Остров Сокровищ 1990

Jan 27, 2015 02:24

       Продолжая тему рецензий на экранизации романа одноимённого Роберта Льюиса Стивенсона (уже имеющиеся рецензии - здесь и здесь).



Итак, "Остров Сокровищ", экранизация 1990 года. Снят компанией "Turner Pictures", Великобритания и США. Режиссёр - Фрейзер Кларк Хестон, он же продюсер (совместно с Тедом Ллойдом и Питером Снеллом) и автор сценария. Музыка - Пэдди Молони.
       Когда парусный ялик с Билли Бонсом подгребал к берегу, на котором одиноко торчал постоялый двор "Адмирал Бенбоу", я не мог не отметить красивую работу моряка, сидевшего на румпеле. Он ловко и легко управлялся с парусом, и фильм мне заранее понравился. Забегая вперёд, сообщу, что впечатление от первых же кадров оказалось не обманчивым.

  Хорошо и со вкусом подобранная натура (увы, не везде). Колоритные персонажи (грамотный кастинг). Тонкая работа художников-постановщиков и мастеров по костюмам. Музыка вплетается в фильм очень органично, не отвлекает - и даже напротив, иногда хочется, чтобы она звучала громче. Притом хорошая музыка, стилизовка под старинную. Очень помогает при просмотре. Хорошая, качественная режиссура и операторы молодцы. Глаз не резанула ни одна затянутая или слишком укороченная сцена - повествование ровное и динамичное. Хорошая и убедительная игра актёров. В общем, при первом просмотре получил удовольствие; то же самое было при втором, третьем и десятом. Романтика моря и приключений наличествует и преподнесена весьма добротно.
       Но, как я уже говорил, ни одна экранизация "Острова Сокровищ" (ну, это на мой узкоформальный взгляд, конечно, и исключая весёлые) пока не обошлась без дёгтя - где ложечка, где чумичка, а где и целое ведро. Увы, в этом фильме его также имеет быть.
       Содержание рассказывать глупо, его и так все знают. Поэтому просто прогуляемся по кадрам и поразмышляем вместе.
       Вот Билли Бонс (Оливер Рид). Матёрый такой Билли Бонс:



Как и положено, бухает, тиранит постоялый двор, но доктор Ливси срезает его в два счёта. Роль немного подпорчена чересчур старательным дубляжом (это, кстати, общее замечание). А вот Чёрный Пёс (Джон Бенфилд):



Слепой Пью (Кристофер Ли) - роль эпизодическая, но выписана чисто, не придерёшься:



Надо отметить, что в фильме очень просто отличить положительного персонажа от отрицательного. У всех положительных белозубая голливудская улыбка, а у отрицательных кариес с пульпитом аж наружу прут.



Миссис Хокинс мне как-то не очень понравилась: слишком уж лихая. Чуть что - сразу за мушкет. И не просто пугает, а в случае необходимости спускает курок не раздумывая. С одной стороны, можно понять: лишилась мужа, всё хозяйство сама тянет (ну, плюс Джим, конечно), поневоле сильной женщиной станешь. С другой - ну вот как-то всё же перебор. Ладно, авторы фильма увидели её такой, и это даже интересно, потому что немного сбивает устоявшиеся стереотипы.
       Не могу не отметить, что практически всё идёт почти точно по книге. За исключением отдельных моментов, на которых остановлюсь ниже.
       Юный Джим Хокинс (Кристиан Бэйл) не такой уж и юный, чтобы не тяпнуть винца в компании достойных джентльменов:



Он и по роману такой. Ром не хлещет, а пару глотков анжуйского разве ребёнку помешают? ;)
       Впрочем, для юнги Джим как бы немножко староват (в смысле годиков)... Мальчики его возраста в викторианскую эпоху сплошь и рядом уже командовали батареями боевых кораблей, стояли ходовую вахту и носили не то что мичманский, а подчас и лейтенантский чин, а то и вовсе были помощниками капитана. Юнцы в британском флоте были нормой, и вот такой вот юнга Джим на их фоне таки выглядит переростком. Молодой матрос - так было бы сказать правильнее (ну, отталкиваясь от привычного нам понимания слова "юнга"), однако по-английски оно так и звучит: young, что означает "молодой матрос". Кто ж виноват, что судьба улыбнула ему выйти в море именно сейчас, а не парой лет раньше? В этом кадре Джим Хокинс, едва взойдя на палубу, получает втык от капитана, а вид боцмана Джоба Эндерсона (Роберт Патт) как бы говорит: "Это корабль, детка"; на заднем плане Долговязый Джон топает к себе на камбуз:



В фильме Хокинс честно вкалывает наравне с остальными матросами, а не только помогает коку и носит обеды в капитанскую каюту, и в этом смысле даннное кино честнее некоторых прочих. Хочу заодно отметить, что роль Джима, на мой взгляд, сыграна безупречно. Так же, как роль доктора Ливси (Джулиан Гловер):



Все самые лучшие качества британского джентльмена воплощены в этом киноперсонаже. Браво! Я аплодирую всерьёз, без шуток. Равно как и капитану Смоллетту со сквайром Трелони (Клайв Вуд и Ричард Джонсон):





Очень колоритные и сыграны прямо таки мастерски. Они в точности такие, какими их замышлял Стивенсон, больше ничего и сказать не могу.
       А вот Сильвер (Чарлтон Хестон)... Нет, я не хочу сказать, что сыграно плохо. Нет. Сильвер очень харáктерный:



Но вот нет в нём того жуткого обаяния, которое вкупе с жестокостью и коварством вывело его в лидеры. Здесь Сильвер просто жесток и коварен. Брутален, да. Харизматичен. За счёт чего и командует. А обаяния - тю-тю. К нему люди тянутся лишь потому что боятся. От него могильным холодом веет, а не обаянием. В общем, не совсем тот Сильвер, которого выписал нам Стивенсон и которого довыписал Рональд Делдерфилд в "Приключениях Бена Ганна". Я б на месте капитана Смоллетта такого с собой в море просто не взял бы - это ж ходячий одноногий бунт, а не кок... Но выбранного режиссёром Сильвера Хестон сыграл тоже отменно. И попугай сыграл неплохо, хотя в лично моих стереотипах у Сильвера на плече почему-то белый какаду :)
       А Том Морган (Джеймс Койл) - ну натуральный такой Том Морган :))) красавчик:



Кому-то, может, напоминает Промокашку из "Место встречи изменить нельзя", но нет: Том Морган не фраер, а та ещё бестия.
       Ладно, хватит пока о человечьих ролях. Ибо непременным персонажем "Острова Сокровищ" является шхуна "Испаньола". Вот она, красавица:



И кто скажет, что это не шхуна, тот может пойти и убиться головой об планширь :)))))
       Возможно, я ещё застану экранизацию "О.С.", в котором роль "Испаньолы" будет исполнять (как и положено по роману) трёхмачтовая гафельная шхуна. А тут в её роли мы видим американский корабль "Bounty", построенный в 1960-м году. Это чуть увеличенная копия того самого мятежного "Баунти" постройки 1787 года, тут как бы есть лёгкое несоответствие в годах... Сквайр Трелони восклицает: "Ей может управлять даже младенец!". Ну-ну. С прямым-то парусным вооружением, да с таким количеством парусов и бегучего такелажа... Справедливости ради стоит заметить, что штатный экипаж "Баунти"-1960 был всего 12-14 человек - но это за счёт применения некоторых современных ухищрений, которых не было в те годы. А тут на палубе моряков - целая куча, и возникает ещё один вопрос.
       Нет, сначала о грустной судьбе корабля. Следуя из Нью-Лондона (Коннектикут) в Санкт-Питерсбёрг (Флорида), он погиб 29 октября 2012 года, попав в ураган Сэнди, и затонул в 90 милях к зюйд-осту от мыса Гаттерас...



Фото: последние минуты "Bounty"

Так вот, вопрос: на палубе и мачтах куча народу (это хорошо видно на экране), и если с капитаном и сквайром осталось всего семь человек (плюс Джим и Бен Ганн), то все остальные, надо полагать, примкнули к шайке Сильвера, и удивительно, что не сумели одержать победы... Это, несомненно, прокол авторов фильма, притом явный.



Ладно, подняли паруса и гребём дальше. Капитан Смоллетт командует своему помощнику мистеру Эрроу (Ричард Бил), тот громко репетует команды боцману, а за штурвалом - мистер Хендс:



Переводчики фильма, как водится, не удосужились заручиться помощью моряка, соображающего в парусах, а потому напихали уродливых команд и докладов, да таких тупых, что даже не хочется их тут воспроизводить. Это на их совести, а не на совести авторов фильма, но сообщаю: из-за этого фильм в нашем прокате много потерял, ибо теряется вкус морской романтики. Это как если бы КВС говорил второму пилоту при посадке: "Опускаем колёса" и "Включаем моторы на задний ход" =(((
       Как бы то ни было, "Испаньола" птицей летит на выход из Бристольского залива:



Мистера Эрроу пираты первого смайнали за борт, воспользовавшись его неумеренной тягой к спиртному (как и в книге). И вообще дальше всё идёт почти точно по роману.



Вот молодой матрос Дик (Стивен Маккинтош), поддавшийся на агитацию Сильвера:



А вот Израэль Хендс (Майкл Хэлси) говорит Сильверу, что ему надоело терпеть и ждать начала мятежа (а Джим в это время сидит в бочке с яблоками и с ужасом слушает):



В этот момент с верхней палубы орут "Земля!", и все бегут смотреть. Смотрят они очень забавно: корабль идёт курсом точно на остров, стоящий за штурвалом сквайр восторженно показывает пальцем вперёд, однако все тут же спешат на левый борт и ффтыкают остров, явно находящийся у "Испаньолы" на левом траверзе:



Ого!.. ни фига ж себе островочек... По роману он в длину максимум девять миль, а тут...



Камера панорамирует вправо, и виден крайний мыс, а за ним горы, горы, горы...



Да тут не девять, тут все сорок миль будут! А то и больше... Что, не могли подходящий берег заснять? Странно как-то.
       В общем, команда высаживается на берег, и далее снова всё идёт по книге. Джим убегает и втихаря наблюдает из кустов, как Сильвер безуспешно вербует, а затем убивает честного моряка по имени Том (Бретт Фенси):



А потом встречает Бена Ганна (Николас Эмер):



Бен Ганн поначалу показался мне каким-то чересчур шизанутым. Потом я подумал хорошенько и решил, что его показали правильно.
       Корабль стоит недалеко от берега в Южной бухте. Вот доктор Ливси и Абрахам Грэй высаживаются на берег, и мы, вспоминая карту (которую видели в приёмной у сквайра в начале фильма) понимаем, что где-то правее находится блокгауз, а пираты высадились левее. Дистанцию корабля от берега тоже можно оценить (тут всё нормально, кстати, веселяк будет чуть позже):



Блокгауз нам показывают вот таким:



И тут я не согласен. Частокол хлипкий (палисадник, а не частокол), и сам "дом-крепость" не крепость, а хижина какая-то, с дюймовыми щелями между брёвен. Про крышу и вовсе молчу. Ладно, чёрт с ним. Это ещё не чудеса.
       Вот наши добрые авантюристы смываются с корабля на шлюпке:



До берега - пара кабельтовых; ребята Сильвера всё это видят, Сильвер играет аврал и спешит на перехват по "зелёнке". Быстро у него не получится (чуть ниже увидим почему), а с "Испаньолы" по шлюпке начинает долбить пушка. Вот шлюпка скоро уже ткнётскя форштевнем в песочек:



Однако Израэль Хендс был у Флинта канониром, и надо его застрелить. Что сквайр успешно и делает первым же выстрелом.
       Это один из неприятных моментов в романе. Канонир Хендс из пушки мажет по шлюпке, а сквайр из мушкета на той же дистанции снайперски попадает. Правда, не в Хендса, но какая разница? Шлюпку качает; в предыдущей перестрелке на нижней палубе "Испаньолы" они не могли попасть в цель с восьми метров, а тут такая меткость при стрельбе на 120 ярдов. Это не единственный казус романа; если кому интересно, спросите в каментах, я дам пару ссылок, которые могут заставить взглянуть на "Остров Сокровищ" совершенно другими глазами.
       Израэль снова целится...



Кстати, пушка на "Испаньоле" была единственная - медная вертлюжная трёхфунтовка. Мы же тут видим нечто иное; притом она не единственная. Бабах!



Вот лично вы попали бы на такой дистанции в человека, скажем, пулей из ружья 12-го калибра, да с качающегося яла? Я точно не попал бы.
       Мистер Хендс два раза промахивается, и ядра явно разрывные. Не просто сильный "плюх", а взрыв, как от гранаты РГД-5. Причём ядра летят по странной траектории: не зацепив никого в шлюпке, третье ядро взрывается прямо перед её носом:





Когда Хендс стреляет в четвёртый раз, все в шлюпке пригибаются, но ядро, мистически пройдя сквозь них, взрывается прямо в шлюпке, а потом, пробив её насквозь, ещё и в воде (второй взрыв не стал скриншотить, там сплошная водяная стена):



Что там за снаряды такие у Хендса, я не знаю :)) но у них и пули такие же - разрывные. При штурме блокгауза это хорошо видно.
       Наши герои везут с собой на берег оружие, провиант, порох и... и пушку. На кой чёрт - непонятно. Несут они эту кулеврину-кароннаду довольно легко, словно она сделана из папье-маше, а не из чугуния. Актёры стараются показать, что пушка тяжёлая, но это действительно очень трудно изобразить, я не шучу, попробуйте сами. Вот они уже почти достигли частокола, и тут их настигает авангард команды Сильвера. Трещат выстрелы; пули попадают везде попало с белыми взрывчиками (не фонтанчиками, а именно взрывчиками, говорю же, разрывные %))) ), но всё решает переносная кулеврина:



Абрахам Грэй и капитан Смоллетт стрелят прямо вот так, с рук. Их валит на землю отдачей (хе-хе, да им руки отсушить и оторвать должно было), зато в рядах пиратов просека:



Стреляли разрывной картечью, это же ясно, как день. И оставшиеся в живых пираты отступают к своим основным силам, которые в это время...



..да-да, тащат к блокгаузу пушку. Как есть, с корабельным лафетом на колёсиках, тянут пушечными талями, всё по правилам. Этот пассаж авторов фильма ну вообще ни в какие рамки не лезет. Кстати, пушка как минимум третья уже (одна на корабле, ещё одна в блокгаузе). Вот зачем было такую лажу лепить?
       Джим в это время заканчивает свои блиц-договорённости с Беном Ганном:



И успевает в блокгауз как раз перед приходом туда капитана Сильвера. Далее следует положенный диалог с классическими фразами, всё тип-топ, и пираты идут в атаку на палисадничек с хижиной внутри. Всё как бы нормально, если не считать разрывных пуль и того факта, что пушка пиратов как начала палить по блокгаузу в начале атаки, так и продолжала это делать до самого её конца, не боясь попасть по своим (а чо, их до фига же, куда больше, чем положено по роману). Видимо, Израэлю не хотелось идти врукопашную, а с ним ещё несколько человек, которые обслуживали пушку после каждого выстрела - накатывали, банили, заряжали...
       Надо отметить, что капитан, сквайр и доктор, которые в начале расхаживали по палубе со шпагами, во время боя использовали не их, а морские катлассы. Хотя мушкеты у них не той эпохи, а более поздней. Пистолеты вроде бы соответствуют. Бой заканчивается кучей трупов и подвигом Абрахама Грэя, который кидает в пиратских канониров бочонок с порохом:



Хорошая режиссёрская находка, ничего не скажешь.
       Джим ночью сбегает на тузике Бена Ганна, чтобы угнать "Испаньолу" (которая почему-то всё время стоит с креном на левый борт):



На борту он, как и полагается, застаёт пьяную драку (драка, кстати, хоть и хорошо поставлена, но неоправданно затянута) и обрезает левый якорный канат. Поднимается на верхнюю палубу и в лунном свете видит: лежит раненный в левое бедро Израэль Хендс и мёртвый О'Брайен:



После предписанного книгой диалога с Хендсом Джим приступает к угону корабля, то есть к парусам. Эта работа занимает у него практически весь оставшийся кусок ночи - он поднял кливер, бом-кливер и крюйсель, поставил фор-марсель и нижний грота-брамсель, а это работа не из простых. Ему пришлось изрядно попотеть, ползая по вантам и пертам, работая с бегучим такелажем; он выполнил работу минимум шести-семи человек. Крутой юнга... ой, пардон!.. крутой капитан Хокинс, как справедливо заметил боцманмат Хендс. В итоге угон "Испаньолы" пришёлся на начало дня:



И ни капитан сотоварищи, ни пираты с берега этого умудрились не заметить. Ай-яй-яй, какое безалаберное несение караульной службы!
       По книге Джим перерезал якорный канат, и шхуну отливом сдрейфовало в океан, откуда он её и погнал в Северную бухту. Вот что мешало авторам фильма сделать так же?
       Кроме того, отрезанный левый якорь волшебным образом вернулся на своё штатное место под крамбол:



Правый тоже на месте (это так, на всякий случай). И дальше - классика, корабль садится на отмель Северной бухты:



И классическая сцена на салинге:



И потом всё по книжке, и даже начинаешь забывать про ужас батальных сцен в блокгаузе, потому что снято хорошо и интересно. А вот и Джордж Мерри (Пит Постлетуэйт), который всё метил в капитаны, да вот как-то не состоялось:



Джодж Мерри почти напрочь лишён харизмы и брутальности. Ну, пусть будет таким, что ж поделать. Мы ж не знаем, каким он был, кроме того, что он был желтоглазым (больная от рома печень, не иначе) и всё мечтал подсидеть Сильвера. Да разве ж его подсидишь...
       Джим среди груды сокровищ капитана Флинта:



Ну, и ещё одна странная несуразность - с побегом Долговязого Джона. Из последовательности кадров однозначно вытекает, что Сильвер спёр ялик и слинял с борта "Испаньолы" прямо у острова Сокровищ. Логика этого идиотизма лично мне недоступна.



Так и тянуло спросить в экран: чего ты ржёшь, дятел? откуда у тебя уверенность, что они вот прям щяс не скрутят левый поворот и за десять минут не нагонят тебя в галфвинд? куда ты намылился посреди океана с украденным этим несчастным мешочком сокровищ? ты в себе вообще, Джон?! не мог подождать другого момента?!!
       И тут я поймал себя на том, что говорю это Сильверу как живому человеку. То есть как ни крути, а фильм меня почти убедил, зацепил - а значит, и понравился. Несмотря на отдельные явные косяки (а кто-то, может, и ещё найдёт).
       Всем семи футов под килём! :)))



ваш искренне - Флибустьер

могли бы и лучше, франШиза, ведь могут же!, положительный пример

Previous post Next post
Up