год: 2015
страна: Россия
слоган: «Когда дороги не выбирают»
режиссер: Сергей Попов
сценарий: Евгений Никишов, Эммануил Казакевич
В главных ролях:
Юрий Борисов
Амир Абдыкалыков
Мария Карпова
Буквально только что вернулся с просмотра этого фильма и спешу поделиться впечатлениями. Я поздравляю вас, уважаемые, в кои-то веки сняли хороший фильм о войне!
Смотреть этот фильм я пошел в кинотеатр. Почему? Потому что, как оказалось, он снимается по повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военным дневникам Константина Симонова. Ну, решил я, с такой сценарной основой будет тяжело испортить кино. Имя режиссера и актеров ничего не говорили, но по списку на кинопоиске было видно, что какой-то опыт у них есть. Так что пошел я в кино скорее с надеждой, которая, слава богу, оправдалась. Кстати, последний фильм, на который я ходил в кинотеатр, был "Белый тигр" и он в целом понравился, хотя история про Моби Дика на войне не очень подходит теме Великой Отечественной. Забавно, но оказалось, что "Дорогу на Берлин" продюссировал тоже Шахназаров! Это уже становится традицией... А я-то беспокоился, титры говорили, что фильм делали при помощи РВИО. Видел я "Батальонъ", снятый при помощи РВИО... Слава богу, это лучше и "Батальона", и "Белого тигра", и многого другого.
Сюжет следующий:
Действие фильма происходит в Великую Отечественную войну. Главные герои - лейтенант Огарков и рядовой Джурабаев - молодые люди, выходцы из разных союзных республик, разные по характеру и жизненным позициям, но объединенные общей целью. В основе фильма лежат их сложные отношения и поступки, продиктованные фоном страшных событий войны. Это история о человеческих взаимоотношениях, истинных нравственных ценностях, долге перед Родиной, близкими и самим собой.
"Двое в степи" я не читал, но, сейчас, просмотрев по быстрому текст, могу сказать, что сюжет целиком взят у Казакевича, а фон и некоторые эпизоды с деталями - у Симонова; в частности, у Казакевича дело было в в донских степях, а в фильме - где-то в средней полосе России. Честно говоря, не хочется акцентироваться на сюжете, пусть каждый сначала сам его посмотрит. Скажу одно - он лучшее, что есть в фильме. Ставка на советских фронтовиков оправдалась с блеском. От начала до конца я увидел настоящую войну с ее ужасами, внезапными смертями, потерями и самопожертвованием. При этом нужно учесть, что фильм посвящен 42-му году, там показаны поражения Красной Армии, собственно, на этом во многом строится сюжет, поэтому там много довольно сильных фронтовых сцен, которые сегодня для потомства кажутся страшными, а тогда были печальной обыденностью. Неудивительно, что первое издание "Двое в степи" вызвало много нареканий на автора за сомнительность или "антисоветчину" (и это при том, что Казакевич до этого издал "Звезду" - ту самую, если кто не знает) и переиздать его удалось только в 1962 году. Но на самом деле, несмотря на "непарадность" и нарушение устоявшихся тогда в послевоенной литературе героических канонов, это настоящая патриотическая история - о долге перед страной, о том, как разные люди, разведенные всем, включая военный приказ, становятся фронтовыми друзьями в боях, о том, что пережила наша страна в те ужасные годы. И кстати, то, что один из героев казах - тоже очень радует, нельзя ни в коем случае забывать, что та война обрушилась на весь СССР и все народы заслужили право на ту Победу своей кровью. Это сейчас особенно актуально, когда Победу многие известные всем государства пытаются либо вычеркнуть, либо приватизировать.
Технически фильм тоже оказался удивительно хорош. Я лично не заметил ни единой помарки. Этим он, кстати, выгодно отличается от "Белого тигра", где, как ни крути, был заметен некоторый недостаток денег, из-за чего действие казалось камерной драмой. Например, само начало, где солдаты наиграно пригибались под невидимым обстрелом. Тут же такого нет. Все снято, конечно, не с озеровским размахом, но хорошо. Батальных сцен не так уж много, но они отыграны блестящи. Многие заклепочники порадуются довольно высоким для отечественного кино уровню декораций и техники типа мелькающих по ходу действия КВ, Т-34 (еще первые, 42-го года!), американским фордам с укрытыми Катюшами (по-моему, это были перекрашенные Зилы, но не уверен), недурственно нарисованным самолетам, даже немецким танкам (не уверен, но по-моему, использованы те штуки, что остались со времен "Сталинграда" Бондарчука). Но кроме них отлично подготовлены грим, костюмы, адекватно показаны тогдашние отношения в армии и в тылу, абсолютно реалистично изображены бои и мелкие детали фронта и тогдашнего быта, в общем - пять с плюсом. Вот вам и некоторые фото со съемок, можете оценить.
http://massovki.ru/viewtopic.php?f=40&t=166966 Что до актерской игры, то тут все в целом тоже хорошо, разве что я все-таки отметил бы, что сюжет, построенный на жестоких жизненных реалиях, требует очень хорошей актерской игры. Тут, мне кажется, все-таки главный герой лейтенант Огарков (Юрий Борисов) малость не дотянул. Не то чтобы он играет плохо - вполне убедительно, но есть некоторые моменты, когда надо выдать Драму и Глубокие Переживания. Тут все-таки виден определенный потолок, прорывается современный парень в военной гимнастерке тех лет. Но в целом это не особенно-то и царапает глаз, легко не замечается. К остальным актерам, пожалуй, претензий нет, все отыграли неплохо, в том числе казах Амир Абдыкалыков - кстати, судя по информации из сети, это его первый фильм!
Как ни странно, но в фронтовой драме, заполненной смертью и трагедиями, нашлось место и юмору. Да, невольно бывает смешно, когда молодой лейтенант, например, пытаясь убежать из-под конвоя, примеривается вилами в конвоира. Видно, что он не сможет убить человека и слишком уж старается, отсюда и смех. Так что в целом, несмотря на все жестокости, чувствуется, что конец у истории будет счастливый.
Единственным недостатком картины я бы все-таки назвал некоторую слабость режиссуры и монтаж. Они, правда, на уровне, но чувствуется недотягивание до советской школы. Если по сюжету видно, что в тексте был сложный внутренний конфликт героя, его развитие из простого неопытного лейтенанта до опытного и ответственного командира, то в фильме все это показано внешне, во многом поверхностно, за фоном основного сюжета. Лишись, видимо, из-за недостатка опыта режиссера, внутреннего стержня - постепенно развивающейся человеской драмы - картина в итоге в большинстве лишается эмоциональных перепадов и поворотов и превращается в мозаичный набор хорошо сыгранных эпизодов-кусочков, которые скрепили хорошим сюжетом, но который все равно выглядит скорее как набор сцен, чем как хорошо сыгранная единая история. Но думаю, это претензия уже для специалистов, широкая публика вряд ли это заметит, так как сам сюжет искупает все. 8 из 10.
Забавно, что "Двое в степи" Константин Симонов-то критиковал. А теперь вот совершилось "примирение" двоих писателей в одном материале)) Кстати, книга была экранизирована еще в 1962 году и я обязательно познакомлюсь с этим фильмом. И еще надо признать, что "Двое в степи" действительно звучит куда более адекватно, чем "Дорога на Берлин", поскольку никакой дороги на Берлин в фильме и нету.
Итого. Я не знаю, получите ли вы удовольствие от "Битвы за Севастополь" и ремейка "А зори здесь тихие", но вот от "Дороги на Берлин" вы удовольствие получите точно! И я всячески советую в праздники пойти именно на этот фильм, тем более, что он почему-то лишен широкой рекламы на фоне конкурентов.
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!