Режиссёр: Тео Пирри
Актёры: Лиз Феннинг, Стефен Мэнли, Дэвид О`Доннелл, Francesca Santoro
Сценарий: Тео Пирри
Оператор: Spencer Hutchins
Попался мне тут на глаза фильм "Охотники за привидениями" с доставляющим синопсисом.
Когда в новом доме были убиты дочь и жена главного героя, он обратился к охотникам за приведениями, чтобы запечатать их души и упокоить их с миром. Однако охотники зашли слишком далеко и призраки показали всю свою враждебность, открыв настоящую зловещего тайну дома.
Проверка показала, что это мокбастер знаменитой студии Азайлум, сделанный к выходу третьей части "Охотников". Тут я даже подумал - а чего это фильм называется Ghosthunters, если оригинал всегда назывался Ghostbusters? Оказывается, busters - это разговорное американское "мощное средство поражения" или "парень, малый", или "что-л. замечательное, потрясающее, сногсшибательное". Так что наши оригинальные охотники за привидениями - это скорее что-то вроде "поразителей приведений" или "ушататели привидений"... А вот перед нами теперь настоящие охотники, гост-хантерс! Посмотрим, что же наснимали азайлумовцы и неужели им удалось снять фильм хуже, чем у Пола Фиги?
Уже начало дерганным монтажом обещает нам непередаваемые эмоции. В некоем доме в кресле-каталке сидит испуганная баба, привязанная колючей проволокой. Сердце ее подключено к медицинскому аппарату, показывающему биение, а впереди лежит без сознания какая-то девочка. Тут заходит и главврач в изолирующем костюме.
Кажется, я понял, как проходил кастинг этого фильма...
Ну что же, уж на что посредственным квестом был Still Life 2, а все же подарил авторам фильма запоминающегося маньяка во всем резиновом. Правда, ему добавили котелок и на противогаз зачем-то натянули клюв как у дятла, чтобы вызвать ассоциации со средневековыми докторами.
Поболтав о том, как бьется сердце, добрый дядя-дятел раскачивает бабу на креслице и бросает на прикрепленный рядом на палке нож. Ибо тщательно зафиксированный пациент к вскрытию готов.
- Мамочка? - вдруг просыпается девочка на полу.
Что, доченька? - как бы спрашивает та.
И подыхает. Полюбовавшись инсталляцией, дятел подходит к девушке. Дикий крик - и-и-и-и... Утро! Начало нового дня!
Крупные планы некоей церкви - и нам показывают двух мужиков, которые стоят на улице, неубедительно делая вид, что только что пришли с похорон нашей парочки. Из очень обрывистых диалогов становится понятно, что дятла по кличке Ночной охотник схватила полиция, но дом как место преступления опечатан. Оказывается, чувак слева - это Генри, а чувак справа - это Нейл. Они тут что-то вроде аналогов Дэна Экройда и Гарольда Рамиса - в том смысле, что Генри изобрел машину для вызова духов и хочет ее запустить, невзирая на то, что здание опечатали, а Нейл пытается его безуспешно одернуть...
Охотники за привидениями уже не те...
И вот мрачные кадры заката, скачанные из интернета... В дом к Генри заодно едут его подружки - их зовут... Э... Да по хрен, как их зовут, я буду звать их Белая и Черная. Играют они хреново и говорят совершенно пустые фразы, только чтобы мы потом не удивлялись, кто они вообще такие. Едут они к Генри, чтобы "утешить" его. И судя по рожам этих баб, лучше бы Генри утешали трансвеститы - они и то симпатичнее.
Нейл заодно притащил с собой утешать Генри свою девушки Эми более-менее нормальной внешности. Так что, думаю, утешение пройдет более или менее неплохо, в духе таких великовозрастных вечеринок...
На самом деле ребята притащили всех этих баб, чтобы помочь в запуске машины, ну, и растрепать потом это людям - Эми репортер-фрилансер. Итак, компашка входит в мрачный неуютный дом. Передвигаться далее нужно исключительно благодаря фонарикам, так как светом Генри не пользуется - ибо всплеск электромагнитных полей может говорить о присутствии призраков, которые представляют из себя вид энергии. Что вы так на меня смотрите, я цитирую Генри. А что вам не нравится? Наукообразная чушь Дэна Экройда что, была умнее? В общем, мужики здесь проводили эксперименты по вызову духов, так как Ночной дятел убивал тут людей и была возможность пообщаться со свежими духами. Но он неожиданно вернулся и пришлось бросить машину, которую, конечно, полиция не заметила, когда осматривала место преступления. Но теперь он уже не вернется - уверенно заявляет Генри.
Несмотря на то, что счетчик Гейгера в руках Генри верещит как сумасшедший, он не обращает на это внимания и вся компания заходит на чердак. По пути Генри немного пофлэшбэчил через трэшевые кадры о смерти баб, но потом оправился, а репортерка что-то задвинула про негативную энергию. И вот она - та самая машина по вызову духов! У-у-у-у!
Вы скажете: "Ну ё-моё, это просто несколько старых корпусов от блоков компьютеров и запчастей от пылесосов, перетянутых проводами и с неоновой подсветкой!" Ну да. И что? В Охотниках за привидениями-3 вообще были старые радиаторы и кулеры с материнских плат с той же самой отвратительной неоновой подсветкой. Далее Генри объясняет Эми на диктофон полную псевдонаучную чушь - дескать, машина генерирует эктоплазму призраков и одновременно их ловить, генерируя "электромагнитную энергию" (с) и превращает ее в эктоплазму. Таже машина теоретически может сообщить по эктоплазме, как по отпечаткам пальцев, личность призраков. И задачей Генри себе ставит найти души убитых баб - Марты и Геби.
После этого Генри решает зачем-то походить по дому и вдруг его счетчик Гейгера снова начинает бешено щелкать. Генри замирает и и пялится на лестницу, по которой кто-то идет. Долго пялится. Очень долго. И вот наконец приходит... приходит... ПРИХОДИТ!!! Нейл. Который резонно спрашивает - чего ты тут стоишь? Генри в шоке оборачивается и видит захлопывающуюся дверь, бац - призрак! - бац! - Генри просыпается на столе!
Потом Генри показывает Эми специальные очки, с помощью которых можно увидеть духов. Правда, можно? - удивляется Эми. Конечно, можно, универсальные очки из фильмов про стимпанк могут и не такое!
Да, вы правильно поняли, призраков-электромагнитные поля можно увидеть с помощью обычых линз.
И баба ходит по всем углам, пялясь в стимпанк-очки, которые изнутри мигают как видеокамера, пытаясь нагнать саспенса.
Я вижу плагиат...
На самом деле эти очки продаются в интернет-магазинах, их один умелец в Ванкувере делает. Говорят, стоит 175 баксов - как видите, азайлумовцы готовы ради реквизита на большие финансовые жертвы!
Конечно, баба в какой-то момент напарывается на призрак старухи и теряет от шока сознания. Придя в себя благодаря Нейлу, она говорит что-то типа - я не уверена, это могла быть игра света. Да-да, игра света, которую ты хорошо рассмотрела и она даже кричала.
Ладно, короче, мужики уже поставили магниты в машину и готовы ловить духов. Но тут Эми своими очками видит, что край коробки испачкан спермой невидимой эктоплазмой! Вся команда охотников приходит в возбуждение и начинает пафосно бегать вокруг аппарата, имитируя сложный процесс запуска. Больше всех старалась Белая за компом, которая кагбэ настраивала программу. И после трех секунд после включения Нейл вырубает аппарат, а Белая говорит: "Оно в машине!" Вау. Вот это экшн. Вот это суперсцена ловли призраков! Да сам Пол Фиг не смог бы снять лучше! Оригинал побит!!!!
Типичный призрак выглядит как красная краска на дне пробирки со спиртом
При взгляде на пробирку Генри неудержимо рвет рваными кадрами, где призраки через демонстрацию дешевой расчлененки говорят - мол, око за око, зуб за зуб, забрали нашего, мы заберем ваших!
Тут Черная, о которой все забыли, начинает паниковать - мол, извлечение эктоплазмы из окружающей среды это неэкологично опасно! Но ее успокаивают, что все идет по плану, как у Летова, а Эми, которая 10 секунд назад сомневалась, что это вообще эктоплазма, предлагает взять и пойти вниз, призраков половить. Почему бы и нет, говорит Нейл, нам нужно только бла-бла-бла наукообразная тарабарщина отсоединить магнетизатор и перевезти машину на каком-нибудь двигателе или генераторе. Итак, Нейл, накинув куртку, идет на улицу и копается в мусоре у двери, где наверняка лежит целый и исправный генератор. И, конечно, не замечает, что у него за спиной походкой Майкла Джексона кагбэ саспенсово проходит неизвестный. Кто бы это мог быть?
Тем временем оставшаяся компания сидит у компа и смотрит, как Белая в беспорядке щелкает по клавиатуре, пока на экране мелькает бессмысленный набор цифр, имитирующий расшифровку кода. И наконец компьютер переводит данные в двоичный код благодаря "уравнению Максвелла" (с).
Уравне́ния Ма́ксвелла - система уравнений в дифференциальной или интегральной форме, описывающих электромагнитное поле и его связь с электрическими зарядами и токами в вакууме и сплошных средах. Вместе с выражением для силы Лоренца, задающим меру воздействия электромагнитного поля на заряженные частицы, образуют полную систему уравнений классической электродинамики, называемую иногда уравнениями Максвелла - Лоренца.
И как это уравнение может расшифровать эктоплазму? Как такие формулы вообще могут помочь познать сверхъестественное? Что дальше? Они нарисуют на земле таблицу логарифмов и вызовут дьявола?
Короче, двоичный код решили дешифровать микрофоном - так сказать, послушать голос с другого света. Надеюсь, это будет не пердеж, как у Пола Фиги... Как раз в это момент Генри решает пойти посмотреть, куда делся Нейл. И находит его, как ни странно, живым и здоровым.
Более того, Нейла находят аж два Генри, один из которых тут же исчезает. Нейл несколько в ахуе, что исчез двойник - но зато он нашел тройник двигатель и цепь. У себя на чердаке ребята несколько в шоке от такого поворота событий, но Черная, оказывается, небесполезна и предлагает свои услуги - она притащила на сходку какую-то колдовскую книгу, в которой содержится подробная инструкция о том, как бороться с призраками. Это ненаучно! - гордо заявляет Генри, но потом под напором Черной почти сразу соглашается нарисовать вокруг колдунские знаки, чтобы сдержать призраков. В самом деле, если электромагнитные поля ловят духов, то почему семиотика не может работать? На кухне Генри с Черной находят соль, пока наш призрак-пострел опять мелькает у них за спиной, пытаясь напугать зрителя. Соль уходит на рисование какого-то знака, который запирает двери призраку. Далее зритель вынужден смотреть, как Генри и Черная расстаются, медленно ходят по дому и пялятся на неубедительные скримеры типа "сам собою включился свет/телевизор/откатилась банка - что бы это значило?".
Черная хватает Генри и начинает пищать: я что-то видела, они сказали, что мы должны убраться! Паникует девочка, призраки просто показывались в отражающих предметах и ничего не говорили. И вот на 37-й минуте начинается экшн - Полтергейст разбушевался! Он запирает идиотов в кладовой, начинает угрожающе хлопать дверями, ранит Генри ножом, а потом бьет его посудой!
Израненного Генри притаскивают на чердак. Вместо того, чтобы свалить, он говорит - мол, Марта и Геби могут пострадать, так что мы должны остаться. Какой туп... благородный, правда? Только в эту минуту мы понимаем, что это были его жена и дочь. Тогда Белая врубает расшифровку, но, конечно, там ничего нет, кроме унылых бабских криков и зловещего шепотка. Черная истерит, кричит: "Вы сами не знаете, с чем связались!" и сваливает. Внизу ее приманивает в комнату своим сладким голоском Генри-двойник, и Черная попадается ему как полная дура, даже не подумав, что Генри только что был у нее за спиной на чердаке. Дальше режиссер не придумал ничего умнее, чем вставить плагиат Сияния.
Впрочем, нет, вместо страшной надписи на бумаге призрак тупо забивает бабу ножом. Минус один. А все остальные, кроме Генри, отправляются вниз искать эктоплазму, вооружившись сканером, напоминающим помесь миноискателя с огнеметом. Работает этот сканер, кстати, совершенно хреново...
Генри тем временем мучают кошмары, в которых к нему приходит теща мертвая жена и дочь, поэтому он утешается с помощью пробирок, выпивая их прикладывая к щеке. Остальная компашка набредает на комнату с каким-то ритуальным залом. Под столом Эми видит через очки призрака и ребята с испугу шмаляют сканером, что выглядит примерно так...
Тот неловкий момент, когда в 1984 году спецэффекты были лучше... Хотя чего вы хотите от студии, которая стрельбу из пулемета показывает его шевелением в кадре с накладыванием потом звука и имитации огня?
Странным образом Эми попадает в прошлое, снятое на плохую пленку из 90-х, и видит, как Дятел убивает в этой комнате жертву, впаривая ей что-то про принесение в жертву Авраамом Исаака. Так или иначе, дух пойман и дешифратор прокручивает крики жертвы перед смертью. Эми в шоке и начинает задвигать, что чувствует тут что-то дьявольское. "Чувствовать себя странно это нормально, когда вокруг духи", - говорит Нейл. Золотой фонд цитат!
А в это время к дому прибывает патрульный полиции, похожий на постаревшего Шайю Лабафа, который должен проверить дом на предмет несанкционированного вторжения. А вся компания вместе с Генри опускается в подвал, где потолок увешан страшными крюками для мяса. Там все повторяется - и призрак в очках, и его ловля со светом как от лампы, и перемещение Эми в прошлое, где Ночной Дятел пытает жертву, кормя ее человечинкой. Патрульный же чем-то не понравился призраку, поэтому он запирает его в машине и душит белым дымом, который хорошо распространяется в передней половине салона, но почему-то не задней. Наверно, там пуленепробиваемое стекло стояло.
Эми же, придя в себя, все рассказывает ребятам и отходит подышать свежим воздухом в коридор. А тут как раз Марта проходила, поэтому Эми посмотрела, как она качается на кресле-качалке. Предупредив, что ОН вернулся, призрак исчез, а тут как раз и наши охотники подвалили. Узнав о Марте, Генри решает взять стул на экспертизу, но его пытается задушить злая занавесочная бахрома!
К счастью, храбрая Эми не растерялась и захватила призрака в плен. Только тут до ребят дошло, что Охотник вернулся. Оставив Генри без сознания на произвол судьбы на чердаке, они идут за Гэби. Причем меня больше всего интересует, почему очки по-прежнему носит Эми, а не оператор сканера Нейл, разве так не удобнее? Допрос Гэби не дал ничего нового, Гэби тоже покричала: "Он идет!" и все. Пришлось сразу идти в комнату, где баб убили (как видите, ходьбы тут очень много), и там-то наши охотники ловят Гэби. Нет... Точнее не так. Точнее Гэби нападает на Эми, ребята неудачно пытаются захватить призрака, но почему-то тщетно и аппарат приходится выключить. Эми бьется в падучей и одновременно видит, как Дятел хочет замочить Гэби. Он снимает свой клюв-противогаз и оказывается, что это... Генри!
Генри же приходит в себя из-за ночных кошмаров с участием своей бывшей, видит чьи-то руки в двери и решает вдруг убить Нейла, для чего достает револьвер из сумки, а потом заходит к своим товарищам и начинает нести какую-то чушь про японский отряд 731, который всего лишь изучал влияние страха на организм и поэтому якобы американское правительство его простило. В общем, Генри фанатик науки и проводил тут эксперименты по влиянию страха на активность привидений. Тут Эми совершенно тупо щелкает диктофоном, и охреневший Генри кричит что-то типа: "Сэй хеллоу май литл френд!!!11адин" и пытается их типа замочить, но Нейл дает ему в жбан и разыгрывается мега-потасовка за револьвер. Бегите! - кричит тупой Нейл, вместо того, чтобы попросить помощи у двух баб помочь обезвредить раненого в руку мужика. Бабы сдуру убегают, но к счастью, тут слышен выстрел - Нейл справился и сам. Ах нет, ни фига, он, видимо, промахнулся в упор и Генри захреначивает его невесть откуда взятым ножом. Наверно, за поясом носил.
Генри долго и смачно бьет Нейла ножом, не оставляя при этом на лезвии крови (магия!) и бежит за бабами, вооружившись револьвером. Далее он тщательно пародирует Джека Николсона из Сияния пополам с Томми Вайсо из "Комнаты".
Бабы пытаются спрятаться на чердаке, но Генри ловит Эми, ранит Белую и та угрожает ему, что разобьет пробирки: "Если ты убьешь ее, ты потеряешь все, над чем работал!" Нет, если он убьет ее, а ты разобьешь пробирки, он просто соберет призраков по-новому и все - по-моему, это очевидно. Но тут вылезло привидение сзади, с испугу Генри стал по нему шмалять и... привидение оказалось непробиваемым как танк! Пуля рикошетом замочила Белую, и та уронила пробирки, после чего освободившиеся духи утащили Генри к себе в ад как сенобиты своих жертв убивают его страхом. Совершенно охреневшая Эми выходит на улицу утром, куда уже прискакали два очухавшихся патрульных, которые, не обращая внимания на израненную девушку с пассатижами, забегают в дом. Конец. (Кстати, а кто и на фига убил патрульного? И Черную?)
Итог? Фильм, как видите, мистический триллер, а не фантастическая комедия как оригинал. Сделан довольно топорно, актерская игра средняя (лучше всех кривляется Генри - Стефен Мэнли, который снялся в последнем кассовом фильме в 1984 г. - "Звездный путь-3"), спецэффекты дешевые, саспенс неубедительный, скримеры нарочитые, режиссура убогая, декорации - какой-то старый разваленный дом. Единственное - сценарий, в общем, был бы не так уж плох, если бы могли связать как-то линию полтергейста-убийцы и фанатика Генри. Так что, увы, это не тот из фильмов Азайлум, который можно посмотреть под пиво и поугарать от идиотизма происходящего и дешевых спецэффектов. А, ну еще фильм не так омерзителен как фильм Пола Фиги - динамика гораздо хуже, но по актерской игре и сюжету они почти сравнимы, а тупого юмора нету. Заслуженные 4 из 10.