Близкие враги (2007)

Jul 05, 2013 14:24


Близкие враги
L'ennemi intime




год

2007

страна

Франция, Марокко

слоган
«The Scars of war last forever»

режиссер
Флоран Эмилио Сири

сценарий
Патрик Ротман, Флоран Эмилио Сири

продюсер
Франсуа Краус, Дени Пино-Валенсьенн, Бенедикт Беллок, ...

оператор
Джованни Фьоре Кольтеллаччи

композитор
Александр Депла

художник
Уильям Абельо, Доминик Каррара, Мими Лемпика

монтаж
Кристоф Данило, Оливье Гаян

жанр
драма, военный, история, ...слова

бюджет

€ 9 780 000

зрители


 409.9 тыс.,   
 5.8 тыс.,   
 4.3 тысФильм весьма не новый, и желающие, думаю, его уже видели. Но не грех напомнить о нем еще раз.

Французский антипод "9-й роты"

Пост о "9-я роте" все же не давал мне покоя. После долгих раздумий я решил показать читателям, что такое действительно хорошее военное кино. Надеюсь, мой рассказ будет для кого-то интересным.

Этот фильм - о войне французской армии в Алжире в 1959 г. Алжирская война для Франции - это во многом то же, что Вьетнам для Америки и Афганистан для России. После Второй мировой войны колониальная система мира начала распадаться, и Франция предпринимала огромные усилия, чтобы ее сохранить. Алжир стал одной из таких "горячих точек", где французские войска пытались не допустить независимости - ведь официально Алжир был неотъемлемой частью Франции. Эта война была жестокая, кровавая и беспощадная с обеих сторон. Политические ее последствия тоже потрясли всю Францию - она привела к падению Четвертой республики, а решение о признании независимости Алжира де Голлем вызвало возмущенную реакцию правого офицерства и формирование в нем "Особой военной организации" (ОАС), которая устраивала диверсии, убийства и бунты в Алжире и пыталась уничтожить самого де Голля. Собственно, по мотивам этих попыток и поставлен знаменитый "День шакала". Одним словом, Алжир во Франции помнят хорошо. Для них это даже не столько аналог нашего Афгана, сколько аналог Чечни.

Некоторые мне говорили, что "9-я рота" - это неплохой, в целом, боевичок. Однако нужно понимать - есть такие войны, про которые не надо снимать боевик. Есть войны, про которые можно снимать только драму. Французы это поняли. В фильме нет геройства "простых парней на войне", патриотизма во имя неизвестно чего и так далее. Нет там и чернухи, как в наших фильмах, в стиле "тупые командиры, продажные федералы и негодные стволы". Там есть кое-что похуже. Там есть спокойная, обстоятельная и беспощадная демонстрация того, как война превращает людей в чудовищ. Там есть уничтожения кишлаков, убийства мирных жителей, случайно и неслучайно, пытки, казни и убийства.

Притом французы не рефлексируют. Они не изображают эту войну как самую позорную в свое истории, своих солдат как кучку варваров, а алжирцев как благородных борцов за свободу. Нет, по обе стороны воюют люди - люди, которые логикой войны отказываются от собственных гуманистических идеалов и превращаются в машины убийства. Жестокости войны влекут за собой другие жестокости, другие третьи, и так получается заколдованный круг, из которого не вырваться. При этом, что еще страшнее, воюют друг с другом граждане одной страны, да еще страны, декларирующей равенство и братство - а в равенстве и жестокость чудовищнее. Страшно, но понятно, когда американский военный убивает вьетнамских крестьян. Но каково видеть, как французский офицер расстреливает ветерана, награжденного орденом Французского легиона? А французский солдат-алжирец - издевается на алжирским же инсургентом?

"Близкие враги" - это не задорный боевик про "хороших солдат", как "Грозовые ворота", и не чернушный выкидыш на тему мнимой толерантности. Это - суровое военное кино о людях, которые убивали друг друга и в итоге убили в самих себе все человеческое. О войне, которая перепахала души, и именно поэтому не может забыться. При этом, в отличие от американских военных фильмов, здесь европейское кино. А значит, не нужен формальный хэппи-энд, не нужна вложенная мораль и обличение виновных. Все в фильме говорит за себя. Тем самым "Близкие враги" продолжает традицию французского военного кино - "Пропавший отряд", "Мой полковник", фильмы Шёндёрффера и т.д. Это довольно важно, учитывая, что в "свободном демократическом обществе" 50 лет был негласный запрет на фильмы по этой теме. Собственно, даже парламент Франции только в 1999 г. назвал войну войной: до этого она именовалась "восстановлением общественного порядка".

При этом фильм снимал, как и "9-ю роту", начинающие режиссер, бывший клипмейкер, до этого работавший над проектами Голливуда - и эта "клиповость" местами дает о себе знать, как и страсть к "картинке" и "эффектам", рассчитанным на зрителя. Даже отдельные сюжетные моменты в фильме, кстати, удивительно совпадают с "9-й ротой": например, уничтожение кишлака или сцена, где бойцы вспоминают погибших товарищей. Однако это отличается от "9-й роты" так же, как небо от земли. Совершенно другой уровень. Если "9-я рота" оставила у меня после себя впечатление полусырого недолепленого боевика-воендрамы с дешевыми спецэффектами в одном флаконе, то "Близкие враги" оставили тяжелое чувство серьезной и трогающей за душу трагедии. Потому что режиссер добился главного - ассоциировал себя с главными героями. Я думал, как бы поступил на их мысли. И я искренне переживал финал. Личная оценка - 8/10, а объективно, из-за техники и некоторой неоригинальности сюжета - не меньше 7.

позитив, полезно, положительный пример

Previous post Next post
Up