Последний рубеж (2016)

Nov 05, 2016 19:17



Все найденные в сети постеры к фильму аналогичного качества

год: 2015
страна: Россия
режиссер: Сергей Краснов
сценарий: Андрей Житков
продюсер: Александр Кушаев, Ирина Смирнова
оператор: Владимир Володин
В главных ролях: Алексей Демидов, Александр Лобанов, Аскар Ильясов, Наталья Бардо, Иван Кокорин, Макар Запорожский, Юрий Цурило и др.

Как известно, уже 24 ноября в прокат выходит долгожданный "народный фильм" "28 панфиловцев", деньги на который собирали действительно во многом за счет пожертвований. И немножко за счет государства, причем деньги выдал большой знаток отечественной истории и несомненный патриот министр культуры Владимир Мединский. Это экранизация очень известного мифа войны, заслонившего собой реальный события, что задолго до премьеры вызвало бурное обсуждение. Однако интересно, что экранизация мифа о панфиловцах УЖЕ существует и совсем недавняя, однако выход ее прошел без всякого внимания. Речь о мини-телесериале "Последний рубеж", который вышел на канале "Россия" 8 мая 2016 г. Шума он явно не вызвал и потому те, кто давно уже не смотрит отечественный зомбоящик, явно его пропустили. Я сам узнал об этом фильме совсем недавно и решил заранее ознакомиться с ним до выхода "Двадцати восьми панфиловцев", чтобы узнать, как решили справиться с темой "ненародные" киноделы. Сразу предупреждаю, что отзыв не критический, хотя критиковать фильм я буду.

Битвам панфиловской дивизии под Москвой в кино не повезло. Несмотря на великую книгу А. Бека, экранизаций ее было только три - не самых удачных. Да и те - по мотивам. А из этих трех две - казахстанские и мало кому известные. И вот выходит очередной фильм о боях под Москвой дивизии Панфилова... Несмотря на то, что он не особо акцентируется на самом понятии "28 панфиловцев", это экранизация именно этого знаменитого мифа о панфиловцах. Ибо в основных чертах он соответствует конструкции этой истории.

Сюжет развивается на протяжении четырех серий, каждая примерно по 45 минут. Вкратце, сюжет в следующем. В первой серии командир и комиссар неоднократно обсуждают, как им сплотить роту, которая состоит из едва призванных новобранцев, пороху не нюхавших. Если вы думаете, что они придумают что-то особенное - то нет, по большей части рота будет сплачиваться сама, так как у командира в запасе только методы наказания и поощрения. Тема политрука в сериале раскрыта, но почти не раскрыта тема политработы - сценарист, очевидно, об этом просто забыл и большую часть сюжета Клочков проведет за исполнением фактических функций командира, да еще несколько речей скажет. Далее герои едут на фронт и обустраиваются на позициях, а также знакомятся с местным населением. Благодаря небольшой стычке с передовым разведотрядом они получают трофейные документы, которые говорят им о готовящемся немцами месте прорыва. Однако русские не знают, что карта была наживкой и в итоге немцы наступают совершенно в другом направлении - у деревни Дубосекова, где обороняется наша рота. Не имеющая адекватных средств ведения боя против численно превосходящего врага рота гибнет смертью храбрых практически в полном составе, но одновременно уничтожает все танки. Конец.



Фильм оставил довольно двойственное впечатление. С исторической точки зрения "Последний рубеж" - далеко не самый худший. Видно, что сценарист более или менее пытается соответствовать реалиям той эпохи и особой клюквы тут нету. По большей части, ляпы связаны с дешевизной сериального формата. Например, перед нами рота всего из 28 человек, что невозможно по определению. Отрабатывают тактику противотанкового боя они, по приказу Панфилова, на тракторах - деталь реальная, в отличие от тракторов, потому что в сериале используются трактора ХПЗ 1950-х годов. По пути к фронту эшелон роты бомбят нарисованные самолеты, но вместо разгрома поезда - только очень небольшой пожарчик где-то сбоку. Сам самолет, напоминающий Юнкерс, можно сбить из винтовки Мосина на значительном расстоянии - видимо, сценарист вспомнил эпизод из "Василия Теркина", а художник самолетика - нет.



Не раз говорится, что тылы не подтянули, поэтому рота во всем нуждается - но неизвестно откуда им доставляются консервы. В роте есть одна пушка и коновод, но нет лошадей - видимо, пушку на руках таскают. Три десятка солдат и маленькая кучка местных жителей не без труда, но делает за день не только окопы для обороны, но и укрепленный блиндаж, так как для создания последнего достаточно троих человек. И т.д. и т.п. В общем, сериальный бюджет сводит все происходящее до почти микроскопического масштаба действия - возмущаться этим бессмысленно, надо принимать как факт. Тем не менее, здесь и довольно много адекватно отображенных реалий военного времени, так что перечисленные ляпы я считаю не особо существенными.

Гораздо хуже со смысловым наполнением. Так как это довольно сериал с небольшим бюджетом, то надо как-то растянуть действие на три часа. В итоге мы получаем довольно много разговоров и взаимоотношений героев и при этом минимум боев и развития. Видно, что сценарист пытался раскрыть нам персонажей, но по факту лучше всего были раскрыты типажи командира Гундиловича и комиссара Клочкова. Они просто... просто правильные. Такими, какими и должны быть в хорошем военном фильме. Гундилович - это хороший командир, не гений полководческого искусства, но и не бездарь. Грамотный и честный военный, решительный и волевой, с головой на плечах. Клочков показан как персонаж не без слабостей и ошибок, все-таки и он сам в армии новичок, бывший мелиоратор. Ему тяжело привыкнуть к новому назначению - но справляется он для новичка вполне неплохо и делает нужное для поддержания в роте порядка, поведение его вполне естественное и адекватное.





Остальные герои, простые парни, тоже показаны вполне неплохо, хотя за четыре серии раскрыть их полностью так и не удалось. Сплочения бойцов, о котором говорили в самом начале, тоже, по сути, не отразили, хотя и пытались. Основное внимание, по сути, кроме подготовки и боев уделено двум любовным линиям. Первая - линия молодого и честного, хотя и немного безалаберного новобранца Безродного из детдома с девушкой Дашей из ближайшей деревни; и вторая - самого Клочкова с военной медсестрой из лазарета. Сразу предупреждаю, пошлости или половых страстей тут нет, хотя слишком накаченная ревность соперников присутствует. Также обращает внимание, что любовь развивается очень быстро даже по военным меркам. Буквально за несколько дней герои успевают полюбить друг друга навеки так, что готовы пожертвовать своею жизнью. Хотя любовные линии показаны, как по мне, не без проблем, но вполне адекватно, без излишних соплей.



Что мне понравилось - фильм не черно-белый. То есть, он не рисует наших бойцов как этаких святых или непогрешимых людей, но и в чернуху не скатывается. На протяжении всего фильма бойцы не раз говорят в строю, устраивают самоволки в прифронтовой полосе, просят постоять за меня в карауле, устраивают между собой одну драку, а один из главных героев пытается спереть яйца с базара - но все это изображено вполне реалистично, без надрыва, мы понимаем, что герои - на самом деле люди неплохие и их поступки не вызывают отторжения, а служат для раскрытия героев. Военное командование ведет себя при этом абсолютно адекватно: когда надо - жестко наказывает, когда надо - делает строгое внушение. Про плохое снабжение говорится на раз, но внимания на этом не акцентируется - солдаты понимают, что не скандалов, надо родину защищать. Даже парочка отрицательных персонажей изображена без карикатурности, а герои, кажущиеся отрицательными, оказываются вполне неплохими людьми. И да, на весь фильм - ни одного НКВДшника! На мой взгляд, отношения на войне здесь показаны вполне адекватно, без лакировки и без очернительства, в этом отношении все было сделано абсолютно грамотно и меня такое приближение к реализму порадовало.



К слову, помните, как в трейлере "Двадцати восьми" затрагивалась религиозная тема? Так вот, и тут это есть. Правда, в духе "Сталинграда" Бондарчука - за весь фильм единственный перекрестившийся солдат. Ну, я не возражаю, черта эпохи, все же не стоит сбрасывать со счетом что даже по Всесоюзной переписи 1939 г. населения формально 56,7% считало себя верующими, хотя это явно было в основном старшее поколение. А кому не нравится - есть комиссар, который кричит "За Родину! За Сталина!" - тоже черта эпохи.



Фильм, впрочем, составлен, как это обычно бывает, "по мотивам" не только реальных событий, но даже самого мифа о панфиловцах. Рота как будто высылается на фронт в полном составе (из 28 человек, напомню!), хотя в реальности дивизия была сформирована в полном составе, на фронте воевала уже не первый день и перед знаменитым боем в нее просто было влито пополнение. Несмотря на формирование в Казахстане, о чем не раз говорится в фильме, тема казахов раскрыта всего одним зеленым и немного бестолковым коноводом, над которым постоянно подшучивают, а потом он почему-то оказывается в пехоте. Причем этот молодой пацан носит имя Аликбай Косаев, которому в реальности было 36 лет. Биография Клочкова пересказывается точнее, но реальный Клочков был женат, а в фильме влюблен в медсестру и про жену ни слова. Знаменитого сержанта Добробабина, который у немцев стал полицаем, нет - хотя есть стрелок ПТРД Доброволин, который не имеет ничего общего с прототипом кроме фамилии, факта участия в боях на Халхин-Голе. И еще его тоже буквально танк переехал, хотя гранатами, в отличие от мифа, он тут не обвязывается. Остальные герои, похоже, вообще прототипов не имеют. Еще отмечу, что в фильме у полка всего две пушки обр. 1927 г. - одну имели при отъезде на фронт, вторую нашли в местном музее. В реальности, хотя вооружение полка с ротой неизвестно, там явно было куда больше двух мелкокалиберок. Бюджетные ограничения, видимо... Бои также ведет только "рота", а про сам полк ничего не говорят. Так что фильм надо воспринимать как этакий "микс" реальных событий, ибо, как вы понимаете, условностей тут через край.



Неожиданно большим плюсом фильма являются актерские работы. К ним никаких претензий. Вот вообще никаких. Играют все, конечно, не как Смоктуновские, но я не заметил, к кому вообще можно придраться. Актерский состав здесь не особо затертый, из узнаваемых лиц - Юрий Цурило в роли Панфилова и Иван Кокорин, известный как Чугун из "9-й роты". Есть Илья Коробко, недавно снимавшийся в главной роли в "Единичке". Остальные герои, как подсказывает интернет, вышли из сериала "Молодежка", который я не смотрел и потому их не узнал. А, еще забавно было видеть среди публики пермского паренька из "Поиска", которого из Чечни перевели служить в РККА)) Правда, по факту лучше всех играют те герои, на которых акцентировано действие - Гудилович, Клочков, Доброволин, их пассии и т.д., но и остальные не фальшивят.



Доброволин и ветеран Чечни



Герой второго плана, будущий Александр Матросов

Увы, но все же фильм весьма сильно провисает по части и действия, и особенно сюжетной драматургии. Если мы снимаем военную трагедию, а не просто военный сериал, то тут мало правдоподобных персонажей и адекватного военного быта - нужна четкая сюжетная конструкция. А с этим в сериале не слишком качественно. На протяжении всего сериала нет даже ощущения, что скоро наступит враг и многие, если вообще не все, герои погибнут. Войны вообще довольно мало из-за того же дефицита бюджета, хотя его старательно маскируют. Реалии событий сильно размыты - действие идет на условном военном пункте, условной железной дороге, условной деревни Дубосеково. О том, насколько важна рота для боев (а мы ведь помним, что бои под Москвой были ожесточеннейшими) - вообще почти не упоминается. В итоге смотреть, по большей части, скучновато, так как большую часть времени мы видим нередко приятные, но далеко не всегда нужные эпизоды, в целом не нанизанные на сюжетную линию - хотя, в принципе, она вполне четко просматривается, если присмотреться. Может быть, укороти сериал вдвое, за счет концентрации действия фильм бы выиграл - но увы.

И да, по факту так и "не смогли" в кульминацию действия - сцену финального боя. Я уже сказал о том, как много в фильмах условностей. Но сцена боя в этом отношении - особо грустное зрелище. Дело не только и не столько в режиссуре, хотя она здесь тоже скорее средненькая и пытается нередко выдавать нагора сериальный пафос или героизировать превозмогание, что смотрится порядком картонно. Речь в нереалистичности боя, совершенно очевидной каждому, кто хоть что-то понимает в этом. Вкратце для заклепочников - как выглядит сцена боя. Вначале герои ждут шесть танков, но к их удивлению вылезает двадцать. Это не такое уж и расхождение с мифом, в разные времена называлось до 54 (!) танков. Более того, в фильме Шальопы обещают уничтожение всего лишь 18. По фильму, у роты два ПТРД и две пушки-полковушки образца 1927 г., одну из которых тут же подбивают. Танки эксплуатируют все киноштампы старых фильмов. Наступают они, само собой, медленно и величаво, проходя десяток метров за полчаса как трактора. Наступают, разумеется, фанерные условные "Тигры" из 1942 года.





Сначала бойцы не могут их подбить, но потом стараются изо всех сил и таки одерживают успех. Командир роты лично управляет расчетом 76-мм полковушки, подбивая танки с борта, а стрелки ПТРС метят между корпусом и башней. Так рота одерживает победу, хотя с очень большим трудом. При таких невообразимых стараниях теряют они, как ни странно, всего двух убитых, трех раненых и одного расстрелянного дезертира. Сама рота при этом переколотила чуть ли не половину танков. Танки в ответ (без шуток!) пытаются обойти роту с фланга. По чистому-то полю. Конечно, ведь ни шума моторов, ни дыма так не видно. Далее идет довольно много трагических сцен, когда все понимают, что шансов победить нет, патетическая и неожиданно неплохая речь комиссара, а далее бойцы делают вещи прямо-таки невозможные: например, переворачивают в одиночку пушку или бросаются с гранатами прямо под танки. Гранаты, разумеется, оказываются очень эффективным оружием против танков - надо только закинуть их под дно или на корму, где, по мнению сценариста, должны быть взрывающиеся баки, и будет небольшой взрыв с пожаром. В итоге, погибнув практически целиком, бойцы останавливают все танки,, наступление на Волоколамское шоссе (а по фильму, наступают именно на него) сорвано - видимо, больше танков у немцев не нашлось. Потому что танки наступали, как это обычно в фильмах и бывает, без пехоты, которая в жизни не давала бы стрелкам высовываться. Также у условных "Тигров" есть пулеметы, но использовали они их по каким-то причинам редко. Вот так "Последний рубеж" отвечает на вопрос тех, кто в преддверии "Двадцати восьми" спрашивал: "А как они вообще покажут, что 28 человек ухитрилось уничтожить 18 танков?". "Горячий снег" после этого, несмотря на скромный бюджет времени - образец реализма.

В конце фильма мы имеем удовольствие лицезреть корреспондента "Красной Звезды" Кривицкого, который с большим сочувствием расспрашивает о произошедшем, хотя фильм тактично оставляет открытым вопросом, что было дальше и явно не догадывается, что Кривицкий посещал части полка в декабре при их отводе в тыл на новое формирование. Более того, вполне возможно, что он сочинил историю о бое, не выходя из политотдела.



Как известно, в реальности все было намного печальней. У Дубосеково оборонялись части 2-го батальона 1075-го стрелкового полка дивизии Панфилова: правый фланг - ОП Петелино - 6 рота, центр - ОП "Дубосеково" 4-я рота, левый фланг батальона и полка, на линии Дубосеково-Ширяево - 5-я рота. Сплошной линии обороны не было. Из противотанковых средств у роты было неустановленное число мелкокалиберок с невысокой пробиваемостью и неизвестное число (4 штуки на весь батальон) ПТРД, реальные боевые возможности которых были невысоки: они отличались невысокой бронепробиваемостью, особенно при использовании патронов с пулями Б-32, и могли поражать немецкие танки только с близкой дистанции исключительно в борт и корму под углом, близким к 90 градусам. Противотанковые гранаты были ещё более слабым средством - они пробивали до 15-20 мм брони при условии непосредственного прилегания к броневому листу, поэтому их рекомендовалось забрасывать на крышу танка. Наступали на красноармейцев части 316-й дивизии вермахта: 2-й стрелковый полк, 2-й батальон 3-го танкового и 2-й дивизион 74-го артиллерийского полка дивизии. Утром 16 ноября немцы провели разведку боем. По воспоминаниям командира полка полковника И. В. Капрова, на батальон наступало 10-12 танков противника. В бою полк уничтожил 5-6 танков. Немцы отошли, подтянули резервы и через 40-50 минут боя разбили полк, который был вынужден уходить на новые рубежи. По оценке командира полка И. В. Капрова, в 4-й роте Гундиловича из 140 человек уцелело всего 20-25 чел. во главе с ротным. Причем этим группам в отличие от более северных соседей - остатков 6-й роты в Петелино, остатков 5-й роты и батальона Момыш-Улы севернее Ширяево - вообще повезло, что наступающая армия задела их "крылом", что позволило уцелеть от зачистки территории наступающими немецкими частями и сбежать немногим красноармейцам в лес. Немцы же продолжили наступление, громя 1075-й и 1073-й полки. В дальнейшем противник был остановлен при помощи противотанкового резерва дивизии, артполка ПТО и двух подтянутых танковых бригад. По советским данным, в боях 16 ноября весь 1075-й полк подбил и уничтожил 9 танков противника. Тем не менее, в результате кровопролитнейших боёв 16-20 ноября на Волоколамском направлении советские войска большой ценой остановили наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта и тем самым затормозили его наступление на Москву.



Орды тевтонов идут на Дубосеково!

Но нереалистичность концовки, как я уже сказал, это полбеды. Сценарий подзатянут и хотя нам пытаются раскрыть всех персонажей, раскрывают в основном только с пол-десятка. Режиссура пытается быть хорошей, а выходит средней. Пафос нередко такой детский, что становится даже как-то неудобно - особенно в сцене, где сценарист очень хотел убить Безродного со своей любовью и привел девушку прямо на поле боя! Да и вообще, количество условностей войны слишком уж велико для фильма, где общий исторический фон в целом вполне соблюдается. И это, конечно, печально, поскольку очень сильно вредит фильму.

Не стоит воспринимать все сказанное так, что фильм в итоге провальный. Нет, я бы сказал, что он во многих отношениях неплох и даже выше среднего и даже близко не сравним с рядовым уровнем шлака нынешнего "военного кино". Но, увы, фильм не дотянулся окончательно до исторической правды, а также ему очень сильно не повезло с грамотным режиссером - это какой-то Сергей Красной, сериальный подельщик, судя по списку на кинопоиске. В этом все, пожалуй, и дело. Потому что в остальных отношениях фильм не так уж плох. Игра актеров, повторяю - практически без претензий. К декораторам и костюмерам тоже нет никаких претензий, учитывая скромный бюджет. Сценарист, несмотря на кое-какие провалы и попытки сделать логичной версию боя, изложенную по мифу, в общем, выдал вполне пристойный сюжет, хотя сделать можно было лучше. А те, кто скажут, что я его перехваливаю, пусть учтут, что это сценарист "Ночных ласточек", в которых летчики ходили в рейды вместе с разведкой. По сравнению с ними, "Последний рубеж" - образец реализма. Так что вина сценариста в том, что не он избавился от старых грехов незнания истории и перевирания реальности, хотя в целом он на пути к очищению.



В общем, моя претензия к фильму - что его стоило сделать лучше. Я не сомневаюсь, что авторы честно старались и в общем я оценил эти старания. Но увы, фильм показывает, что одного только желания делать хорошо и знакомства с тем как делать хорошо, еще мало. "Последний рубеж" укладывается в тенденцию последних лет, когда кинематографисты поняли, что хватить кормить народ дерьмом про войну и стараются делать действительно хорошее патриотическое кино. Иногда получается деньговыжималка (Сталинград, Битва за Севастополь), иногда - действительно неплохое кино (см. Брестская крепость, Дорога на Берлин, Буду помнить, Старое ружье), иногда - честный замысел при плохом исполнении (Единичка, 72 часа). Последний рубеж, увы, ближе к последнему, хотя я отмечу - он честно пытается соответствовать заявленной планке хорошего военного фильма в традициях советской школы. Увы, его плюсы и минусы - это болезнь роста наших кинематографистов, не отягощенных серьезным опытом сценарной и режиссерской работы. С актерской, как показала практика, у нас в целом не так уж плохо. Будем надеяться, этот рубеж действительно станет последним.



И да, относительно тонкой темы - героизации мифа о "28". Я лично противник мифа о 28, но фильм меня в какой-то мере действительно примирил с этой темой - правда, только в данном конкретном случае. Основная претензия к мифу о панфиловцах ведь не в том, что "героев не было", а в том, что их было не 28 - а полторы тысячи, вся дивизия. И очень некрасиво, когда люди, которые отвечают за память о войне, поддерживают фальшивку. Нельзя, чтобы какой-то заезжий журналист просто так ухитрился героизировать группу бойцов по совершенно случайному подбору, да еще приписав им нереалистичный бой. Тем самым был заслонен подвиг остальных героев, которые делали в полном составе все возможное для остановки неприятеля. Увы, подвиг оказался известнее даже всей дивизии, даже несмотря на великую книгу А. Бека и экранизации. Фильм же хотя и следует в основном легенде, во многом "размывает" ее черты, делая и конкретные обстоятельства боя, и биографии участников более условными, распространяя их на опыт всех участников войны. И тем самым делает подвиг панфиловцев хоть и чуточку, но ближе к реальности. Слабое, но все же утешение.

В заключение могу сказать, что это мое личное мнение и любой желающий может изложить свои впечатления в комментах или сам посмотреть фильм. Можно даже с детьми предподросткового возраста - половых сцен нет, жестокость смерти есть, но подросткам сойдет. Немцы в фильме изображены мимолетно и карикатурно, ничего интересного, но представление о характере боев под Москвой и вообще о том, как жестока была война, фильм в целом дает.

киноляпы, могли бы и лучше, кено и немцы, альтернативная история, положительный пример

Previous post Next post
Up