к родственникам терпилы, падая в ноги и разыгрывая слёзные спектакли; когда это не прокатывает, бегут на работу/учёбу/к влиятельным друзьям просить характеристики; когда не прокатывает и это, идут с шапкой по деревне, чтоб скинулись "на защиту моего единственного сыны, который наш раён от пришлых защитил". В свою очередь, марухи этих гопников, с непременным дитём на руках для усиления давления на мораль, ходят туда же, а дружки начинают прозвон и "капишь" по родственникам и свидетелям (что охуенно пресекается звонком в полицию). Бегонки могут и проканать - свидетели и потерпевшие сжаливаются и соглашаются на компенсацию. Если не проканало, и чмо таки село, мамаша отдаёт последние деньги на то, чтобы сыну посадили поближе, а не в Магадан отправили - чтобы сиделось хорошо. Мне такая ситуация знакома, мой дальний родственник из деревни неподалёку от города бандитствовал и с помощью маменьки постоянно скидывал себе сроки - до недавнего времени, пока его кто-то не застрелил во время очередного "дела".
* Оказывается, что гопники на хорошем счету - один там кого-то спас, второй - едва ли не передовик производства, третий вообще дружинник. Однако, прокуроры копнули их и выяснили, что затакой ширмой скрываются куски говна, заодно демонстрируя обратные стороны профессий. Это, увы, сделало фильму проблем с прокатом.
* И да, статья эта в те годы - расстрельная, потому надо думать, кого сажать, а кого под пулю.

В фильме очень хорошо показан суд с разъяснением некоторых моментов (например про отвод), отличная актёрская игра (с до сих пор узнаваемыми типажами) и отличный, суровый финал. Больше ничего говорить не надо - идите и посмотрите. Пара минусов - [Спойлер]не показали итоговый приговор и сцена с призраками.

Вот ещё - финальный монолог отца погибшего сильно заставил задуматься. [Спойлер]Стоит ли воспитывать из сына паладина на зависть и ненависть остальным или же сделать из него осторожного человека, более подготовленного к условиям реальности? Сам того не поняв, режиссёр поднял и эту тему.

-----------------


Несовершеннолетние
Год - 1976
Режиссёр - Владимир Роговой
В гл. ролях: Владимир Латенков и Станислав Жданько

Тот самый фильм, где гопник по кличке Гоголь был. По сюжету, в городок возвращаются два юноши - Женя, отслуживший в армии и Костя, некогда бывший гопником и севший по глупости, но решивший исправиться. Не найдя себе в городе занятия, оба решили свалить подальше с него, но есть проблема - шайка Гоголя наводит ужас на всю округу, к тому же, сманивая на свою сторону мальчишек. Герои решают решить проблему как с помощью кулаков, так и с помощью увещеваний.

Этот фильм мне понравился намного меньше. Несмотря на то, что герои очень хорошо сыграли своих персонажей (особенно удался Костя, который, наученный тюрьмой, старался никуда не лезть - игравший его Станислав Жданько, к сожалению, рано умер), да и тема поднята неплохо, фильм сильно наивный, судите сами:

* Вы бы стали с дурацкой улыбкой увещевать гопников, которые избили вашего племянника, порвав его наградной альбом? Особенно с учётом того, что пацан при помощи собаки сам их жестоко проучил. Тем более, отдача в секцию бокса в реале превратит быдло обычное в быдло боевое, пример был показан в забытом боевике Кровавый Ринг, где Боло Енг играл (там главгерой каратист пытался перевоспитать уличное быдло, в итоге сделав только хуже).
* Реклама самбо и АРБ (идите все служить и будете ладонями толпы раскидывать!) тоже выполнена наивно - я, кстати, боялся, что Гоголь сунет нож в спину герою, устроив ему дьявола из машины, как это часто любят делать наши киношники - [Спойлер]обошлось.
* На что рассчитывал Гоголь и его кореша, [Спойлер!]разворотив оранжерею в конце? В те времена он бы за это присел, а его родителям бы вставили пиздячек.
* Постоянные избиения внука уважаемой учительницы проходят относительно безнаказанно. В реале бы эти идиоты полетели бы из школ и прочно закрепились бы в ДКМ и спецучреждениях.

Вот ещё: героем в конце задался хороший вопрос, который был и в "Среди бела дня" - почему бы не усилить патрули в местах скопления людей? И ощущение такое было, что все события фильма под этот вопрос и подводят. Несмотря на то, что я с героем полностью согласен, фильм слабенький.

-----------------------------


Без права на ошибку
Год = 1975
Режиссёр - А.Файнциммер.
В гл. ролях - Олег Жаков и Лев Прыгунов

Снова перед нами судебное кино, и снова в центре внимания - убийство, только в этот раз убили именно чмыря - главаря местных гопников Романа Селецкого (Лев Прыгунов). На скамье - молодой парень, против которого все улики, но судья (снова главный герой, играет Олег Жаков), сомневается, что и введено в название фильма.
Неплохое кино, хоть и упрекают за наивность: "ага, наш суд ниибаца честный, и если ты благородный поступок сделал, нихрена не будет, а козлы все сядут". Согласен, но в фильме есть и поучительные моменты:

* Поучение женщинам на тему общения с "крутыми" альфа-самцами
* Такое же поучение и детям (если не хочешь лицезреть, как твоего папашу-фронтовика унижают и избивают твои "друзья", выбирай, с кем общаешься)
* Тема гордости и стыда - всё тот же избитый папаша, постеснявшийся давать показания из-за стыда, что его, крутого мужика, какие-то чмыри опустили.
* Парням, которые считают, что в одного можно кидаться на четверых и вообще поздно гулять в опасных местах.
* Ну и судьям, которым ошибаться действительно нельзя. Для тебя это рутинная работа, "ещё один дурак", а для кого-то - поломанные жизни от неправильного решения.

К просмотру рекомендую, хулиганы показаны и сыграны на отлично - так, чтобы зритель понял, что это ПРОБЛЕМА, а не кучка полудурков, на которых можно внимания не обращать. Бонусом хорошая песня идёт, со смыслом.
--------------------------



Признать виновным
Год - 1983
Режиссёр - Игорь Вознесенский
В гл. ролях - Александр Михайлов и Владимир Шевельков

Крутой мент Воронин (Александр Михайлов) в свободное от геройских подвигов время (в самом начале - крутая экшн сцена, которая вроде как тон задаёт, но чему? Фильм-то не боевик) занимается детьми старинным годным советским способом - перековывая их юношескую удаль во что-то полезное в виде кружков. Тут то фильм и переходит к нашей сегодняшней теме - один из таких подростков, Колян Бойко в исполнении будущего Гардемарина Владимира Шевелькова, наоборот, собирает банду и кошмарит прохожих. Повлиять на него через родню не удаётся - богатая мамаша на воспитание сына забила, тем не менее, стараясь защитить его от наездов законников, вследствие чего сынуля всё больше и больше охреневает, опускаясь до поножовщин.

Суть фильма я понял так - если ты полисмен, не надо сюсюкаться с чмырями и гопотой, с ними нужно жёстко и сурово. Да, ты перевоспитал девушку, что с ним ходила, но ты мог неоднократно накрыть Коляна уже за того пацана, которого в начале ограбили да и по делу отпиравшегося водителя, да и по ряду других эпизодов. В итоге, всеми кинутый Колян не нашёл ничего другого, как [Спойлер!]прирезать в конце эту самую девушку, что и привело его на скамью.

Фильм хорош именно этой, отрезвляющей как героя, так и зрителя (до этого фильм - типичная молодёжная мелодрама того времени) концовкой; в остальном же он заметно нудноват. Ещё в плюсы уйдут хорошая игра Шевелькова и красивая в молодости (да и сейчас) Вера Сотникова. После фильма останется только один вопрос - [Спойлер!]что стало с Ольгой? Её убили или нет?

--------------------

Если решились посмотреть эти фильмы, не забудьте про "Подсудимого" и "Средь бела дня", который из этой плеяды фильмов я считаю самым лучшим и реалистичным, особенно на фоне современной как бы реалистичной чернухи. Да, среди вышеперечисленных фильмов тоже есть "фантастика", но уверен - любой из них по интересности и реалистичному раскрытию проблемы уделает все подобные современные фильмы.

Спасибо что осилили, этот и другие мои обзоры - здесь: https://movie-rippers.livejournal.com/162224.html

могли бы и лучше, полезно, золотой фонд, положительный пример

Previous post Next post
Up