Лачплесис - великий фильм о великой латышской войне

Nov 18, 2015 09:04

Посвящается окончанию Первой мировой войны и Дню независимости Латвии

Я видел в свое время выдающий фильм латышской патриотической клюквы - "Стражи Риги" (2007) о борьбе латышской армии с немецко-русскими солдатами Бермондт-Авалова. Отстой, конечно, лютый, и по сценарию, и по игре, и по технике. Теперь построенные декорации и бутафорские броневики ржавеют в Синевилле - этакой латышской Кубинке, желающие нагуглят. Но оказалось, у фильма был предшественник - "Лачплесис". О нем я узнал из вот этой ссылки.

http://latvianhistory.com/2013/11/09/lacplesis-the-latvian-first-major-movie-from-1930/

Это фильм аж 1930 года. Оказывается, он есть даже на ютубе.

image Click to view



Сейчас я вам кратко перескажу содержание, которое мне помогла понять статейка. Скринов будет не очень много, извините, мне лень.

В 1928 году латышский актер Алекс Рустекис на пару с товарищими сварганил фильм о пришествии большевиков в Латвию. Фильм был, со словам статьи, "наполнен сценами жестокости и насилия" (а то!!!) и ему пришлось постараться, чтобы пройти через цензуру. Старался он зря - зритель ее не принял. Тогда в 1930 году Рустексис стал снимать кино к 10-летней годовщине независимости "Лачплесис" - это такой герой древнелатышского национального эпоса. В кино была куча эффектов - газовая стрельба, взрывы, падения бутафорских самолетов и все такое. Сюжет - главный героя это Янис Ванагс (по нашему Иван Соколов - очень оригинальное имя), который, собственно и есть реинкарнация Лачплесиса. Полноценный латышский супергерой. В него влюблена латышская девушка Мирдза. Или Миржа? - как это произносится, я не знаю. Главный злодей - немецкий офицер Черный Рыцарь (да, в фильме его так зовут). Изображен в лучших традициях 30-х годов - лысый, с двухэтажной башкой, одноглазый и со взглядом Дракулы. Он домогается бабы, а Янис ее спасает. Это фабула.

А сюжет начинается с того, что в латышском замке крестоносцев (!) тоскует в заключении у Черного Рыцаря красавица Мирдза. Тут рыцарю предатель Лаймдота (кстати, однофамилец нынешней премьерши Латвии) приносит волшебную брошь с латышскими народными символами (в латышской национальной культуре она называется "сакта"). Этакая версия Кольца всевластия.



Тот самый артефакт.

Черный Рыцарь, видимо, хочет с ее помощью заваеватьмир и прочее, что обычное бывает в таких фильмах. Тут появляется Иван-Царевич Лачплесис с копьем и щитом, который пытается ему помешать, побеждает тевтонов с рогами на шлемах потом эпичная латышская версия Горца - дуэль главных героев с рубанием на мечах. Наконец - напряженный момент! - рыцарь теряет меч и Лачплесис его опрокидывает. Но... Рыцарь вынимает меч обратно и нападает вновь! И ТУТ!..

И тут оказывается, что это все молодой парень Янис читает на сеновале в 1905 году. И брошь уже у него. Откуда-то. Не спрашивайте, откуда, есть и все. Тут он встречает русскую карательную экспедицию, которой командует реинкарнация Рыцаря, отрастившая волосы. Рыцарь требует у него указать ему дорогу к какому-то Саулису, но Янис незаметно снимает гайку с их колеса (!), успевает прибежать к тому домой первым, предупредить его с дочерью Мирдзой и короче, спасает их обоих, получив на прощание от Рыцаря шрам на щеке от стека.



Руссишен начальникс кагбэ говорят, что Янису шкабздец.

Потом сразу 1914 год. Янис стал офицером, служит в латышских стрелках на Острове смерти, а однажды, переправляя донесение, наткнулся на беженку Мирдзу, которая переправляется в Ригу. Он ей помогает, участвует в эпических сражениях с немцами, выживает под газовыми обстрелами, спасается от пули благодаря волшебной брошке и в конце концов... отсылает эту брошку Мирдзе в знак любви. Кстати, в этой части фильма - ВНЕЗАПНО!!! - латыши опережают "Чапаева". Серьезно, там есть обстрел пулеметной командой немцев переправлявшегося через реку на коне русского офицера. Все то же самое - крупный кадр на стреляющий пулемет, плывущий командир в фуражке и машущие руки в воде. Только тут герой все-таки выплывает. Ну гениально же! Параллельно действию показывают прогнивший буржуазный тыл, где обыватели играют в карты.

Дальше следуют кадры архивной хроники немецкой оккупации и резко - 18 ноября 1918 года. Показано провозглашение независимости Латвии, причем сняты реальные лица, в основном те, что были там в тот день за 10 лет до этого - в том числе, конечно, Густав Земгалс и Карлис Ульманис. Но несмотря на независимость, кушать что-то надо - Мирдза продает шмотки на рынке и однажды натыкается на того же Черного Рыцаря в штатском. Он флиртует, договаривается с ней о покупках, приходит к ней домой, видит брошь и загорается взять себе. Но Мирдза не дает... брошь, в смысле, Рыцарь психует, пытается ее отнять силой, но приходит ее отец, который узнает мужика и Рыцарь сваливает. Он подсылает реинкарнацию Лаймдоты и тот приносит ему брошь прямо в кабинет, где Рыцарь внаглую курит сигару в пиджаке (напоминаю, Рига, по сюжету большевики у власти). Мирдза плачет, но в ответ на предложение обменять брошь на свое йуное тело сваливает из Риги и посылает письмо отцу, который успел попасть в тюрьму. Почему он попал в тюрьму? Потому что кровавые большевики!

Янис в это время в Эстонии воюет в Северолатвийской бригаде. Кстати, эстонцы в фильма ваще не фигурируют. Ну да, кому они нужны. Несколько сцен с проходом ополчения в валенках и ушанках - и сразу возвращение в Ригу, где рижане встречают героев Латвии цветами. Эффектное шествие латышских солдат... По непонятной даже мне причине Рыцарь сваливает с Ламдотой из страны, собирает пожитки, но в последнюю секунду по идиотской причуде сценариста забывает брошь в кабинете. Янис тем временем встречается с откинувшимся из тюрячки отцом, который ему все рассказывает. Пока злодеи мчали из страны на автомобиле, сжигая какие-то документы, Янис прибежал в кабинет и, конечно, нашел брошь. Узнав об этом, Рыцарь входит в сговор с Бермондт-Аваловым, который выглядит точь-в-точь как настоящий. Точно не оригинал играл за полставки?



За исключением аршинного Мальтийского креста - мать родная не отличит.

Следует заседании штаба, на котором присутствуют Рыцарь в форме и парадном пикельхельме со здоровенным германским (и откровенно самодельным) орлом. В штабе все немцы почему-то поголовно в гусарских мундирах. Авалов долго курит сигару и водит пальцем по карте. Жаль, картошки под рукой не было бы, а то могли бы еще раз переплюнуть "Чапаева". При этом все герои почему-то сначала указывают на Ригу, потом на Петроград и Москву, а затем зачем-то бьют кулаком по Парижу. Видимо, имеется в виду, что Германия собиралась отомстить Франции за 1918-й год. Показывается войско Бермондт-Авалова. Изображено довольно интересно. Одеты все в немецкую форму с М16, с русскими командирами в русской форме и немецкими офицерами в тех же пикельхельмах, но на рукаве православный крест (отличительный символ ЗДА) лишь у некоторых, у других мелькают какие-то значки (то технических войск, то оленья голова - символ Немецкого Легиона ЗДА), зато почти у всех на рукавах щитки с латинским крестом. Фрайкоры ЗДА действительно носили такой щиток, только был там не крест, а тевтонский меч, очень похожий по форме.




Кено и жизнь

Вдобавок у всех немцев на касках явно нарисованы черепа. Что несколько странно, так как я про такие каски в Прибалтике не слышал.




Обратите внимание на оригинальное ношение винтовки...

Короче, пример замечательной немецкой клюквы, причем, русских там почти нет, а если есть, изображены вполне нормально. Хотя меня позабавило, что в музыкальном сопровождении регулярно слышатся переборы из "Калинки". В общем, и щитков таких не было, и пикельхельмы в 1919 году у фрайкоров никто не носил - инфа 100%. Зато показали Конвойную сотню Бермондт-Авалова в гусарских мундирах. Правда, явно русских, а не немецких. Все равно, почти как в жизни.




Осевшая на каком-то хуторе Мирдза попадает им в лапы, но Рыцарю она не нужна и после пары пафосных диалогов он ее отпускает.

Итак, разнокалиберно одетая немецко-русская армада идет на Ригу под предводительством Бермондт-Авалова. Но, к счастью, в Даугаве есть флот союзников! Следует крупный наезд на какой-то баркас (буквально - нос в нос), подъем британского флага и возня возле морского орудия латышских матросов, одетых в форму британских матросов. Затем - Митава, где сидят белолатыши в русских шинелях и каждый второй - в адрианке. Грядет схватка двух реинкарнаций, кароч. Тут летит ероплан с крестами. Янис смотрит в сторону и говорит команде с с британским Виккерсом: ей, мужики, глядите, ероплан летит - и показывает пальцем. У! - говорят те и направляют пулемет, так удачно установленный для стрельбы в небо, на ероплан. Через секунду ероплан замечают и солдаты и ложатся на землю. Следует пальба, в небе кувыркается какой-то черный крестик, крупный план на солдат - и на земле горят останки. Круто. Так и не скажешь после первого просмотра, что это была моделька.



Символииииизм!!!

Стрелки строятся и тут же резко - бесконечная череда сражений. Стрельба на улицах, стрельба в траншеях, стрельба на мосту, немецкая пулеметная команда, чудовищно переигрывая, гибнет и открывает проход на следующую декорацию. Их поддерживает с помощью эффектных взрывов английский флот на нескольких пароходиках, причем Янис и сюда поспел и лично указывает, куда стрелять. Наконец флот высаживает десант, и латыши начинают заниматься сложной работой - складывать трофейное оружие. Я не шучу, после высадки десанта и прохода каких-то двух пленных, мельком показанных, латыши начинают грудами приносит пулеметы, шашки, винтовки и орудия. Грудами! А уже потом приводят пленных. Еще арьергардные бои, в которых явно заметно влияние "На Западном фронте без перемен", на карте сдвигаются флажки... И тут резко - штаб Бермондта (ну, надо так полагать), где все пьют, жрут, колотят по роялю, танцуют канкан и пялятся на полугую танцовщицу на столе. Пьют в основном члены Конвоя и какие-то гражданские, среди которых полно баб. Особенно, конечно, веселится Бермондт, который обнимает сразу двух баб.



После этого зачем-то Рыцарь, который не пьет, как истинный ариец, едет на хутор к Марзе. Причем почему-то только с Лаймдотой. Они выламывают дверь и начинают ее искать (напряжение! саспенссс!) Чего он от нее хотел, я так и не понял, но тут внезапно (!) приходит Янис и начинается ремейк начала фильма. Янис успевает вырвать у дурака пистолет, но потом в лучших традициях тупых боевиков предлагает бороться на ножах саблях. Верный Лаймдота выходит из игры, мужики душат друг друга на полу, немец искаженным лицом идет на Яниса с замахом сабли, но тот выбивает ее табуретом, но в тот момент, когда немец КАГБЭИЗПОСЛЕДНИХСИЛ поднимает свой маузер и целится, его снимает так вовремя подошедшие товарищи Яниса и Черный Абдулла Рыцарь скатывается по лестнице. Согласитесь - вот это нестандарт. Чтобы главзлодея замочил не главный герой. Поцелуй счастливых влюбленных, снайпер, увидев это, закуривает, чтобы не мешать молодым - конец.

Ну что сказать про фильм в целом? Несмотря на явные технические огрехи и традиционные черты немого кино типа переигрывающих актеров и картонных персонажей, он действительно неплох. Сюжет, конечно, писался явно не без травы и представляет собой в первую очередь не историческую картину, а любовную мелодраму (как это часто бывает и сейчас), но так делались все фильмы того времени. С художественной точки зрения он действительно сделан неплохо и местами даже талантливо. Актеры временами тоже старались, немец своими ужасными гримасами а-ля Дракула особенно впечатлил.




Делался фильм при поддержке латышских айзсаргов (которых британский источник называет "Гражданской гвардией"), так что с технической стороной дела там вполне пристойно. Эпизоды Первой Мировой, на мой взгляд, там практически идеальны - времени прошло немного, как все было, все отлично помнили, а реквизита и оружия было достаточно. Некоторые фрагменты, где снимаются то ли айзсарги, то ли военные, вообще выглядят как кинохроника. Зацените, например - аутентичная винтовка маузера с магазином на 25 патронов; тогда такие делались иногда отдельными самоделкиными для увеличения боезапаса.




Правда, боев за Ригу можно было бы показать и побольше, да и более связно, как-никак, целый месяц прошел в блокаде.

Ну, и главное - фильм содержит меньше клюквы и патриотической идиотии чем "Стражи Риги" 2007 года, хотя и не имеет 4 миллионов долларов и броневичков. Забавно, кстати, что в единственных латышских фильмах о независимости главный враг - немцы и Бермондт, а не большевики. Не признавать же, что эти же немцы большевиков и победили.

дотянулся проклятый!, забугорная дичь, бугога!!!, обзоры из личных архивов, полезно, чужая правда, кено и немцы, супермэн, циничный пересказ

Previous post Next post
Up