Ели бы в галло-римском местечке Анициум не было предприимчивых и инициативных девиц, то не было бы и чудес, которые в былые времена прославили Овернь на весь каталический мир. Девицы, девы и дамы одухотворяли это место со времен доисторических мегалитов и друидских культов, от галло-римской эпохи до первых христиан, наполняли это место мистическими флюидами и божественными откровениями, которые не дают покоя чувствительным поломникам по сей день.
Сегодня городок Анициум или Пюи-ан-Велэ (Puy-en-Velay), или колодец храбреца запрятан в далеке от больших дорог и городов в сердце Центрального Массива.
Дальмены, возведенные на жерлах вулканов славились своими исцеляющими свойствами. Камни одного из таких дальменов - алтаря кельтской девицы АНА, умевшей вызывать снег в июне - легли в основу первой христианской церкви, построенной в 312 году и расширенной в 962 епископом Godescalc - первым французским поломником к мощам святого Якова и основателем Королевского пути де Компостелла.
Посвященная изначально Святому Михаилу, церковь получила в просторечии название лестницы архангелов или Иглы Михаила.
Другая легенда о девице - девственнице, но уже галло-романской, гласит, что девица была обвинена в прелюбодеянии и оклеветана, она попросила защиты у святого Михаила и для доказательства своей невинности бросилась с вершины Иглы. Не трудно предположить, что она была спасена архангелом. Преисполненная веры, дева бросилась в пропасть второй раз и снова была спасена. В третий раз она из годыни и тщеславия собрала толпы поломников, бросилась вниз и разбилась.
Еще одна легенда и еще один дальмен относится к II - III векам нашей эры. Девица Аурелия заболела смертельной лихорадкой и была парализована, в бреду к ней явилась Черная Дева приказала идти на гору Корней и лечь на каменный стол дальмена. Так девица и поступила, а утром проснулась здоровая. Она рассказала свою историю о чудесном исцелении епископу небольшой христианской общины и тот, после тщательного расследования факта и благословления папы Каликста, возвел первую церковь благовещения Девы Марии на разваленах римского языческого храма. В последствии церковь была расширина, в XI веке она превратилась в Кафедральный Собор - прекрасное свидетельство влияния мусульманской архитектры на романский стиль.
Пюи начинает собирать толпы поломников и в 1095 году папа Урбан II назначает епископа из Колодца Храбреца де Монтройа руководителем первого крестового похода. Поход приносит деньги на расширение и украшениесобора. Появляются прекрасные каменные колонны и резные деревянные двери с позолотой.
А целительный дальмен был положен сначала у входа в храм, для коленопрекланения, в потом внесен внуторь. Сегодня он носит название ЛИХОРАДНОГО КАМНЯ.
Ничиная с периода кристовых походов византийские мастера фрески много и долго работают над украшением собора Благовещения, прекрасные образцы фресок XII-XII веков свидетельствуют о славе и былом богатстве Пюи:
Ниже мы видим ангела вращающего колесо фортуны Максенция и одновременно колесо пыток на котором была разрублена заживо дева Катерина Александрийская 18 лет за публичные дебаты и обращение в христианство семьи и двора римского цезаря:
Изображене Черной Девы было доставлено в храм Людовтком Святым по возвращении из его 7 крестового похода в 1254 году, это было изображение Исиды с Младенцем Осирисом, инкрустированное древними камеями и закамуфлированное под Деву Марию. К сожалению оригинал был предан огню борцами с религией из Комитета Общественного Спасения Робеспьера в 1794 году. Вот так выглядела статуя в 1778 году:
Копию этой статуи можно видеть сегодня в западном нефе собора.
Девы с младенцами на руках прекрасные в Пюи и придают домикам и улочкам старинного города игрушечное и детское очарование: